Кафедра судовых энергетических установок, технических средств и технологий (СЭУ, ТС и Т)

Заведующий кафедрой
Иванченко Александр Андреевич
д.т.н., действительный член Академии транспорта РФ

каб. 20
тел./факс: (812) 748-96-61, м.т. 750, 706
E-mail: IvanchenkoAA@gumrf.ru

Кафедра: каб. 22
тел./факс: (812) 748-96-61, м.т. 750
E-mail: kaf_seu@gumrf.ru

 

Историческая справка

Кафедра СЭУ образована 1 апреля 1930 года вместе с образованием Ленинградского института инженеров водного транспорта (ЛИИВТ). В зависимости от приоритетов отрасли и за-дач стоящих перед Вузом кафедра неоднократно подвергалась реорганизации и меняла названия.

С момента создания до 1931 года кафедра носила название – Паровых котлов, 1931-1934гг. – Паровых котлов и машин. С 1934 по 1944 – Паровых установок, 1944-1946гг. - Паровых машин, термодинамики, теплопередачи и двигателей внутреннего сгорания (ПМТТДВС). В 1947г на базе кафедры были образованы две кафедры: кафедра Судовых поровых машин и турбин и ка-федра Термодинамики и паровых котлов, которые в 1959 году снова были объединены в единую кафедру Судовых силовых установок (ССУ). Одновременно из числа преподавателей кафедры была образована кафедра Судовых вспомогательных механизмов (СВМ).

В 1962 г. в связи с интенсивным внедрением на флоте ДВС произошло разделение ка-федры ССУ на две кафедры: Судовых двигателей внутреннего сгорания (СДВС) и Судовых сило-вых установок и технической эксплуатации флота (ССУ и ТЭФ). На кафедру ССУ и ТЭФ была возложена функция головной организации отрасли по созданию, внедрению и совершенствованию судовых энергетических установок. С целью совершенствования в отрасли системы технической эксплуатации флота в 1979 году произошло слияние кафедры ССУ и ТЭФ и кафедры СВМ с пере-именованием объединенной кафедры в кафедру Судовых энергетических установок и вспомога-тельных механизмов (СЭУ и ВМ).

При внедрении ГОС ВПО первого поколения (в 1995г.) кафедра была разделена на ка-федру Эксплуатации СЭУ (ЭСЭУ) и кафедру Судового энергетического оборудования (СЭО), ко-торая впоследствии была объединена с кафедрой Теплотехники с переименованием в кафедру Те-плофизики и вспомогательных механизмов (ТФ и ВМ). В 1997г. все вновь образованные кафедры снова была слиты в единую кафедру – Судовых энергетических установок (СЭУ).

И, наконец, в 2008г. в процессе внедрения требований Конвенции ПДНВ в отрасли к кафедре СЭУ была присоединена переданная на Судомеханический факультет кафедра “Эксплуа-тации судового электрооборудования и средств автоматики” (ЭСЭ СА) с переименованием в ка-федру Судовых энергетических установок, технических средств и технологий.

С первых дней существования работа кафедры организовывается по двум направлени-ям:

  • подготовка кадров инженеров-механиков для проектных организаций, судостроитель-ных и судоремонтных предприятий, проведение научно-исследовательских работ по новому судо-строению;
  • подготовка инженеров-механиков эксплуатационного профиля, проведение научно-исследовательских работ по совершенствованию технической эксплуатации флота, повышению эффективности энергетических установок судов.

Соответственно в состав кафедры ССУ в разные годы входили научно-исследовательские лаборатории: Судовых ДВС; Автоматизации ССУ; Воды, топлива и масла; Ох-раны окружающей среды; Надежности; Организации ТЭФ; Сектор перспективного развития ССУ и др.

Кафедру и ее составляющие во все периоды возглавляли крупные специалисты в облас-ти судовой энергетики: профессор Долголенко В.Я., профессор Стриж К.А., доцент Акимов П.П., профессор Арнольд Л.В., доцент Смирнов С.А., профессор Сурвило В.Л., профессор Чиняев В.А., профессор Хандов З.А., доцент Урланг Ф.Д., профессор Васильев Б.В., профессор Полипанов И.С., профессор Малый П.А., профессор Худяков Б.Д., профессор Баев А.С., профессор Тихоми-ров В.В., профессор Недялков К.В.

С 1999 года кафедру возглавляет выпускник ЛИВТА 1978 года действительный член Академии транспорта доктор технических наук профессор Иванченко А.А..

Учебный процесс и научную деятельность на кафедре в разные годы вели известные ученые, доктора технических наук: заслуженный деятель науки, профессор Мясников Ю.Н., про-фессор Акимов А.В., профессор Голынский А.В., также кандидаты наук: доцент Нестеров Ю.Ф., доцент Дурманов В.Н, доцент Бочаров В.Н., доцент Маликов Л.В., доцент Еремин А.И., доцент Хандов А.М., доцент Коновалов П.П., доцент Гриценко П.П., доцент Белоусов Е.С. и др.

Результатом труда ученых кафедры являются: более 8000 инженеров, новая по тем вре-менам конструкция судовых паровых котлов, известная как котлы системы “Долголенко”, целая серия учебников: “Теоретический курс морских паровых котлов” (1930), “Теория судовых порш-невых машин”(1932), “Палубные механизмы”.(1937, 1957), “Судовые паровые установки. Ч.1. Котлы” (1940), “Судовые гидравлические механизмы”(1937), “Судовые холодильные установ-ки”(1952). “Судовые энергетические установки и техническая эксплуатация флота” (1980), “Элек-троприводы органов управления судами”(1967), “Судовые электроустановки и их автоматизация” (1977, 1986) и др.

В настоящее время кафедра СЭУ, ТС и Т является выпускающей по спе-циальностям 180405.65(180403,65) Эксплуатация судовых энергетических установок, 180407.65 (180404.65) - “Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики”, 180103.65 Судовые энергетические установки и направлению 1800100.62/26.03.02 Кораблестрое-ние, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры. Профиль: Судовые энергетические установки.

Также кафедра обеспечивает чтение профильных дисциплин по специаль-ностям 180403.65 (180402.65) - “Судовождение”, 1800100.62/26.03.02 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры - Профилю: Кораблестрое-ние.

Широкопрофильная подготовка позволяет выпускникам береговых и плавательных специальностей наилучшим образом осуществить выбор сферы применения полученных знаний и навыков: от частных фирм сервисного профиля, судоходных и круинговых компаний до различ-ных НИИ, КБ, совместных и зарубежных фирм – производителей судового оборудования.

В образовательном процессе в университете используются как традиционные, так и ин-новационные методы обучения. В этой части процесс обучения базируется на высоком уровне теоретической подготовки профессорско - преподавательского состава кафедры, его богатом практическом опыте, прикладных научных исследованиях и опытно – конструкторских работах, выполняемых, преподавателями. В основном все новые формы и методы обучения базируются на использовании новых информационных технологий и вычислительной техники в учебном процес-се, средств активизации познавательной деятельности студентов, через организацию самостоя-тельной и научно-исследовательской работы студентов. По содержанию учебный процесс в пол-ной мере отвечает требованиям ФГОС и ГОС ВПО второго поколения по всем направлениям, спе-циальностям, профилям, по которым ведется подготовка, а также модельным курсам Междуна-родной морской организации IMO и Кодексу ПДНВ78/95 в части требований Правила 111/1, Пра-вила 111/3 и Правила 111/6.

Сведения о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы

Фото ФИО, должность, ученая степень, ученое звание Направление подготовки/
специальность по образованию,
общий стаж работы,
в т.ч. научно-педагогический
Преподаваемые дисциплины Сведения о повышении квалификации

Сведения о представителях работодателей, участвующих в учебном процессе

Представители работодателей не участвуют в учебном процессе кафедры. 

Сведения о соответствии установленным нормам количества преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий, учреждений, задействованных в образовательном процессе

Кадровое обеспечение основной профессиональной образовательной программы
Всего чел. С базовым образование, соответствующим профилю преподаваемой дисциплины С учёными степенями и званиями
чел. % чел. %
16 16 100 13 81

Главными задачами кафедры являются организация и осуществление:

  • учебной и научно-методической работы по дисциплинам кафедры, закрепленным при-казом ректора Университета за кафедрой;
  • научных исследований по профилю кафедры, преимущественно для нужд транспортной отрасли, а также судостроения, транспортного машиностроения и энергетики;
  • подготовки научно-педагогических кадров и повышения их квалификации;
  • публикаций результатов научно-методической работы и научных исследований.

Цикл лекционных дисциплин включает в себя специальные дисци-плины в количестве 56 учебных дисциплин, обеспечиваемых кафедрой по программам на очном отделении и 30 учебных дисциплин на заочном, а именно:

  • по специальности 180101,65 и направлению 1800100.62 профилю Кораблестрое-ние - “Судовые устройства и системы”, “Судовые (корабельные) энергетические установки”;
  • по специальности 180103,65 и направлению 1800100.62 профилю СЭУ - “Судовые электроэнергетические комплексы”, “Автоматизация СЭУ”, “Судовые энергетические установки”, “Основы автоматизированного проектирования СЭУ”, “Судовое вспомогательное энергетическое оборудование” и “Основы экологической безопасности судовой энергетики”;
  • по специальности 180403,65(180402,65) : - “ Судовые энергетические установки и Электрооборудование судов”;
  • по специальности 180405.65, (180403.65): - “Основы теории надежности и диагностики”, “Основы судовой электромеханики”, “Электрооборудование судов”, “Автоматизи-рованные гребные электрические установки”, “Эксплуатация судовых электроэнергетический комплексов”, “Эксплуатация электро - и электронного оборудования управления и связи”, “Судовые энергетические установки”, “Автоматизированные системы управления СЭУ”, ”Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства”, “Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха”, “Судовые котельные установки”, “Эксплуатация СЭУ”, “Организация службы, забота о людях на судне”, “Техническое обеспечение безопасности мореплавания”, “Техническая эксплуатация флота и судов”, “Вахтенное обслуживание СЭУ”, “Конвенционная подготовка для получения рабочего диплома”;
  • по специальности 180407.65 (180404.65): – “Основы судовой электромеханики”, “Основы судовой автоматики”, “Элементы и функциональные устройства автоматики”, “Автоматизированные гребные электрические установки”, “Судовые информационно-измерительные системы”, “Теория автоматического управления”, “Судовые электрические машины”, “Графические диалоговые системы в электротехнике”, “Основы автоматизированного проектирования элементов автоматики”, “Электро - и пожаробезопасность при электроснабжении судов от береговых сетей”, “Микропроцессорные системы управления”, “Электрооборудование и автоматизация судов технического флота”, “Организация службы, забота о людях на судне”, “Вахтенное обслуживание СЭУ”, “Основы устройства и эксплуатации судовых энергетических установок и оборудования”, “Техническое обеспечение безопасности мореплавания”, “Техническая эксплуатация флота и судов”

Тематика и содержание учебных занятий в полной мере обеспечивают навыки, необходимые будущим дипломированным специалистам:

  • умение читать чертежи и инструкции на русском и английском языках;
  • знание конструкции и эксплуатации главных и вспомогательных механизмов, их конструктивных особенностей и эксплуатационных параметров, правил проведения осмотров, подготовки к работе, пуска, остановки и контроля за работой;
  • знание систем дистанционного контроля и управления, систем обеспечения безопасности;
  • знание конструкции и эксплуатации судовых систем постоянного и переменного тока;
  • знание конструкции и эксплуатации электрического испытательного и измерительного оборудования;
  • глубокое знание основных принципов несения машинной вахты в соответствии с главой V111 ПДНВ-78/95;
  • Знание эксплуатации и ремонта преобразователей, генераторов и систем управления;
  • знание вопросов остойчивости судна, включая информацию об остойчивости, посадке и на-пряжениях корпуса;

Каждая дисциплина учебных планов имеет перечень обязательной и дополнительной учебно-методической литературы. Перечень сформирован современными изданиями, отражающими специфику преподаваемых дисциплин. Большинство литературы издано преподавателями кафедры в конце 90-х, начале 2000–х годов и постоянно обновляется.

Все дисциплины кафедры имеют обеспечение учебной и методической литературой для соответствующих образовательных программ специалистов.

Cведения об учебно-методическом и информационном обеспечении преподаваемых дисциплин

Сведения об обеспеченности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием

Курс теоретического обучения по кафедре СЭУ, ТС и Т студенты проходят в аудиториях судомеханического факультета и лабораториях кафедры.

Ознакомление студентов с комплектацией и расположением главных и вспомогательных механизмов, систем и устройств в машинном отделении; изучение конструкции и эксплуатации указанных механизмов; изучение их конструктивных особенностей и эксплуатационных параметров; правил проведения осмотров, подготовки к работе, пуска, остановки и контроля за работой; изучение систем дистанционного контроля и управления; систем обеспечения безопасности осуществляется как на тренажерах, так и в лабораториях.

Соответственно кафедра имеет в своем составе, предусмотренные стандартом классы, лаборатории и тренажеры, сертифицированные в установленном порядке:

  • Лабораторию “Автоматизированных систем управления СЭУ”
  • Лабораторию ”Эксплуатации электрооборудования и автоматики судов”
  • Тренажер машинного отделения UNITEST (Польша) на базе мультимедийной аудитории.
  • Лабораторию “Судовых энергетических установок”
  • Лабораторию “Cудовых вспомогательных механизмов, систем и устройств”
  • Тренажер электроэнергетической системы судна
  • Мультимедийную аудиторию.

Имеющиеся в лабораториях кафедры СЭУ, ТС и Т макеты и рабочие стенды на базе главных и вспомогательных судовых дизелей и их элементов, распределительные щиты судовой электростанции, макеты и рабочие стенды на базе электрооборудования, вспомогательного судового оборудования, механизмов и систем, а также компьютерные версии тренажеров машинной установки, ряд мини-тренажеров и пакетов программ, позволяющих целиком и полностью воспроизводить работу и обслуживание всего комплекса оборудования современных судов в различных условиях эксплуатации.

Специальная тренажерная подготовка реализуется на тренажере машинного отделения UNITEST MEDIUM SPEED ENGINE ROOM SIMULATOR. С целью реализации базового принципа подготовки судового механика от простого к сложному, программа тренажерной подготовки разбита на разделы, предусматривающие:

  • ознакомление студентов с комплектацией и расположением механизмов машинного отделения, систем и вспомогательных устройств, автоматизированных систем управления СЭУ;
  • тренажер эксплуатации судовых систем;
  • тренажер по управлению паровым котлом;
  • ренажер по эксплуатации вспомогательных двигателей;
  • тренажер по эксплуатации главного двигателя;
  • тренажер несения вахты в машинном отделении.

Программное обеспечение тренажера Unitest Medium Speed Engine ROOM (Unitest MSER) разработано в соответствии с рекомендациями Кодекса ПДМНВ – 78/95 (А-1/12, В-112 и МКУБ (гл. 6, гл.8) и рекомендованно Департаментом безопасности мореплавания Государственной службы морского флота письмом № Д6М-1/70 от 29.03.2004г. для использования в процессе тренажерной подготовки механиков.

Мини тренажеры, прикладные пакеты программ, имеющиеся в распоряжении кафедры, позволяют воспроизводить процессы и характеристики работы судовых систем и оборудования при изменении внешних условий плавания судна.

Научно-исследовательская работа

Кафедра проводит научную работу по двум научным направлениям номенклатуры специальностей научных работников:

  • по специальности «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)» ведут подготовку специалистов высшей квалификации ведущие в данной области ученые: д.т.н. проф. Иванченко А.А., д.т.н. проф. Венцюлис Л.С., д.т.н. проф. Шишкин В.А., д. т.н. проф. Иванов И.А., к.т.н. доц. Петров А.П.
  • по специальности «Электротехнические комплексы и системы» ведет подготовку специалистов высшей квалификации ведущий в данной области т ученый к.т.н. доц. Приходько В.М.;

Общее руководство научной школой осуществляет заведующий кафедрой СЭУ, ТС и Т академик Российской Академии транспорта д.т.н. проф. Иванченко Александр Андреевич.

Основными целями исследований научной школы кафедры Судовых энергетических установок, технических средств и технологий является создание научного задела для инновационного развития отрасли с целью реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, Энергетической стратегии России на период до 2020 года, Развитие гражданской морской техники на 2009 - 2016 годы, Федерального Закона РФ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», Указа Президента РФ № 889 от 04.06.2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», «Развития судостроения на 2013–2030 годы».

Специалисты кафедры в течение последних десятилетий занимали ведущие позиции в судостроении, морском и речном транспортах по ниже указанным направлениям и имеют опыт решения ниже следующих задач:

В соответствии с указанными целями кафедра CЭУ, ТС и Т длительное время являлась головным подразделением в Минтрансе РФ по формированию технической политики в отрасли, что позволило коллективу заслужить безусловный авторитет и накопить значительный опыт решения технических задач по целому ряду инновационных направлений развития науки, технологий и техники:

  • Создание новых типов судовых энергетических установок и комплектующего оборудования;
  • Разработка методов, моделей и выработка рекомендаций по оптимизации вариантов комплектации, компоновки и расположения СЭУ;
  • Создание судов газоходов и их энергетических установок;
  • Решение задач по применению газообразных топлив в энергетических установках эксплуатирующихся судов, разработка рекомендаций по их модернизации;
  • Разработка техники и технологий для утилизации тепла в транспортных и стационарных энергетических установках;
  • Подконтрольная эксплуатация нового судового энергетического оборудования, экспертиза причин отказов и аварий;
  • Разработка, согласование с Регистром и сопровождение системы технической эксплуатации флота на основе разумного сочетания различных видов технического обслуживания (по регламенту, по состоянию с использованием средств диагностики) для судоходных компаний и фирм, обеспечивающих технический менеджмент;
  • Диагностика судового оборудования, разработка рекомендаций по переводу его на эксплуатацию с удлиненными межремонтными сроками;
  • Разработка новых и подбор диагностических приборов и экспертных систем для определения технического состояния оборудования дизельных установок;
  • Согласование характеристик и поставка комплекса автоматической диагностики дизельных установок (портативного), включающего в себя диагностику рабочего процесса, топливной аппаратуры, деталей ЦПГ, системы наддува, системы выпуска;
  • Нормирование расходов топлива, масел и смазок с учетом условий эксплуатации флота;
  • Замена импортных топлив, масел, смазок и элементов соответствующих судовых систем отечественными и более качественными аналогами;
  • Расширение номенклатуры применяемых топлив, разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности применения в дизельных установках судов тяжелых топлив;
  • Разработка энерго- ресурсосберегающих технологий при использовании топлив и масел.
  • Разработка и модернизация систем автоматизированного управления СЭУ, разработка и поставка типовых микропроцессорных и пневматических (низкого давления) систем ДАУ, разработка и поставка микропроцессорных систем управления дизель - генераторами;
  • Разработка и модернизация судовых систем электропитания;
  • Сертификация, контроль и снижение выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизельных установок судов;
  • Разработка техники и технологий для нейтрализации выбросов вредных веществ с отработавшими газами судовых дизелей на выпуске.

Занимая ведущие позиции в целом ряде отраслей, представителями научной школой кафедры СЭУ, ТС и Т за последние годы выполнен целый ряд НИР.

Сведения о НИР, выполненных преподавателями кафедры за последние годы

Исследование и методы автоматического управления объектами обеспечения электроэнергией вооружения и военной техники (В и ВТ), в условиях появления непроектных ситуаций НИР «ВЕРСИЯ» по плану АН РФ, (итоговый отчет), 2006г.

Разработка предложений по корректировке УТ МАКО по освидетельствованию и испытаниям судовых ДВС" Тема РС-31/2006 по плану НИР МРС, 2006г.

Разработка технических предложений по расширению функций пожарной сигнализации в направлении определения предпожарной ситуации и оценке технического состояния тепловыделяющего оборудования путем теплового мониторинга охраняемых судовых помещений. Тема по плану НИР и ОКР НПО СевЗапСпец-автоматика.(Итоговый отчет). 2006г.

Разработка технических предложений по расширению функций систем автоматического управления и контроля стационарных и транспортных объектов Тема по плану НИР и ОКР НПО СевЗапСпец-автоматика.(Итоговый отчет). 2006г.

Совершенствование требований РС к испытаниям судовых дизелей с электронными системами управления и подготовка предложений в обеспечение развития УТ МАКО". Тема РС-32/2007 по плану НИР МРС, 2007г.

Разработка методов контроля и освидетельствования устройств по снижению выбросов окислов серы (SОx) судовых энергетических установок. Тема РС-35/2007 по плану НИР МРС. 2007г.

Разработка комплекса автоматического управления корабля пр. «Гепард-3.9», Тема по плану НИР и ОКР «Автоматизация машин и технологий», (итоговый отчет), 2008г.

Разработка и сдача под ключ оборудования лаборатории комплексной автоматизации судового электрооборудования в ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина) Тема по плану НИР и ОКР «Автоматизация машин и технологий», (итоговый отчет), 2009г.

Разработка и изготовление Унифицированного комплекта измерительных кабелей и пакета прикладного программного обеспечения (ППО) для организации и проведения калибровки и метрологической поверки измерительной подсистемы комплекса централизованного контроля, диагностики и настройки технического состояния тепловозов КДН «Магистраль» (всех модификаций). Тема по плану внедрения новой техники Белорусской железной дороги, (итоговый отчет), 2010г.

Провести модернизацию комплекса технической диагностики тепловозов (КДН «Магистраль» локомотивное депо Гомель) на производственных средствах Подрядчика (в Санкт-Петербурге): - Дополнительно установить и отладить прикладное программное обеспечение для диагностики тепловозов 2ТЭ10УК с дизелями 1А9ДГ (Д49); - Провести ревизию, перепайку контактов разъемов, замену кабелей, кабельную изоляцию и арматуру; - Модули системы и комплекс в целом должны иметь метрологическое обеспечение и характеристики, не хуже указанных в ТУ на КДН «Магистраль». Тема по плану внедрения новой техники Гомельского отделения Белорусской железной дороги, (итоговый отчет), 2010г.

Комплексная подготовка и периодическая метрологическая поверка комплекса технической диагностики тепловозов (КДН «Магистраль») для Локомотивного депо Брест в органах Госстандарта «Тест-Санкт-Петербург» Тема по плану внедрения новой техники Брестского отделения Белорусской железной дороги, (итоговый отчет), 2010г.

Разработка универсального алгоритма для автоматического прогнозирования технического состояния оборудования тепловоза по данным бортовой МСУ-Т и стационарных диагностических установок». Тема №68 от 30.04.2013 г. по плану ОАО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ВНИКТИ), г. Коломна (Заказчик) 2013г.

Обзор существующих методов прогнозирования технического состояния технических объектов. Формулировка задачи прогнозирования технического состояния оборудования (дизель-генераторов) тепловозов»; Тема №68 от 30.04.2013 г. по плану ОАО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ВНИКТИ), г. Коломна (Заказчик). 2013г.

Разработка методики и универсального алгоритма прогнозирования технического состояния оборудования тепловоза по данным бортовой МСУ-Т и стационарных диагностических установок». Тема №68 от 30.04.2013 г. по плану ОАО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ВНИКТИ), г. Коломна (Заказчик). 2013г.

Разработка метода определения показателя энергоэффективности локомотивов (ПЭЛ) для оценки качества ремонта тепловозов на основе оценок технического состояния газовоздушного тракта и параметров рабочего процесса дизеля». Тема от 30.07.2014 г. по плану ОАО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ВНИКТИ), г. Коломна (Заказчик). 2014г.

Проведение поисковых и экспериментальных исследований с целью повышения эффективности и надежности комплекса «гребной винт – судовой главный двигатель» для создания перспективных среднеоборотных и высокооборотных дизельных двигателей». Тема по плану МинПромТорга РФ. 2011-2013г.

Результаты выполненных НИР нашли отражение в подготовленных к защите и защищенных диссертациях, монографиях и публикациях в периодических изданиях.

Сотрудничество с другими кафедрами университета, предприятиями, учебными заведениями отечественными и зарубежными

С целью реализации основных задач кафедры коллективом кафедры развивается сотрудничество с другими кафедрами родственных вузов, ведущими НИИ, государственными и частными предприятиями энергомашиностроительного, морского и речного профиля и судоходными компаниями.

Восстановлены представительство и тесные связи с родственными вузами. Преподаватели кафедры тесно сотрудничают с родственными кафедрами ведущих российских вузов, таких как МГТУ имени Н.Э. Баумана, СПбГПУ, СПбГМТУ, Волжский ГУВТ, Сибирский ГУВТ, предприятиями: Объединенная судостроительная корпорация, ОАО «Росморпорт», ОАО «Звезда», ОАО «Инженерный центр судостроения», ОАО «Коломенский завод», НПО «Сатурн», «Морская техника», Российским Морским регистром судоходства. Российским речным регистром.

Приглашены для работы на кафедре по совместительству ведущие специалисты морской индустрии:

  • ведущий специалист в области экологии, надежности и диагностики судовых газотурбинных установок главный научный сотрудник Института экологической безопасности АН РФ, действительный член Академии Транспорта РФ, Международной Академии наук, Экологии, Безопасности человека и природы, Петровской академии наук заслуженный деятель науки и техники РФ, заслуженный работник высшей школы, профессор, д.т.н., Венцюлис Леонард Станиславович;

Приглашены для работы в диссертационных Советах родственных вузов ведущие профессора кафедры Судовых энергетических установок:

  • в НГМА им. Ф.Ф. Ушакова - зав. кафедрой проф. Иванченко А.А.;
  • в ВМА им. Адм. Кузнецова проф. д.т.н. Венцюлис Л.С.

Ведущие профессора кафедры принимают участие в работе учебно-методических объединений по образованию в области водного транспорта при ГУМРФ им. Макарова и по образованию в области кораблестроения и океанотехники при СПГМТУ.

В развитие этой работы в соответствии с приказом Госинспекции по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования Российской Федерации и распоряжением Минобразования заведующий кафедрой д.т.н. Иванченко А.А. неоднократно привлекался экспертом при проведении аттестационной экспертизы состояния подготовки специалистов в вузах родственного профиля.

Ведущие специалисты кафедры принимают активное участие в жизни предприятий отрасли:

Заведующий кафедрой проф. д.т.н. Иванченко А.А. приглашен для работы в секциях научно-технического Совета Российского Речного Регистра, Российского Морского Регистра Судоходства, Союза Российских судовладельцев, в секции энергетики Петербургского дома ученых им. М. Горького РАН, в редколлегии признанного ВАК межотраслевого научно-технического журнала “Двигателестроение”.

Профессор кафедры д.т.н. Шишкин В.А. приглашен для работы в качестве председателя секции механических установок, систем и валопроводов научно-технического Российского Морского Регистра Судоходства, и в секцию энергетики Петербургского дома ученых им. М. Горького РАН.

Долгосрочные связи кафедры СЭУ, ТС и Т с ведущими предпринимателями и организациями морского и речного флота, являющимся основными потребителями специалистов данного профиля, позволяют установить обратную связь между вузом и производством, оперативно реагировать на запросы последнего при подготовке инженеров.

Выпускники судомеханической и электротехнической школ СПГУВК успешно работают в судоходных компаниях, на водных путях, в портах, судостроительных и судоремонтных предприятиях, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях и в учебных заведениях.

Сегодня все потребители отмечают в своих отзывах, что инженеры, подготавливаемые на Судомеханическом факультете ФГБОУ ВО ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, обладают необходимыми знаниями, позволяющими им успешно адаптироваться к требованиям производства и в дальнейшем становиться специалистами высокого класса, занимать руководящие посты в структурах организаций.