Кафедра технологии материалов и материаловедения

Заведующий кафедрой
Кузьмин Александр Алексеевич
к.т.н, доцент
E-mail: KuzminAA@gumrf.ru

Кафедра: Межевой канал, 2, каб. 50, 57
тел./факс: (812) 748-96-68, м.т. 819, 848
E-mail: kaf_tmm@gumrf.ru

 

Историческая справка

Кафедра – это, прежде всего, люди: профессора и доценты, техники и лаборанты, честные труженики, создающие ее историю. За более чем восьмидесятилетнюю историю вместе с изменяющимися задачами и потребностями отрасли неоднократно изменялось и название кафедры, ее состав. За период существования кафедрой руководили шесть сотрудников, отдавших много сил ее кадровому и материально-техническому укреплению, развитию отраслевой науки и общественной жизни университета.

Первым руководителем кафедры стал профессор Ю.П. Бирюков (1933 - 1957 гг.). Юрий Петрович получил специальность инженера-электромеханика в Ленинградском политехническом институте. В 1933 г. после утверждения в ученом звании профессора он возглавил кафедру технологии металлов и дерева (ТМиД) Ленинградского института инженеров водного транспорта (ЛИИВТа). В 1933-40 гг. он успешно совмещал работу заведующего с должностью декана судомеханического факультета ЛИИВТа. В период 1941-44 гг. Ю.П. Бирюков возглавлял объединенный Ленинградско-Горьковский институт инженеров водного транспорта и кафедру технологии металлов и сварки (ТМиС) после эвакуации ЛИИВТа в г. Горький. По инициативе Ю.П. Бирюкова в ЛИИВТе были созданы металлографическая, земельная и сварочная учебные лаборатории, лаборатория рентгеноанализа, станочные мастерские.

Большой жизненный путь прошел Владимир Михайлович Заморуев: от лебедчика на шахте «Мария» Днепропетровской области до заместителя начальника ЦЗЛ Кировского завода, профессора, заведующего кафедрой. На кафедру технологии металлов (ТМ) ЛИИВТа Владимир Михайлович был принят в 1949 г. старшим преподавателем. После окончания в 1958 г. заочной докторантуры доцент В.М. Заморуев защитил в институте металлургии им. А.А. Байкова АН СССР докторскую диссертацию по технологии выплавки легированных сталей. Через два года он был утвержден в ученом звании профессора кафедры ТМ, которую успешно возглавлял более двадцати лет.

В период с 1976 по 1979 гг. заведующим кафедрой технологии металлов и неметаллических материалов (ТМиНМ) был к.т.н., доцент Александр Васильевич Криулин, выпускник СМФ ЛИИВТа 1951 г.

После объединения кафедр сварки судовых металлоконструкций и технологии металлов и неметаллических материалов в единую кафедру технологии конструкционных материалов и сварки (ТКМиС), заведующим новой кафедрой стал профессор Федор Францевич Бенуа (1979 - 1983). Ф.Ф. Бенуа в 1930 г. окончил кораблестроительный факультет Ленинградского политехнического института. В ЛИИВТе он начал работу с 1938 г. сначала ассистентом, а в 1946-52 гг. – старшим преподавателем и доцентом кафедры. Специализируясь по сварочному производству, Федор Францевич в 1947 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Ремонт котлов электросваркой». В период с 1952 по 1961 год Ф.Ф. Бенуа возглавлял базовую лабораторию по сварке при ЛИИВТе, совмещая работу в лаборатории с выполнением учебной нагрузки доцента кафедры, а в 1964 г. утвержден в ученом звании профессора по кафедре технологии судостроения и судоремонта (ТСС). В 1962-78 гг. он исполнял обязанности заведующего кафедрой сварки судовых конструкций машин и механизмов, а в 1979 г. был избран заведующим кафедрой ТКМиС. В 1983-84 гг. Ф.Ф. Бенуа – профессор-консультант этой кафедры. В период с 1966 по 1974 год Федор Францевич участвовал в работе девяти конгрессов по сварке, которые проводились в Голландии, Чехословакии, Франции, Японии, Швейцарии, Швеции, Канаде, ФРГ и Венгрии.

Пятый заведующий кафедрой ТКМиС – Погодаев Леонгард Иванович. В 1980 г. Погодаев Л.И. был избран по конкурсу на должность профессора кафедры технологии конструкционных материалов и сварки ЛИВТа, а через три года стал заведующим кафедрой. За время работы в университете профессором Погодаевым Л.И. создана научная школа по проблемам повышения надежности судовых технических средств, подготовлено двенадцать кандидатов и пять докторов технических наук. Погодаевым Л.И. опубликовано более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе более 10 монографий. В 1992 г. профессор Погодаев Л.И. был избран действительным членом Академии транспорта, а в 2002 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженного работника науки Российской Федерации». В 1999 г. кафедра ТКМиС была структурно преобразована и получила наименование кафедра Технологии материалов и материаловедения (ТМиМ).

В 1999 г. профессором и заведующим кафедрой ТМиМ был избран Кузьмин Александр Алексеевич. Кузьмин А.А. окончил ЛИВТ в 1980 г. с отличием. Его учителями были профессора Заморуев В.М. и Бенуа Ф.Ф. Работа в должности инженера и младшего научного сотрудника, обучение в очной аспирантуре ЛИВТа сформировали круг научных интересов Кузьмина А.А., который в 1985 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.08.04. Технология судостроения судоремонта и организация судостроительного производства.

С 1985 по 1990 гг. Кузьмин А.А. – ассистент, а с 1992 по 1999 гг. доцент кафедры ТКМиС. Это период его становления как научного работника и преподавателя. Под руководством д.т.н. Криулина А.В., Кузьмин А.А. работал над исследованием и разработкой новых материалов для деталей судовых двигателей и устройств, занимался проблемой поршневых колец из теплоустойчивого чугуна. Много работ Кузьмина А.А. посвящено оптимизации микрорельефов соединений судовых технических средств, влиянию механической обработки на выбор методов сборки, обеспечению точности сборки. Хорошую научно-педагогическую школу Кузьмин А.А. прошел в Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства судостроительной промышленности, где в период с 1990 по1992 гг. работал в должности доцента, и где в 1992 г. ему было присвоено звание доцента. Кузьминым А.А. за подготовлено более 120 научных и учебно-методических публикаций, среди которых – 8 монографий, учебник и 9 учебных пособия, получено 6 авторских свидетельств на изобретения, подготовлен кандидат технических наук.

В 1994-2009 Кузьмин А.А. был деканом СМФ. С 2009г. − проректором по учебной работе, а после объединения вузов – первым проректором ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова (до 2014г.). В настоящее время продолжает заведование кафедрой и научно-преподавательскую деятельность. Кузьмин А.А. награжден тремя правительственными наградами и званием «Почетный работник транспорта».

В марте 2016 г. в состав кафедры Технологии материалов и материаловедения влились преподаватели кафедры Судоремонта. Объединенную кафедру Технологии материалов и материаловедения возглавил А.А. Кузьмин. Кафедра Судоремонта была создана в 1998 г. на базе ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» (КСЗ,http://www.ksz.spb.ru/). С момента основания кафедры и до слияния ее с кафедрой Технологии материалов и материаловедения ее возглавлял генеральный директор КСЗ, доктор технических наук, профессор, «Заслуженный работник транспорта РФ» и «Почетный работник морского флота», президент Ассоциации судоремонтных заводов России и СНГ, член Морского Совета при правительстве Санкт-Петербурга Николай Михайлович Вихров, награжденный орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и орденом Почета. Непосредственно под руководством Н.М. Вихрова в 2006 году была выполнена научно-исследовательская работа « Основные направления развития технологии и управления судоремонтным производством» и были опубликованы три монографии : « Модели технологических процессов на транспорте», Н.М. Вихров (в соавторстве); А.А. Шнуренко (в соавторстве ) – «Моделирование процессов технического обеспечения судов» и « Информационное обеспечение управления судоремонтным производством». Научные разработки нашли своё отражение и в учебных программах дисциплин, изучаемых на кафедре.

Большинство учебных занятий, проводимых преподавателями кафедры Технологии материалов и материаловедения по тематике судоремонта, проходят в лаборатории судоремонта на КСЗ и в других производственных подразделениях предприятия. Это позволяет успешно сочетать теорию учебного процесса с подробным изучением студентами современных технологических процессов ремонта судовых технических средств, организации и особенностей судокорпусных работ непосредственно на рабочих местах. Студенты проходят на заводе как учебные ознакомительные, так и производственные практики.

Сведения о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы

Фото ФИО, должность, ученая степень, ученое звание Направление подготовки/
специальность по образованию,
общий стаж работы,
в т.ч. научно-педагогический
Преподаваемые дисциплины Сведения о повышении квалификации

Сведения о представителях работодателей, участвующих в учебном процессе

Фото ФИО, должность
Преподаваемые дисциплины Основное место работы
Вихров Николай Михайлович,
зав. кафедрой, д.т.н., профессор
Технология судоремонта ЗАО «Канонерский судоремонтный завод», генеральный директор
Шнуренко Анатолий Алексеевич
д.т.н., профессор
Техническое обслуживание судна и судоремонт ЗАО «Канонерский судоремонтный завод», коммерческий директор

 

Сведения о соответствии установленным нормам количества преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий, учреждений, задействованных в образовательном процессе

Кадровое обеспечение основной профессиональной образовательной программы
Всего чел. С базовым образование, соответствующим профилю преподаваемой дисциплины С учёными степенями и званиями
чел. % чел. %
10 10 100 9
90

 

Сведения об учебно-методическом и информационном обеспечении преподаваемых дисциплин (нажмите, чтобы открыть в новой вкладке)

Учебно-лабораторная база

При кафедре технологии материалов и материаловедения имеются 5 учебных лабораторий:
 

1.Лаборатория материаловедения
Лаборатория оснащена оборудованием, применяемым при проведении лабораторных работ в процессе изучения дисциплины «Материаловедение»:

- металлографические микроскопы;
- стереоскопические микроскопы;
- приборы измерения твердости металлов и сплавов по методу Роквелла;
- приборы измерения твердости по методу Бринелля;
- микротвердомеры;
- копер лабораторный для определения ударной вязкости металлов;
- лабораторные электропечи для проведения различных видов термической обработки сталей;
- установка для полирования микрошлифов.

 

2. Лаборатория горячей обработки
Лаборатория предназначена для проведения лабораторных работ по литейному производству по дисциплине «Технология конструкционных материалов» и оснащена следующим оборудованием:

- установка лабораторная для разделения песчаной основы формовочных песков;
- смеситель литейный чашечный лабораторный;
- прибор для определения газопроницаемости;
- копер лабораторный;
- машины испытательные для формовочных и стержневых смесей;
- лабораторные электропечи;
- лабораторные сушильные шкафы.

 

3. Лаборатория обработки металлов резанием
Лаборатория оснащена всеми видами оборудования для проведения лабораторных работ и производственной практики:

- токарно-винторезные станки;
- фрезерные станки;
- сверлильные станки;
- заточные станки;
- слесарные верстаки.

 

4. Лаборатория сварки
Лаборатория сварки, предназначена для проведения лабораторных работ и практических занятий по дисциплине «Основы сварки» и оснащена следующим оборудованием:

- многопостовой источник питания с балластными реостатами;
- трансформаторы сварочные;
- комплекты оборудования;
- выпрямитель сварочный;
- клещи сварочные;
- манипулятор сварочный;
- автоматы сварочные тракторного типа с источником питания;
- установка для сварки алюминиевых сплавов;
- полуавтоматы сварочные с источником питания;
- газовое оборудование для сварки и резки.

 

5. Лаборатория судоремонта
Лаборатория оснащена всеми видами оборудования для проведения лабораторных работ по дисциплинам «Технология судоремонта» и «Техническое обслуживание судна и судоремонта», а также учебной и производственной практик:

- лабораторная установка по контролю геометрии гребных винтов;
- лабораторная установка по контролю точности изготовления шатунов судовых дизелей.

 

Учебно-методические издания кафедры за последние 10 лет

Учебные пособия:

  1. Кузьмин А.А., Лопарев Ю.К. Железоуглеродистые сплавы: Учебное пособие.- Спб.: СПГУВК, 2006.
  2. Трофимов А.А. Основы сварки: Учебное пособие. - СПб.: СПГУВК, 2007.
  3. Кузьмин А.А., Цветков Ю.Н., Материаловедение. Технология конструкционных материалов: Текст лекций. - СПб.: СПГУВК, 2009.
  4. Кузьмин А.А., Лопарев Ю.К. Конструирование литых деталей и разработка модельной оснастки для получения отливок в разовых песчаных формах: Учебное пособие.- СПб.: СПГУВК, 2011.
  5. Кузьмин А.А. Материаловедение: лабораторный практикум. /А.А. Кузьмин. – СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2015. – 192 с.
  6. Вихров Н. М., Голицын В. А., Афанасьев А. М. Упрочнение и восстановление поршней судовых дизелей из алюминиевых сплавов. Учебное пособие. - СПб.: СПГУВК, 2010.
  7. Вихров Н. М., Голицын В. А., Афанасьев А. М. Типовые схемы технологических процессов изготовления деталей судовых технических средств различных классов. Учебное пособие. - СПб.: СПГУВК, 2010.

Учебно-методические пособия:

  1. Цветков Ю.Н., Погодаев Л.И. Устройство и кинематика токарно-винторезного станка и расчет режимов точения. - СПб.: СПГУВК, 2006.
  2. Цветков Ю.Н., Погодаев Л.И. Устройство и кинематика вертикально-сверлильного станка и расчет режимов сверления. - СПб.: СПГУВК, 2006.
  3. Кузьмин А.А. Морская энциклопедия: Методическое пособие.- СПб.: СПГУВК, 2006.
  4. Афанасьев А. М. Основы технологии судового машиностроения: Сборник лабораторных работ. - СПб.: СПГУВК, 2006.
  5. Афанасьев А. М. Компоновка, сборка и настройка универсально-сборных приспособлений: Методические указания к практикуму. - СПб.: СПГУВК, 2006.
  6. Цветков Ю.Н. Материаловедение и технология конструкционных материалов: Практикум по технологии литейного производства. СПГУВК, 2007.
  7. Зайцев И.Г., Цветков Ю.Н. Материаловедение и технология конструкционных материалов: Лабораторный практикум по основам теории резания. - СПб.: СПГУВК, 2007.
  8. Кузьмин А.А. Структура и свойства чугунов: Методические указания по выполнению лабораторных работ. - СПб.: СПГУВК, 2007.
  9. Афанасьев А. М. Технология судоремонта: Методические указания к курсовой работе. - СПб.: СПГУВК, 2008.
  10. Шнуренко А. А., Афанасьев А. М. Нанесение защитных покрытий из стеклопластика на гребные и дейдвудные валы: Методические указания к дипломному проектированию. - СПб.: СПГУВК, 2009.
  11. Шнуренко А. А. Изготовление и ремонт подшипников скольжения с антифрикционным слоем из баббита: Методические указания к дипломному проектированию. - СПб.: СПГУВК, 2009.
  12. Шнуренко А. А., Голицын В. А., Афанасьев А. М. Технологический процесс восстановления и упрочнения коленчатых валов способом проточного электролитического хромирования: Учебно-методическое пособие для выполнения дипломного проекта. – СПб.: СПГУВК, 2010.
  13. Лопарев Ю.К., Зайцев И.Г., Сергеева Л.Л. Материаловедение и технология конструкционных материалов: Лабораторный практикум по материаловедению.- СПб.: СПГУВК, 2010.
  14. Н.В. Богданова, А.А. Кузьмин, Ю.К. Лопарев. Материаловедение. Виртуальная лаборатория: учеб.-метод. пособие – СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2015. – 100 с.
  15. Богданова Н.В. Материаловедение. Моделирование процессов химико-термической обработки деталей. Решение практических задач: учеб.-метод. пособие / Н.В. Богданова. – СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2015. – 32 с.

Научно-исследовательская работа

Основные направления научной деятельности кафедры технологии материалов и материаловедения:

  1. Технология судоремонта
  2. Повышение надежности трибосопряжений
  3. Структурно-энергетические модели надежности твердых и жидких субстанций в трибосопряжениях.

Научные публикации:

  1. Погодаев Л.И., Кузьмин А.А., Структурно-энергетические модели износостойкости пористых покрытий. Монография. – СПб.: СПГУВК, 2005. – 208 с.
  2. Кузьмин А.А., Хмелевская В.Б., Выбор технологий и материалов для повышения надежности судового оборудования. Монография. – СПб.: СПГУВК, 2005. – 211 с.
  3. Погодаев Л.И., Матвеев Ю.И., Анализ структуры и свойств плазменных покрытий методом согласования частных степенных зависимостей и математического эксперимента. - Н.Новгород: ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2005.
  4. Погодаев Л.И., Кузьмин В.Н., Структурно-энергетические модели надежности материалов и деталей машин. - СПб.:. Академия транспорта РФ, 2006.
  5. Кузьмин А.А., Погодаев Л.И. Работоспособность деталей при контактной усталости. - СПб.: СПГУВК, 2006.
  6. Погодаев Л.И., Кузьмин В.Н. Защита деталей пленками и покрытиями // Труды международной конференции, т.1 М.: Машиностроение, 2007.-С. 299-306.
  7. Погодаев Л.И., Кузьмин В.Н., Матвеевский О.О. Структурно – энергетические модели усталости и эрозии металлов с учетом масштабных уровней деформирования // Трение и смазка в машинах, 2008, № 6. С. 3-13.
  8. Третьяков Д.В., Валишин А.Г., Матвеевский О.О. Моделирование долговечности цилиндровых втулок ДВС при вибрационной кавитации. // Проблемы машиностроения и надежности машин, N 2, 2008. С. 50-60.
  9. Шнуренко А. А. К вопросу о роле страхования финансовой системы государства. Россия и мир. Гуманитарные проблемы. Межвузовский сборник научных трудов. – СПб – 2009.
  10. Донских Д.Ф., Погодаев Л.И. Способы повышения надежности шарнирного соединения черпаковой цепи дноуглубительных снарядов.//Трение, износ, смазка, 2010. Том 13, № 44.С.15-27.
  11. Погодаев Л.И., Кузьмин А.А. Структурно-энергетические модели надежности материалов и технических средств. - СПб.: СПГУВК, 2010.
  12. Сахаров В.В., Кузьмин А.А., Совершенствование управления качеством сборки судовых механизмов в судоремонте. Монография. – СПб.: Судостроение, 2012. – 247 с.
  13. Погодаев Л.И., Кузьмин А.А., Лопарев Ю.К. Надежность судового оборудования: Монография. – СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2015. – 124 с.
  14. Сахаров В.В., Кузьмин А.А., Чертков А.А., Модели и алгоритмы оптимизации технологических процессов на объектах водного транспорта в среде MATLAB. Монография. – СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2015. – 436 с.
  15. Барышников С.О., Кузьмин А.А., Сахаров В.В., Тарануха С.Н. Автоматизация и повышение эффективности использования топлива на судах. Монография. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2016. – 390 с.

Сотрудничество

Кафедра технологии материалов и материаловедения сотрудничает внутри университета со следующим подразделениями:

  • кафедрой технологии судоремонта,
  • кафедрой теории и конструкции судовых ДВС; с различными подразделениями следующих предприятий Санкт-Петербурга:
  • ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» - стратегический партнер,
  • ООО «ВМПАВТО»,
  • ОАО ««Судостроительная фирма» Алмаз»»,
  • ООО «Судостроительная верфь «РЕЧНАЯ»»,
  • ОАО «Пассажирский порт»,
  • ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод.

Канонерский судоремонтный завод основан в 1883 году, в настоящее время является высокотехнологическим предприятием, способным решать любые технические задачи судоремонта и модернизации судов:

  • докование судов (4 плавучих дока с максимальной грузоподъемностью 35600 т);
  • ремонт дейдвудного и рулевого устройств;
  • очистка и окраска корпусов судов;
  • корпусные работы;
  • ремонт главных и вспомогательных двигателей;
  • ремонт котлов;
  • ремонт вспомогательных механизмов и судовых устройств;
  • ремонт и замена трубопроводов;
  • ремонт электродвигателей, генераторов, электрооборудования и средств навигации;
  • модернизация судов.

Канонерский судоремонтный завод сертифицирован по международной системе качества ИСО 9001:2000, имеет сертификаты РМРС, РРРС, Germanischer Lloyd, Lloyd's Register, DNV. На заводе действует Аттестационный центр, сертифицированный классификационными обществами РМРС, РРРС и Ростехнадзором.