Кафедра судостроения

Заведующий кафедрой
Яцук Юрий Владимирович
к.т.н., доцент
E-mail: YatsukUV@gumrf.ru

Кафедра: Межевой канал д.2, каб. 73
тел.: (812) 748-97-52
E-mail: kaf_shipbuilding@gumrf.ru

 

Историческая справка

Кафедра Судостроения является выпускающей для бакалавров, обучающихся по специальности 26.03.02 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской структуры (профиль «Кораблестроение»), и магистров, обучающихся по специальности 26.04.02 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской структуры (профиль «Создание и ремонт судов и энергетического оборудования объектов морской и речной техники»). Кафедра была создана в 2000 году в Санкт-Петербургском университете водных коммуникаций.

До 2000 года подготовка инженеров для проектных организаций и предприятий, строящих суда речного флота, велась в Лениградском институте водного транспорта, а затем в Санкт-Петербургском университете водных коммуникаций на кафедре «Теории проектирования и конструкции судов». Содержание и методику преподавания основных теоретических дисциплин – теория корабля, конструкция корпуса судна, проектирование судов, строительная механика в разное время сформировали ведущие профессора и доценты кафедры ТПиКС – Бавин В.Ф., Гофман А.Д., Войников М.И., Михеев Ю.В.

Для создания научных основ проектирования речных и морских судов еще в 60 годы прошлого века по инициативе профессоров Басина А.М., Лаврентьева В.М. и Дормидонтова Н.К. был создан уникальный комплекс лабораторий гидро-аэродинамики судов, в основе которого лежал опытовый бассейн. В последующие годы он активно использовался для подготовки инженерных кадров высшей квалификации и выполнения научно-исследовательских и проектных работ для нужд речного судостроения.

За время существования опытового бассейна учеными и аспирантами университета с его помощью было выполнено множество крупных научно-исследовательских работ, включая:

  • обоснование возможности создания флота смешанного плавания (класса «река-море») и подготовку проектов первых судов этого типа;
  • разработку государственной сетки перспективных судов внутреннего и смешанного плавания;
  • разработку по заданию Российского Речного Регистра ряда документов, регламентирующих эксплуатационные требования к судам;
  • испытания элементов океанотехники по заказам ЦНИИ «Гидроприбор».

В период мая-августа 2007 года в рамках модернизации лабораторной базы университета была проведена масштабная реконструкция опытового бассейна и аэродинамической трубы. В результате выполненных работ в данных лабораторных комплексах установлено современное оборудование. Модернизированный бассейн имеет размеры 120м × 6м × 3м, что позволяет проводить испытания моделей водоизмещающих и скоростных судов длиной до 6 м со скоростями движения до 6 м/с. Значительный вклад в развитие лабораторного комплекса сделал видный ученый кафедры доктор технические наук, профессор Александр Давидович Гофман. В настоящее время опытовый бассейн и аэродинамическая труба находятся в составе отдельного подразделения университета – учебно-научного центра мореходных качеств судов. Научно-исследовательская работа кафедры Судостроения ведётся в тесном сотрудничестве со специалистами учебно-научного центра.

Основными предпосылками к созданию кафедры Судостроения было изменение ситуации в отечественном судостроении. В частности, судостроительные предприятия, не потерявшие заказы на строительство судов, в борьбе за рынок начали конкретные действия по коренной модернизации своих производственных мощностей. В результате возросла потребность в специалистах, комплексно разбирающихся в вопросах использования компьютерной техники и автоматизированного оборудования.

В НИИ начали активно применять методы компьютерного моделирования для разработки новых технологий и оборудования, однако готовых специалистов для реализации такого подхода никто не готовил. Опыт показал, что выпускники специализированных кафедр типа «Вычислительная техника» не всегда успешно справляются с данной задачей, так как моделирование чего-либо требует глубокого понимания объекта моделирования, а не только средств и математического аппарата собственно моделирования.

В конструкторских бюро вопросы проектирования «без кульмана» стали обычными. Однако практика выявила, что формирование необходимого кадрового состава лучше всего осуществлять на основе обучения приемам проектирования с помощью ЭВМ молодых специалистов, чем переучивать конструкторов, 20 лет отстоявших за кульманом.

Основным направлением внедрения компьютерной техники в технологической подготовке производства стало обеспечение управляющими программами оборудования с ЧПУ. Поэтому многие предприятия стали формировать штат службы подготовки производства программистами, выращенными из специалистов с кораблестроительным образованием.

С учетом изложенного, в качестве основной задачи новой кафедры ректором университета была определена подготовка морских инженеров, обладающих современными знаниями, обеспечивающими возможность эффективной работы в направлениях, связанных с внедрением информационных технологий и средств автоматизации производственных процессов, как в проектных организациях, так и на судостроительных предприятиях.

Заведующим новой кафедрой был избран доктор технических наук, профессор, Лауреат премии совета министров СССР Веселков Вячеслав Васильевич, к тому времени более 35 лет, отработавший в судостроении.

В основу концепции формирования нового уровня подготовки специалистов для судостроения был заложен принцип, что выпускник кафедры теоретически должен быть готов к решению определенного класса задач, как в научной организации, так и в конструкторском бюро, или на судостроительном предприятии. Во всех данных организациях серьезные кадровые проблемы имеются именно в направлениях, связанных с обеспечением современных технологий проведения работ с использованием средств автоматизации инженерной деятельности. Однако принципов подготовки кадров для такой деятельности не существовало.

Анализ путей решения данной задачи показал, что для этого необходимо реализовать возможность доступа студентов в процессе их обучения к реальным компьютерным системам (уровня CAD/CAM), используемым при проектировании и подготовке строительства судов и действующему автоматизированному оборудованию судостроительных предприятий.

Новая кафедра с самого начала своего существования стала формировать широкие связи с проектными организациями и заводами, активно внедряющими у себя новые информационные технологии и оборудование с ЧПУ. Это позволило по-новому организовывать проведение производственной практики студентов кораблестроителей в обеспечение формирования практических навыков в областях работ, связанных с автоматизацией проектирования судов и подготовкой производства. Одной из основных дисциплин профессионального образования инженеров кораблестроителей стала дисциплина «Комплексная автоматизация производства в судостроении», которую подготовил профессор Веселков В.В. На ее основе были созданы дисциплины – Системы Автоматизированного Проектирования Судов (САПР судов) и Автоматизированные Системы Технологической Подготовки Производства (АСТПП).

В рамках научной деятельности на кафедре постоянно ведется подготовка аспирантов университета и соискателей – специалистов предприятий судостроительной отрасли к защите диссертаций по специальностям 05.08.01 «Теория корабля и строительная механика» и 05.08.04 «Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства».

С 2013 года кафедра перешла на подготовку кадров по двухуровневой системе образования – бакалавр/магистр. Этот шаг потребовал серьезных изменений в программе обучения. В отличие от программы подготовки инженеров программы обучения бакалавров и магистров по направлению КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ И ОКЕАНОТЕХНИКА, предусматривают параллельное изучение фундаментальных и специальных дисциплин в рамках бакалавриата и интегрированное наращивание фундаментальных знаний в случае продолжения обучения в магистратуре. Такой подход позволяет исключить недостатки варианта инженерного образования, связанные с трудностями использованием полученных на первых курсах фундаментальных знаний при изучении специальных дисциплин на последних и оптимизировать их объем применительно к особенностям специализации. В отличие от инженера традиционного варианта подготовки, бакалавр должен уметь самостоятельно выполнять простейшие сварочные операции, пользоваться газорезательным оборудованием, в случаях необходимости выполнять разметочные операции и эскизирование деталей, а также оценивать эффективность тех, или иных технологий, используемых при строительстве судов. При этом данные навыки будут подкреплены хорошим знанием теоретических основ самих процессов. Получение перечисленных практических навыков сегодня невозможно реализовать только на основе использования существующей в высших учебных заведениях лабораторной базы. Сегодня полностью меняются принципы организации производственной практики в период обучения и на летних каникулах. Определенное варьирование уровня подготовки специалистов в рамках универсального пакета знаний существующая программа подготовки бакалавров в настоящее время в состоянии обеспечивать за счет имеющегося в ней раздела факультативной подготовки. Тем не менее, очевидно, что основные настроенные профессиональные знания бакалавр все равно будет получать непосредственно на рабочем месте в процессе своей будущей практической деятельности. Делать это он сможет в рамках «самостоятельной программы подготовки». При таком подходе успех в ее освоении будет обеспечивать ему должностной рост и увеличение заработной платы. В случае же необходимости совершенствования профессиональной подготовки выпускник кафедры сможет продолжить свое обучение в магистратуре. При этом направление подготовки может определяться исходя из потребностей предприятий.

В 2015 году произошло объединение Университета водных коммуникаций с Академией им. адмирала С.О. Макарова. Новый университет стал называться Университетом морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. В рамках нового университета кафедра судостроения вошла в состав Института водного транспорта – одной из его структурных составляющих. В настоящее время ведутся работы по совершенствованию структуры и содержанию подготовки бакалавров и магистров в составе института. Однако направление кораблестроительного образования сокращаться не будет.

С 2017 кафедру возглавил доцент Яцук Ю. В.

Сведения о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы

ФотоФИО, должность, ученая степень, ученое званиеНаправление подготовки
специальность по образованию,
общий стаж работы,
в т.ч. научно-педагогический
Преподаваемые дисциплиныСведения о повышении квалификации
Яцук Юрий Владимирович, заведующий кафедрой, к.т.н., доцент Судостроение и судоремонт
Инженер кораблестроитель
30 лет / 24 года
1. Математическое моделирование задач статики и динамики
2. Теория корабля (динамика)
3. Теория корабля (статика)
3. Гидромеханика
4. Математические методы в расчетах гидромеханической прочности
5. Разработка управляющих программ
2014 год курсы повышения квалификации в ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (акустический центр)
Веселков Вячеслав Васильевич, профессор, д.т.н., профессорСудостроение и судоремонт
Инженер кораблестроитель
53 года / 40 лет
1. АСТПП
2. ККС
3. Технология судоcтроения
4. Разработка программного обеспечения
5. CАПР
2013 год краткосрочное обучение в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете
Войников Михаил Иванович, доцент , к.т.н., доцент Судостроение и судоремонт
Инженер кораблестроитель
58 лет / 48 лет
1. Проектирование судов (кораблей)
2. Основы технологии экономического анализа при проектировании
2. Теория корабля (статика)
3. Статика корабля
4. Введение в проектирование судов
2014 год курсы повышения квалификации в ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (по направлению деятельности)
Михеев Юрий Владимирович, доцент , к.т.н., доцент Гидромеханика и прочность корабля
Инженер кораблестроитель
54 года / 42 года
1. Расчет прочности судовых конструкций.
2. ККС
3. Строительная механика тонкостенных конструкций
4. Проектирование корпусных конструкций
5. Строительная механика стержневых систем
6. ФТДТ
7. Теория виброизоляции
2014 год курсы повышения квалификации в ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (по направлению деятельности)
Лебедева Марина Петровна, доцент , к.т.н., доцент Инженер исследователь в области гидроародинамики
50 лет / 13 лет
1. Теория и устройства судна
2. Теория и устройства судна и движительного комплекса
3. Динамика корабля
4. Теория корабля (динамика)
2014 год курсы повышения квалификации в ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (акустический центр)
Васильева Анастасия Борисовна, старший преподаватель , -, -Кораблестроение
Морской инженер
8 лет / 4 года
1. АСТПП
2. Компьютерная графика и 3D программы
3. Конструкция корпуса судна
4. Теория и устройства судна
5. Теория корабля (статика)
6. Гидромеханика
7. Разработка программного обеспечения
8. Теория корабля (динамика)
9. ФТДТ
10. САПР
2014 год курсы повышения квалификации в ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (измерительный центр)
Ушаков Константин Михайлович, ассистент , -, -Кораблестроение
Морской инженер
8 лет / 6 лет
1. ППП для автоматизированного проектирования
2. Теория и устройства судна
3. Теория и устройства судна и движительного комплекса
4. Мат. обеспечение ПЭВМ
 2014 год курсы повышения квалификации в ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (измерительный центр)
Чистов Валентин Борисович, профессор , д.т.н., профессор Судостроение и судоремонт
Инженер кораблестроитель
56 лет / 48 лет
1. Технология судоремонта2014 год курсы повышения квалификации в ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (лаборатория холодной гибки)

 

Сведения о представителях работодателей, участвующих в учебном процессе

Представители работодателей не участвуют в учебном процессе кафедры. 

Сведения о соответствии установленным нормам количества преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий, учреждений, задействованных в образовательном процессе

Кадровое обеспечение основной профессиональной образовательной программы
Всего чел. С базовым образование, соответствующим профилю преподаваемой дисциплины С учёными степенями и званиями
чел. % чел. %
8 8 100 6 75

 

Cведения об учебно-методическом и информационном обеспечении преподаваемых дисциплин

Учебно-лабораторная база

Лабораторной базой кафедры Судостроения является учебно-научный центр мореходных качеств судов.

Перечень научно-исследовательских работ, выполненных сотрудниками кафедры в 2017 году

  1. Комплексная технико-эксплуатационная экспертиза причин затопления плавкрана АСПТР-1 на основании постановления о назначении экспертизы в рамках уголовного дела № 168020 (совместно с кафедрой Судоходства на ВВП)
  2. Исследование мореходности серии моделей траулеров. Отчет по теме № 135-1.09-17
  3. Изготовление модели судна СРТР 38, проведение буксировочных и самоходных испытаний модели судна СРТР 38 в грузу и расчет ходкости

Кроме того, совместно с тренажерным центром Университета была разработана новая методика расчетной оценки возможности безаварийного прохода судов к причалам с учетом метеорологических условий и мелководья. По этой методике были выполнена оценка параметров движения судов и сформулированы правила их безопасного маневрирования на разных участках акватории Санкт – Петербургского морского порта.