День зарождения морского образования

16 апреля – день зарождения морского образования в России

16 апреля – знаковая дата для Государственного университета морского и речного флота и его восьми филиалов, поскольку она считается днем зарождения морского образования в России. 16 апреля 1722 года император Петр I повелел Адмиралтейству открыть школы обучения морскому делу.

Пётр I огромное внимание уделял созданию в России новой регулярной армии и военно-морского флота. Для этого он изучил систему европейских армии и флотов, их вооружение. Фактическое строительство русского флота началось ещё в 1695 году на реке Воронеж. Тогда после возвращения из неудачного первого Азовского похода Пётр Алексеевич осознал необходимость боевых кораблей для ведения войны, и началось строительство Азовской флотилии. За 30 лет с 1696 по 1725 годы были созданы Азовский и Балтийский флоты, Беломорская и Каспийская флотилии. Всего было построено более сотни линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв (небольшое парусное судно), 67 крупных галер, множество скампавей (малая галера), бомбардирских кораблей, брандеров, до 300 транспортных судов и большое количество различных мелких судов. По мореходным и боевым качествам русские линейные корабли соответствовали европейским стандартам, и уже во время Северной войны русский флот успешно действовал против первоклассного шведского флота.

В конце 1696 года в Воронеже стали создавать Адмиралтейский двор. В 1700 году в Москве был создан Приказ адмиралтейских дел, в 1707 году он преобразован в Канцелярию Военно-Морского флота, а в 1718 году – в Адмиралтейскую коллегию. С 1724 года она стала ведать гидрографическими исследованиями.

Для успешного развития начатых в государстве преобразований требовалось большое количество подготовленных, хорошо образованных людей. Царь Пётр провозгласил образование делом государственной важности. В России создается система образования, в рамках которой начинается подготовка профессионально-технических кадров: инженеров, штурманов, картографов, артиллеристов и т. д.

14 (25) января 1701 года был издан царский указ и открыта Школа математических и навигацких наук – первое учебное заведение, готовящее специалистов для армии и флота: моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, гражданских чиновников, а также учителей для других образовательных учреждений. Школу основали в Москве в Сухаревой башне, возглавил ее Яков Брюс – сподвижник Петра I. Она просуществовала до 1753 года, её преемником по флотской линии стал Морской шляхетский корпус.

Школа математических и навигацких наук стала прообразом всей современной системы инженерно-технического образования Российского государства. Пётр I часто её навещал, следил за успехами учеников. В школе было два отделения – навигацкое и математическое. Навигацким отделением руководил британец профессор Абердинского университета, специалист в математике, астрономии и морских науках Генри Фарварсон. Математическое отделение возглавлял русский учёный-математик Леонтий Магницкий. Он является автором первой русской учебной энциклопедии по математике (1703 год). Магницкий был выдающимся научным деятелем своего времени.

Морские науки преподавали англичане Стефан Гвын и Ричард Грейс. Они не знали русского языка, преподавали на латыни, поэтому ученикам приходилось сначала изучать латинский язык для понимания лекции. Преподавателем навигацкого дела и библиотекарем школы с почетным званием «царского библиотекариуса» был Василий Киприянов. Он стал первым издателем математических и географических пособий для навигаторов. Написанные им важные учебные пособия – это «Таблицы синусов, тангенсов» (1703 и 1716 годы), краткий учебник математики (1703).

16 апреля – день зарождения морского образования в России 16 апреля – день зарождения морского образования в России

В ученики брали детей и молодых людей дворянских, чиновничьих и иных сословий (кроме крепостных) в возрасте от 11 до 23 лет. В 1703 году в школе обучались около 300 человек, в 1711 году – 500. В Навигацкой школе обучались дети почти всех наиболее видных аристократических семей России. Ученики из малообеспеченных семей находились на полном государственном обеспечении. Им выделяли обмундирование – сапоги, бострог (копия с голландского платья, аналог кафтана), панталоны и шляпу. Шляпа имела ленточку, обозначающую принадлежность к ученикам. Кроме того, ученики были обязаны носить парики с косами, которые надо было регулярно смазывать салом и припудривать мукой. Со временем учёбу приравняли к службе, и ученики стали получать кормовые деньги, количество которых зависело от качества и длительности учёбы. Деньги они получали по тем временам немалые. Выплатами царь хотел заинтересовать молодежь, привлечь их к учёбе. Время учёбы не было определено, вместе с практикой в среднем учились 10-15 лет.

Знания в школе давались весьма разносторонние. Курс обучения состоял из трёх уровней: начальная школа (русская школа), цифровая (арифметическая) и высшая (старшая). Первая ступень была рассчитана на 1,5-2 года. На ней давались минимальные знания – правила грамматики, чтение, Закон Божий. Вторая ступень давала основы арифметики, геометрии, тригонометрии, рисования. В высшей школе изучали математическую географию, астрономию, черчение, геодезию, навигацию, кораблестроение. На этой же ступени ученики проходили долгую практику на морских кораблях, в верфях, на строительстве, в действующей армии, лабораториях, пороховых и пушечных заводах, мастерских в России и за рубежом. Так, в июне 1712 года в результате смотра царем учеников 26 из них были посланы изучать навигацкие науки в Голландию, 22 – изучать немецкий язык в Ревель, а 16 человек записали в солдаты Преображенского полка.

Методика обучения была простой – зубрежка «от сих до сих». В то время учителя не объясняли ученикам темы: они должны были сами изучить урок по учительским записям на доске и примерам из книг. Понятно, что такая методика не способствовала быстрому изучению предмета. Одним из основных предметов на столе учителя наряду с учебниками, пером и линейкой была розга. «Розга ум вострит, память возбуждает!» Занятия проходили в течение всего дня, за дисциплиной и порядком следил дядька (отставной солдат по указанию Петра). Были у учеников и каникулы – рождественские, с 24 декабря по 7 января. Вместо летних каникул была практика – морская или геодезическая.

В 1715 году в Петербурге была учреждена Морская академия (Академия морской гвардии). Старшие классы из Школы математических и навигацких наук перевели под её начало.

В 1716 году было учреждено воинское звание «гардемарин» (в переводе с французского – «морской гвардеец», «страж моря»), оно считалось переходным от ученика академии к чину мичмана. После того как академия была преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус, учащихся старших классов стали называть гардемаринами, а учеников младших классов – кадетами.

Старания Петра I и его соратников дали хорошие плоды. Выпускники Навигацкой школы стали ценными специалистами, осуществили задуманную Петром государственную инструментальную съемку России, что позволило составить единую карту империи. К 1732 году из школы было направлено 111 человек для описания территории Российского государства. Выпускниками школы и академии стали многие видные деятели империи. Вице-адмирал Степан Лопухин, воспитанник Навигацкой школы, одним из первых русских офицеров стал командиром корабля и отметился на своей шняве «Наталия» в Эзельском бою 1719 года. Николай Головин, которого экзаменовал лично государь Петр I, уже в кампании 1743 года командовал Балтийским флотом. Одним из первых русских командиров кораблей стал капитан-командор Иван Кошелев, которому в 1725 году доверили отряд кораблей.

Московская школа, Морская академия в Петербурге стали прообразами для подобных школ в других городах России. В 1722 году Петр I дал указание Адмиралтейству открыть школы обучения морскому делу. Первые такие школы были открыты в Новгороде, Вологде и Нарве. К 1727 году в них было набрано более 2 тысяч учеников. Однако не все доходили до высшей ступени обучения и становились капитанами, командирами кораблей, офицерами – многим представителям торгового сословия нужно было, чтобы их дети научились писать и считать, после чего молодые люди оставляли обучение и начинали заниматься семейным делом. Но даже так число образованных людей в России постоянно росло.

Благодаря Школе математических и навигацких наук в России стало развиваться морское, артиллерийское и горное дело, профессиональное техническое образование. В России появилась и стала укреплять свои позиции новая социальная прослойка – техническая интеллигенция.

По материалам пресс-службы МГАВТ