Факультет судовой энергетики

Декан факультета
Никитин Александр Мстиславович
д.т.н., профессор
тел.: +7(812)321-36-80
E-mail: NikitinAM@gumrf.ru


Зам. декана по практике,
начальник Межкафедральной лаборатории

Гурьев Юрий Георгиевич
доцент
тел.: +7(812) 321-53-86
E-mail: GurievUG@gumrf.ru
Зам. декана по УР
Радаев Анатолий Вячеславович
к.т.н., доцент
тел.: +7(812)321-36-79
E-mail: RadaevAV@gumrf.ru
Зам. декана по УР
Рубцов Михаил Сергеевич
тел.: +7(812)321-36-80
E-mail: RubcovMS@gumrf.ru
Зам. декана по ВР
Егоренков Виктор Федорович
тел.: +7(812)321-36-80
E-mail: EgorenkovVF@gumrf.ru

Обращение декана факультета судовой энергетики к абитуриентам, выбирающим для поступления в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова плавательные специальности 

Выпускники пишут или как я стал инженером-механиком!

Выпускные квалификационные работы размещены в электронной библиотечной системе

Историческая справка

В начале XX века торговое мореплавание в России получило дальнейшее развитие. Этому способствовало появление на флоте пароходов.

С 1895 по 1905 год число паровых судов российского торгового флота возросло до 874 единиц по грузоподъемности - с 206,7 до 418,2 тыс. рег. т. Снижение доли парусных судов привело к изменению кадрового состава.

13 июня 1905 года император Николай II утвердил "Положение об учебных заведениях для подготовления судовых механиков торгового флота".

1 июля 1905 года в соответствии с "Положением" при Санкт-Петербургском училище дальнего плавания императора Петра I было учреждено Училище судовых механиков торгового флота.

Для поступления в училище необходимо было иметь четыре класса городского училища, стаж плавания на морских судах два месяца и возраст не менее пятнадцати лет.

Продолжительность теоретического обучения составляла восемь месяцев. Срок ежегодной плавательской практики, которая включала уход за силовыми установками, определялся двумя месяцами.

Во время теоретических занятий ученики проходили практическую подготовку в различных мастерских: столярно-токарной, слесарно-механической, сборочной, литейной, медницко-котельной, электромеханической, в кузнице. Кроме того, в течение одного летнего месяца каждый ученик должен был работать по восемь часов ежедневно.

Училище имело 4 класса. Первый был подготовительный, остальные – специальные. Всего в 1905 году было подано 45 прошений о приеме, в первый класс было принято 29 человек. Возраст учащихся был от 15 до 29 лет.

Претендовать на место в училище могли все, не было ни сословных, ни религиозных ограничений.

Осенью 1905 года было закончено строительство здания для Училища дальнего плавания на 22 линии Васильевского острова, куда в октябре и переехали оба училища: дальнего плавания и судовых механиков.

22 декабря 1907 года Николай II повелел называть оба учебных заведения "Санкт-Петербургские соединенные училища дальнего плавания и механиков торгового флота императора Петра I".

С этого момента в том же здании до настоящего времени готовятся судовые механики для торгового флота.

С 1944 года училище готовит инженеров-судомехаников и инженеров-электромехаников, этот момент считается началом высшего морского образования в России.

В декабре 2012 года на базе судомеханического и электромеханического факультетов был создан факультет судовой энергетики.

В настоящее время на факультете работает девять кафедр:

Факультет имеет современную техническую базу и тренажеры. С 2013 года факультет возглавляет д.т.н., профессор Никитин Александр Мстиславович.

За годы существования факультета было подготовлено свыше 10000 инженеров-механиков, инженеров-электромехаников на очном отделении и свыше 5000 – на заочном.

Выпускники факультета успешно работают в различных российских и зарубежных судоходных компаниях.

На факультете ведется подготовка по следующим направлениям:

  1. 26.05.06 (180405.65) «Эксплуатация судовых энергетических установок»
    • квалификация выпускника – инженер;
    • форма обучения – очная, заочная;
    • нормативный срок обучения – 5 лет.
  2. 26.05.07 (180407.65) «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
    • квалификация выпускника – инженер;
    • форма обучения – очная, заочная;
    • нормативный срок обучения – 5 лет.

Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности

Лаборатория «Судовых двигателей внутреннего сгорания» оснащена действующими дизелями:

  1. 5ВАН22 с нагрузочным устройством; 
  2. Судовая электростанция в составе дизелей 3406 и 3116 Caterpillar с нагрузочным устройством; 
  3. Двигатель С9 Caterpillar с трансмиссией бурового станка;  
  4. Лабораторной установкой для исследования топлив.
  5. Недействующими дизелями С-8, 3176В, С6,6, 3116 Caterpillar.
    Лаборатория оснащена современными приборами для исследования рабочих процессов в судовых дизелях.

Лаборатория «Технологии технического обслуживания и ремонта» оснащена современными дизелями 3408Е и 3508В Caterpillar для выполнения лабораторных работ, различными деталями судовых среднеоборотных и малооборотных дизелей, мерительным инструментом и диагностическими приборами для диагностирования.

Лаборатория «Судовых вспомогательных механизмов и котельных установок» имеет в своем оснащении:

  1. Различные насосы.
  2. Действующую рулевую машину.
  3. Топочные устройства типов "Монарх" и "Ойлон".
  4. Имитатор "Судовая котельная установка".
  5. Лабораторные установки для исследования теплопередачи при вынужденном течении жидкости в теплообменнике типа «труба в трубе», «Уравнение Бернулли», «Гидравлические потери».
  6. Тренажер гидравлических систем.
  7. Полноразмерный рефрижераторный контейнер.
  8. Различные компоненты судовых вспомогательных механизмов и систем.
  9. Комплект газоанализаторов для определения состава газов в танках.

Лаборатория автоматики имеет учебно-лабораторные стенды:

  1. Регуляторы уровня.
  2. Регулятор давления пара.
  3. Регуляторы частоты вращения.
  4. Регулятор температуры.
  5. Электронный регулятор частоты вращения.
  6. Системы дистанционного управления главным судовым малооборотным дизелем.

Лаборатория «Судовых турбинных установок» оснащена:

  1. Полноразмерными судовыми турбинами.
  2. Газотурбонагнетателями.
  3. Компонентами судовых турбин и вспомогательных механизмов к ним.

Межкафедральная лаборатория располагает:

  1. Тренажер судовой энергетической установки танкера 100000т Dieselsim фирмы Norcontrol.
  2. Тренажер судовой энергетической установки ERS-4000 фирмы Транзас.
  3. Тренажер судовой котельной установки компании Ship analytic.
  4. Тренажер судовой энергетической установки Ship analytic.
  5. Тренажер судовой паротурбинной энергетической установки газовоза ERS-5000 фирмы Транзас.
  6. Грузобалластный тренажер фирмы Транзас.
  7. Грузобалластный тренажер Honeywell.
  8. Тестирующий комплексы Дельта-инженер.
  9. Компьютерный класс на 24 рабочих места.

Лаборатория практической подготовки (учебно-производственные мастерские) имеют в составе четыре участка:

  1. Токарный
  2. Слесарный
  3. Фрезерный
  4. Сварочный

Сварочный и фрезерный участки прошли реконструкцию в 2012 и 2013 году и оснащены современным оборудованием.

Лаборатория «Электрических машин»

Лаборатория располагает следующим оборудованием:

  • Тренажер Автоматизированной ГЭУ типа Азипод

Лаборатория «Судовых высоковольтных электроэнергетических систем»

Лаборатория создана 2012 году при содействии ОАО ГАЗПРОМ маркетинг и трейдинг и располагает следующим оборудованием:

  1. Тренажер-судовой электроэнергетической системы ERS-5000 фирмы Транзас Модели судно «Танкер-Продуктовоз», судно пассажир класса DP-2.
  2. Высоковольтное оборудование компании АВВ: Комплектно распределительные устройства Unigeare ZS-1, секции трансформаторная и двигательная, Высоковольтный трансформатор, средства технического обслуживания и безопасности высоковольтных систем.

Лаборатория «Судовых автоматизированных электроэнергетических систем»

  • Тренажер Судовой автоматизированной электроэнергетической системы на базе микропроцессорной системы Деломатик-3 компании Дейф.

Курсанты факультета находятся на полном государственном обеспечении, им бесплатно предоставляется общежитие, питание и обмундирование.

Курсанты, будущие инженеры-судомеханики, изучают судовые двигатели внутреннего сгорания, судовые турбомашины, вспомогательные механизмы, котельные, холодильные установки и другие дисциплины специальности.

Курсанты, будущие инженеры-электромеханики, изучают теоретические основы электротехники, автоматику, электронику, вычислительную технику, электрические машины, судовые электроэнергетические системы, гребные электрические установки и другие дисциплины специальности.

Образовательная программа помимо теоретической подготовки включает практическую подготовку на морских судах, а так же судоремонтную, электромонтажную практики в мастерских, лабораториях факультета, на предприятиях, верфях, как Российских так и зарубежных компаний.

Все выпускники факультета получают помимо диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании, рабочий диплом судового электромеханика, рабочий диплом вахтенного механика морского судна. Эти дипломы признаны всеми международными морскими организациями и позволяют работать без ограничений на судах российских и зарубежных компаний.

Во время обучения курсанты могут заниматься научной деятельностью, различными видами спорта, развивать свой культурный уровень, участвовать в художественной самодеятельности, КВН и т.д.

Лучшие курсанты за отличие в учебе, за активную общественную работу, за научные достижения, за спортивные успехи и т.д. получают именные российские стипендии и стипендии иностранных компаний.

После окончания факультета все выпускники обеспечиваются престижной работой в российских и зарубежных компаниях.