Нет

ПРЕСС-РЕЛИЗ
Санкт-Петербург,
29 июня 2015 г.

Объявлена резолюция Третьего Российского Тренажерного форума

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» совместно с ФГУП «Морсвязьспутник», ФБУ «Служба морской безопасности» и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта в апреле 2015 г. провели Третий Российский Тренажерный Форум по вопросам тренажерной подготовки членов экипажей морских судов, ее особенностям, проблемам и перспективам развития.

Основные темы выступлений, прозвучавшие на Форуме:

  • Нормативное правовое регулирование тренажерной подготовки членов экипажей морских судов в Российской Федерации;
  • Пути повышения эффективности организации и ведения учебного процесса в учебно-тренажерных центрах;
  • Проект рекомендаций по освидетельствованию учебно-тренажерных центров подготовки членов экипажей морских судов;
  • Повышение эффективности организации тренажерной подготовки через совершенствование системы менеджмента качества.

В Форуме приняли участие представители Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ФБУ «Служба морской безопасности», ФГУП «Морсвязьспутник», ФГУП «Росморпорт», ФАУ «Российский морской регистр судоходства», администраций морских портов, а также специалисты учебных заведений и тренажерных центров морского и речного транспорта, судоходных и круинговых компаний, научных и проектных организаций.

Всего присутствовало 147 человек из 68 организаций России и Казахстана. С сообщениями и докладами на Форуме выступили 24 человека.

Участники Форума были ознакомлены с результатами независимой оценки системы подготовки в учебно-тренажерных центрах в Российской Федерации, осуществленной ФАУ «Российский морской регистр судоходства» в соответствии с поручением Министерства транспорта Российской Федерации, а также с опытом и проблемами, имеющими место при освидетельствовании УТЦ по различным направлениям подготовки в регионах Российской Федерации. Отмечено, что к типовым недостаткам в деятельности УТЦ относятся следующие:

  • система стандартов качества не внедрена, либо не охватывает все направления подготовки, по которым имеется одобрение со стороны Морской администрации РФ;
  • отсутствуют рабочие учебные программы по части преподаваемых курсов, а также часть рабочих программ не актуализирована;
  • рабочие программы не содержат требований к использованию конкретного тренажёрного оборудования, обучающимся не всегда доступна информация о назначении оборудования, выполняемых упражнениях, ожидаемых навыках и получаемых уровнях компетентности, в части рабочих программ не определены критерии оценки знаний обучающихся;
  • не установлены квалификационные требования для преподавателей и экзаменаторов, отсутствуют документальные подтверждения подготовки на конкретном типе тренажера и документальные подтверждения квалификации экзаменаторов.

В рамках круглого стола участники Форума обсудили проект Рекомендаций по освидетельствованию учебно-тренажерных центров и высказали мнение о важности разрабатываемого документа для организации деятельности учебно-тренажерных центров и о целесообразности передачи в оргкомитет Форума предложений по совершенствованию документа с целью обобщения и дальнейшего взаимодействия с уполномоченными организациями по корректировке проекта документа с учетом мнения участников Форума.

Участники Форума рассмотрели:

  • тенденции модернизации Глобальной системы морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) и влияние этого процесса на тренажерную подготовку радиоспециалистов ГМССБ;
  • вопросы гармонизации требований Кодекса ОСПС и Закона о транспортной безопасности в отношении подготовки специалистов по охране и транспортной безопасности;
  • потенциальные возможности комплексной интегрированной информационной системы «МоРе» для использования в учебно-тренажерных центрах;
  • использование тренажера машинного отделения для обеспечения компетентностного подхода в подготовке судовых механиков;
  • целесообразность использования в дальнейшем понятия «САРП» в связи с вступлением в силу обновленных эксплуатационных требований к РЛС (Рез. MSC 192(79));
  • новые тенденции в развитии тренажерного оборудования и других средств электронного и дистанционного обучения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ФОРУМА

  1. 1. Учитывая поправки, внесенные в Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, обратить внимание учебно-тренажерных центров на необходимость скорейшего внедрения и постоянного поддержания системы стандартов качества подготовки в соответствии с Правилом I/8 Конвенции ПДНВ.
  2. 2. Учебно-тренажерным центрам обеспечить наличие в рабочих программах требований к использованию конкретного тренажерного оборудования, критериев оценки знаний и практических навыков в соответствии с требованиями Кодекса ПДНВ.
  3. 3. Учебно-тренажерным центрам обеспечить информирование слушателей до начала занятий о назначении оборудования, выполняемых упражнениях, ожидаемых навыках и получаемых уровнях компетентности.
  4. 4. Учебно-тренажерным центрам обеспечить подготовку экзаменаторов на конкретном типе тренажера с выдачей документальных подтверждений их квалификации.
  5. 5. Учебно-тренажерным центрам обеспечить состояние тренажерной базы, позволяющее выполнять требования Кодекса ПДНВ в части формирования практических навыков слушателей.
  6. 6. ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова организовать сбор предложений участников Форума по внесению изменений в проект «Рекомендаций по освидетельствованию тренажёрных центров».
  7. 7. ФАУ «Российский морской регистр судоходства» с участием ФГУП «Морсвязьспутник» и ФБУ «Служба морской безопасности» доработать проект «Рекомендаций по освидетельствованию учебно-тренажерных центров» принимая во внимание предложения участников Форума, итоговый документ направить в Росморречфлот.
  8. 8. Минтрансу России и Росморречфлоту определить статус разрабатываемых «Рекомендаций по освидетельствованию учебно-тренажерных центров» (утверждение приказом Минтранса России и согласование в Минюсте России или в качестве отраслевого стандарта или публичных рекомендаций Минтранса России с публикацией в открытых источниках или иное).
  9. 9. Принимая во внимание, что проведение занятий по использованию индивидуальных и коллективных спасательных средств, предусмотренных примерными программами «Начальная подготовка по безопасности» и «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками», в зимнее время из-за низких температур воды и воздуха, а так же вследствие замерзания водной поверхности, невозможно или небезопасно для лиц, проходящих подготовку, Росморречфлоту рассмотреть вопрос о регламентации с 2016 г. периода использования в зимнее время тренажеров на открытых акваториях для целей подготовки по указанным программам.
  10. 10. Считать целесообразным ведение единой информационной системы по выдаваемым свидетельствам о тренажерной подготовке.
  11. 11. Принимая во внимание, что любой тренажер, использующийся для подготовки, оценки и демонстрации профессиональных навыков в целях дипломирования, должен иметь признание морской администрации, Росморречфлоту рассмотреть вопрос о разработке технико-эксплуатационных требований к тренажерам, применяемым для подготовки членов экипажей морских судов (включая грузобалластные тренажеры танкеров/сухогрузов и тренажер судовой энергетической установки).
  12. 12. Росморречфлоту рассмотреть возможность дальнейшего развития комплексной интегрированной информационной системы (КИИС) «МоРе» с целью создания единого интернет ресурса для информационной поддержки деятельности учебно-тренажерных центров.
  13. 13. Росморречфлоту организовать работу по актуализации в 2015 г. примерных программ подготовки членов экипажей морских судов с учетом накопленного опыта и изменений в Положении о дипломировании членов экипажей морских судов и организовать разработку примерной программы подготовки «Использование РЛС и САРП». Учебно-тренажерным центрам обеспечить актуализацию рабочих программ.
  14. 14. В бланках свидетельств о подготовке по программе «Использование САРП» название программы «Система автоматической радиолокационной прокладки» заменить на «Средства автоматической радиолокационной прокладки», что будет соответствовать тексту на английском языке «Automatic Radar Plotting Aids».
  15. 15. Росморречфлоту установить требования к подготовке специалистов, осуществляющих тренажёрную подготовку и организациям, осуществляющим подготовку персонала учебно-тренажёрных центров.
  16. 16. Росморречфлоту организовать разработку примерных программ подготовки специалистов, осуществляющих тренажёрную подготовку и экзаменаторов.
  17. 17. Минтрансу России определить порядок освидетельствования образовательных организаций, имеющих право подготовки инструкторов УТЦ и экзаменаторов.
  18. 18. Минтрансу России в связи с изданием приказа от 10.02.2010 г. №32 «Об утверждении Положения об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров» отменить, как устаревшие, следующие документы:
    • «Положение об освидетельствовании учебно-тренажерных центров ГМССБ» и «ТЭТы к учебно-тренажерным центрам ГМССБ» от 26.11.2001 г. № ВР-108-р.
    • «Тренажеры по электронным картографическим навигационным информационным системам. Технико-эксплуатационные требования» № МФ-02-22/848-68.
    • «Навигационные тренажерные центры. Технико-эксплуатационные требования» № МФ-02-022/848-69.
    • «Радиолокационные тренажеры и тренажеры по маневрированию и управлению судном. Технико-эксплуатационные требования» № МФ-02-22/848-67.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.