Историческая справка

СОЗДАНИЕ КАФЕДРЫ СУДОВЫХ ДВС

В 1930 году наш ВУЗ выделен в самостоятельный институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ), в котором одной из старейших является кафедра судовых ДВС, образованная в 1931 г. При ее создании и в период становления кафедры учитывался опыт подготовки специалистов и проведения научных исследований в Ленинградском институте инженеров путей сообщения, на механическом и кораблестроительном факультетах Ленинградского политехнического института, а также в Военно-морской академии и военно-морских инженерных училищах Ленинграда. Это позволило сформировать научно-педагогическую школу «Судовые ДВС и теплоэнергетические установки» на широкой научно-методической базе, привлечь к научно-исследовательской работе специалистов в области тепловых двигателей, судовой теплоэнергетики, химии топлив, масел и охлаждающих жидкостей, трения и изнашивания судовых машин и механизмов и др.

Научно-педагогическая школа кафедры на протяжении всей своей истории успешно решает триединую задачу:

  • формирование высококвалифицированного кадрового состава и учебно-научной базы,
  • подготовку квалифицированных специалистов в области проектирования и эксплуатации объектов речного флота,
  • проведения научных исследований в интересах развития водного транспорта.

Изменение структуры и состава речного флота, а также возникающих перед ним задач приводило и к оптимизации структуры кафедр, изменению их названия.

Кафедра двигателей внутреннего сгорания (ДВС) была создана под руководством профессора Н.В. Красноперова, он заведовал кафедрой с 1931 по 1934 гг.

Значительный вклад в становление кафедры и ее научной школы внес капитан первого ранга И.А. Пономарев, который работал ее заведующим с 1934 по 1939 гг., а также доцентом (1931-1934), профессором в периоды с 1939 по 1941 гг. и с 1957 по 1959 гг.

В 1939 году на базе кафедры ДВС была создана кафедра ДВС, термодинамики и теплотехники под руководством профессора Л.А. Арнольда, которой он заведовал до 1942 г. В послевоенный период Л.А. Арнольд работал в нашем вузе в должности заведующего кафедрой паровых машин, теплотехники, термодинамики и ДВС (1946-1947), термодинамики и паровых котлов (1947-1959), термодинамики и общей теплотехники (1959-1970).

После возвращения института из эвакуации в 1944 году была создана объединенная кафедра паровых машин, теплотехники, термодинамики и ДВС под руководством профессора К.А.Стрижа.

В 1947 году вновь образована самостоятельная кафедра ДВС. Ею заведовали профессора И.А. Пономарев (1947-1957) и З.А. Хандов (1957-1975). Зосима Александрович Хандов (1907-1975) в 1930 году окончил Ленинградский технологический институт. Работал инженером на заводе «Русский дизель». В 1933 г. стал штатным преподавателем кафедры ДВС ЛИИВТа. Кандидат технических наук с 1946 г., доктор технических наук с 1957 г. Одновременно с работой на кафедре выполнял обязанности начальника отдела теплотехники ЦНИИРФа (1944-1950), заместителя директора ЛИИВТа по научной работе (1958-1959). З.А. Хандов в течение нескольких десятилетий являлся заместителем председателя Всесоюзного координационного совета по научно-исследовательской работе в области двигателей внутреннего сгорания. З.А. Хандов в течение нескольких десятилетий являлся заместителем председателя Всесоюзного координационного совета по научно-исследовательской работе в области двигателей внутреннего сгорания.

РАЗВИТИЕ КАФЕДРЫ В ПЕРИОД С 1957 ПО 1985 гг.

В период заведования кафедрой профессором З.А. Хандовым (1957-1975) существенно выросли объемы научно-исследовательских работ, что связано с объединением в 1959 году ЛИИВТа и Центрального Научно-исследовательского института речного флота.

По времени это совпало с принятием Минречфлотом решения о прекращении строительства парового флота и переходе к созданию серийных дизельных судов. После объединения в составе кафедры были созданы:

  • лаборатория судовых ДВС (заведующий к.т.н. М.И. Браславский);
  • сектор газотурбинных установок (заведующий к.т.н. А.Д. Козев);
  • лаборатория радиоактивных методов исследования (заведующий к.т.н. Д.Г. Точильников).

В конце 50-х годов в ЛИВТе была предложена идея создания мощного флота крупнотоннажных судов смешанного «река-море» плавания с осадкой 3,0-4,0 м и грузоподъемностью 3-5 тыс. т для транспортировки грузов по глубоководным внутренним водным путям (ВВП) с выходом в окружающие моря. В результате большой исследовательской, проектной и практической работы института эта идея оказалась не только оправданной, но и воплощенной затем в сотнях крупнотоннажных судов, выполняющих сегодня огромную транспортную работу в России, в Западной Европе и на окружающих морях.

Располагая современной по тем временам экспериментальной базой (10 главных и вспомогательных дизелей) и высококвалифицированными специалистами (более 30 научных сотрудников, инженеров, механиков и лаборантов), кафедра активно решала актуальные задачи по заданиям управлений Минречфлота РСФСР и пароходств.

Так, в 60-е годы под руководством проф., д.т.н. Хандова З.А. и при участии к.т.н. Ермакова В.Ф. были проведены исследования по применению двухфазной подачи топлива в судовых дизелях, результаты которых нашли отражение в монографии «Работа судового дизеля с двухфазной подачей топлива».

В этот же период проводятся работы по совершенствованию индицирования ДВС и определению развиваемой ими мощности в судовых условиях (авторы Кузьменко В.С. и Нестеренко И.Ф.).

В 1964 г. на заводе «Красное Сормово» было построено пассажирское судно на подводных крыльях «Буревестник», силовая установка которого включала два авиационных двигателя типа АИ-20, работающих на водометные движители. Активное участие в исследованиях по созданию этого судна принял сотрудник кафедры Недошивин А.И., впоследствии защитивший кандидатскую диссертацию, связанную с работой в этой области.

Решением Министерства Речного флота РСФСР в эти же годы создаются комбинированные силовые установки СПГГ. Их строительство осуществляется на Первомайском дизелестроительном заводе и Луганском тепловозостроительном. Создание этих установок осуществлялось при непосредственном участии сотрудников кафедры: к.т.н. Козева А.Д., к.т.н. Роднянского В.Б., к.т.н. Нестеренко И.Ф.

В середине шестидесятых годов в аспирантуре при кафедре обучаются граждане Вьетнама. Темы их диссертационных работ были связаны с установлением влияния атмосферных условий на технические характеристики судовых ДВС. С этой целью в научно-исследовательской лаборатории кафедры был создан климатический бокс, позволяющий поддерживать в нем температуру до 60 0С при относительной влажности до 100%. Испытания проводились на дизеле 3Д6Н – 235.В проведении данных исследований активное участие принимал к.т.н. Нестеренко И.Ф.

В рассматриваемый период большой объем работ был связан с повышением эффективности эксплуатации судовых дизелей на долевых нагрузках (рук. к.т.н. Браславский М.И.В 2014 году), выявлением взаимосвязи технического состояния дизеля с его основными технико-экономическими показателями (рук. к.т.н. Нестеренко И.Ф.), применением газообразного топлива в судовых ДВС (рук. к.т.н. Хлюпин Л.А.), заменой импортных турбонагнетателей на отечественные и совершенствованием систем газотурбинного наддува судовых дизелей (рук. Гительсон Я.З.), снижением расхода смазочного масла и повышением его срока службы (рук. к.т.н. Браславский М.И.).

Лаборатория радиоизотопных методов исследований кафедры являлась единственным и головным научным подразделением в МРФ РСФСР, ведущим исследования с применением радиоактивных веществ. В лаборатории был создан комплекс стендов, установок и различного специального оборудования для активирования деталей, испытаний и измерений, необходимых при использовании радиоизотопных методов исследований.

Проводившиеся в лаборатории исследования были связаны с решением актуальных для МРФ задач, в том числе по выбору и созданию рациональных сортов топлив и масел для судовых дизелей, средств их очистки и подготовки, применению на судах топлив повышенной вязкости и водотопливных эмульсий, а также при разработке мероприятий по выбору и созданию новых материалов технологий, оптимальных для условий судовой эксплуатации, судостроения и судоремонта.

С помощью радиоиндикаторной методики был выполнен большой объем исследований по определению влияния эксплуатационных и конструктивно-технологических факторов на скорости изнашивания деталей дизелей, получены зависимости, необходимые для расчетов влияния этих факторов, в том числе и при их одновременном изменении в диапазонах, характерных для эксплуатации. При исследованиях произведена оценка ряда мероприятий, направленных на повышение моторесурса и экономичности дизелей, определена их сравнительная эффективность при различных условиях работы. Ряд испытаний на стендах лаборатории и в судовых условиях были проведены совместно с кафедрой СЭУ и ВМ по контролю за динамикой изнашивания деталей дизелей (с участием к.т.н. Л.В. Бурыгина) и с кафедрой судоремонта по оценке износостойкости новых марок чугунов, а также с кафедрой гидравлики по исследованиям кавитационной эрозии деталей машин и кавитационной стойкости материалов.

В деятельности лаборатории важное место занимали прочные научные связи с институтом машиноведения АН СССР, МВТУ им. Э.Н. Баумана, ЛТИ им. Ленсовета, ВНИИНП, ЦНИДИ, ЦНИИМФ, КБ дизелестроения завода «Русский дизель», механико-судовой службой СЗРП и рядом других организаций.

Примером такой совместной работы могут являться завершенные в 1983 г. исследования, проведенные в содружестве с ЛТИ им. Ленсовета по созданию ряда образцов новых тонкослойных твердых смазочных покрытий, предназначенных для нанесения на детали судовой техники с целью снижения их износов и энергопотерь на трение. Новизна технических решений была подтверждена авторскими свидетельствами на изобретения.

Результаты работы лаборатории неоднократно докладывались на Всесоюзных конференциях, посвященных исследованиям процессов трения и изнашивания, и были дважды награждены медалями ВДНХ. В 1970 г. кафедру возглавил Владимир Михайлович Селиверстов (1928-1992), кандидат технических наук с 1958 года, доктор технических наук с 1967 г., действительный член Российской академии транспорта. В.М.Селиверстов является автором более 150 научно-производственных и учебно-методических трудов, среди которых 17 учебников, учебных пособий, монографий и справочников. Под его научным руководством подготовлен ряд кандидатов и 3 доктора наук (М.И. Браславский, В.Л. Ерофеев, И.А.Иванов), а также сотрудники других вузов отрасли - О.Н. Лебедев, П.И. Бажан и др.

В период заведования кафедрой теплоэнергетики профессором В.М. Селиверстовым основное внимание в исследованиях было направлено на совершенствование свойств новых видов топлив для судовых дизелей. В 1975 году кафедру судовых ДВС возглавил доктор технических наук, профессор В.А. Сомов (1926-1988), крупный специалист в области двигателей внутреннего сгорания, автор большого числа научных трудов. При нем научно-исследовательская деятельность кафедры в основном осуществлялась в направлении повышения эффективности работы систем смазки судовых ДВС, снижения износов, применения водотопливных эмульсий. Работы проводились по заданию Госкомитета по науке и технике. Одновременно кафедра являлась головной в Минречфлоте по рациональному использованию и экономии смазочных масел. Ряд работ был посвящен применению на речных судах синтетических жидких топлив и газа.

Семидесятые годы характеризуются широким фронтом научных исследований, связанных с переводом действующего парка дизелей судов речного флота на газотурбинное топливо, тяжелое топливо марки «ДТ». Исследования проводились как в лаборатории, так и в натурных условиях. Руководителями работ по данному направлению являлись д.т.н. Хандов З.А., д.т.н. Браславский М.И., к.т.н. Нестеренко И.Ф..

3 декабря 1979 г., постановлением Государственного комитета СССР по науке и технике была создана Временная научно-техническая комиссия по оценке технического уровня продукции дизелестроения, выпускаемой предприятиями машиностроения. В комиссию входили д.т.н., профессор Сомов В.А., заведующий кафедрой судовых ДВС Ленинградского института водного транспорта, доцент кафедры судовых ДВС ЛИВТа к.т.н. Нестеренко И.Ф.

С середины 70-х годов вплоть до конца 80-х научными направлениями деятельности кафедры являлись исследования в области совершенствования систем смазки судовых дизелей, применение водотопливных эмульсий на флоте, снижения вредных выбросов с отработавшими газами двигателей. Первыми двумя научными направлениями руководил д.т.н., проф. Сомов В.А., тематикой, связанной с улучшением экологических показателей судовых ДВС – к.т.н., доц. Нестеренко И.Ф.

1985 – 2000 годы

С 1985 г. кафедрой стал заведовать известный специалист в области динамики дизелей доктор технических наук, профессор Л.В.Тузов.

В 1989 г. за разработку и внедрение комплекса новых научно-технических решений по широкому использованию на судах речного флота низкосортных видов топлива Л.В. Тузову, д.т.н., профессору В.М. Селиверстову и д.т.н., профессору М.И. Браславскому была присуждена премия Совета Министров РСФСР.

В 1993 г. Л.В.Тузову присвоено почетное звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации». Он избран действительным членом Российской академии транспорта. Тузов Л.В. принимал участие в создании и испытаниях малошумного малотоксичного и немагнитного дизеля 12 ЧН18/20 на заводе «Звезда».

Тематика НИР кафедры в значительной степени сохранилась, т.к. она формировалась по запросам пароходств и министерства. Результаты НИР с конкретными рекомендациями передавались заказчикам. Все выполненные НИР были внедрены.

Современное название кафедра получила в 1999 г. после передачи теплотехнических дисциплин расформированной кафедры теплофизики и вспомогательных механизмов. Ее возглавил доктор технических наук, профессор О.К. Безюков. С 1971 г. он работал инженером-конструктором на Государственном Союзном машиностроительном заводе им. акад. В.Я. Климова, где участвовал в проектировании газотурбинных двигателей ТВ3-117 (вертолет МИ-24), ГТД-1000 (танк Т-80), РД-33 (истребитель МИГ-29). В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1979 по 1983 гг. был научным сотрудником ЛИВТа. С 1983 по 1999 гг. прошел все ступени преподавательской работы на кафедре судовых ДВС. Доктор технических наук с 1996 г., профессор с 1998 г, О.К. Безюков является автором монографий, более 200 научно-производственных и учебно-методических работ, среди которых свыше 40 изобретений, член Технического комитета по стандартизации "Двигатели внутреннего сгорания поршневые", входящего в организационно-функциональную структуру российской системы стандартизации. Он избран действительным членом Российской академии транспорта, награжден знаком «Почетный работник речного флота» и другими правительственными наградами.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ: 2000-2015 годы

С 2004 г. заведующий кафедрой Т и К СДВС О.К. Безюков – заместитель председателя диссертационного совета Д 223.009.04 при Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций, с 2002 г. – член диссертационного совета Д 212.229.09 при Санкт-Петербургском политехническом университете. В 2001-2003 гг. под руководством д.т.н., профессора О.К. Безюкова по заказу Российской академии наук были выполнены «Поисковые исследования в обеспечение создания дизельной анаэробной энергетической установки нового типа для подземных и подводных объектов вооружений и военной техники на основе схемы с возвратом окислителя в цикл».

Проблемы повышения энергетической эффективности отечественного водного транспорта рассматривает в своих учебных трудах и научно-исследовательских работах д.т.н., проф. В.Л. Ерофеев. Научно-исследовательская работа, финансируемая в 2002 г. Государственной Службой речного флота, была посвящена разработке и пересмотру нормативно-технической документации и правовой базы энергетического надзора и энергосбережения на внутренних водных путях. К числу наиболее важных работ В.Л. Ерофеева можно отнести монографии «Использование перспективных топлив в СЭУ (1980 г.)», «Основы энергосбережения. Энергетическая эффективность водного транспорта (2006 г.)», допущенный Министерством образования учебник для вузов «Теплотехника», учебно-методическое обеспечение читаемого им курса «Энергосбережение». На протяжении почти трех десятилетий учебно-методический и научный облик кафедры в значительной степени определял к.т.н., профессор И.Ф. Нестеренко, исполнявший более 35 лет обязанности заместителя заведующего кафедрой. Под руководством д.т.н., профессора В.В. Гаврилова разработаны система математических моделей для описания локальных процессов смесеобразования и сгорания в дизеле, содержащая ряд новых теоретических решений, комплекс новых методов и средств физического моделирования локальных процессов смесеобразования.

В 2000 году был создан филиал кафедры при Северо-Западном филиале Российского Речного Регистра, который возглавлял к.т.н., профессор Н.Н. Фомин. Целью создания филиала кафедры является проведение совместных исследований в интересах Российского Речного Регистра, подготовка кадров высшей квалификации, привлечение к преподавательской деятельности специалистов высокой квалификации с большим производственным опытом.

В 2010 г. на базе кафедры создан Научно-образовательный центр «Безопасность, энергосбережение и энергоаудит на водном транспорте» (директор д.т.н., профессор О.К. Безюков).

Кафедра теории и конструкции судовых ДВС (2011 г.)

В 2012 году создан филиал кафедры теории и конструкции судовых двигателей внутреннего сгорания на базе Открытого акционерного общества «Инженерный центр судостроения».

В 2014 году кафедру возглавил выпускник судомеханического факультета ЛИВТа , д.т.н. Жуков В.А., являющийся автором трех монографий, более 250 научных и учебно-методических работ. В настоящее время научно-педагогический состав кафедры теории и конструкции судовых двигателей внутреннего сгорания насчитывает 14 человек, среди которых 9 профессоров, в том числе 5 докторов технических наук, которые являются членами 8 докторских диссертационных советов, и 6 кандидатов технических наук. Жуков В. А. является ученым секретарем диссертационного совета Д 223.009.04, созданного при "Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова".

За годы существования кафедры на основе выполненных исследований были подготовлены и защищены 10 докторских и более 40 кандидатских диссертаций, из них за последние 15 лет – 3 докторских и 10 кандидатских диссертаций. В настоящее время на кафедре над докторскими диссертациями работают 4 соискателя, над кандидатскими диссертациями работают 8 аспирантов. Основными целями исследований кафедры является создание научного задела, необходимого для реализации «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года», «Энергетической стратегии России на период до 2020 года», Федеральных целевых программ «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы», «Развития судостроения до 2030 года».

Основными направлениями исследования кафедры теории и конструкции судовых ДВС в настоящее время являются:

  1. Научно-технический уровень и качество дизелей и судового теплоэнергетического оборудования, методы и средства их повышения.
  2. Рабочий процесс, кинематика, динамика, виброактивность, автоматизированное проектирование судовых дизелей, теплоэнергетических установок и их систем.
  3. Совершенствование методов использования традиционных и альтернативных топлив, моторных масел и охлаждающих жидкостей.
  4. Разработка технических и организационно-технических мероприятий по внедрению газомоторного топлива на водном транспорте.
  5. Безопасность, энергосбережение и энергоаудит на водном транспорте.
  6. Совершенствование технической эксплуатации и диагностирование судовых дизелей и теплоэнергетических установок.
  7. Повышение энерго-экологической эффективности судовых энергетических установок, утилизация вторичных энергетических ресурсов, защита окружающей среды.

За 80 лет существования научной школы «Судовые ДВС и теплоэнергетические установки» были решены десятки крупных научно-технических задач. Научными сотрудниками и преподавателями кафедры были выполнены около 450 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, опубликованы более 2500 статей в сборниках и журналах университета, в научно-технических журналах СССР, России и за рубежом, подготовлены и изданы более 40 монографий. Разработаны принципиально новые технические решения, защищенные более чем 250 авторскими свидетельствами и патентами.

Преподаватели кафедры тесно сотрудничают с родственными кафедрами ведущих российских вузов, таких как МГТУ имени Н.Э. Баумана, СПбГПУ, СПбГМТУ, Волжский ГУВТ, Сибирский ГУВТ, Владимирский ГТУ имени А.Г. и Н.Г. Столетовых , Нижегородский ГТУ, Ярославский ГТУ, Алтайский ГТУ имени И.И. Ползунова, Керченским ГМТУ, Калининградским ГТУ, зарубежными вузами: НТУ «ХПИ» (Украина), Институт СЭУ Морской академии в Щецине (Польша), предприятиями: Объединенная судостроительная корпорация, ОАО «Петробалт», ОАО «Звезда», ОАО «Инженерный центр судостроения», ОАО «Коломенский завод», ОАО «Тутаевский моторный завод», НПО «Сатурн», «Морская техника», Российский Речной Регистр, Российский морской регистр судоходства и др.