Нет

Четвёртый научно-практический семинар по проблеме
«Лучшие практики автоматизации процессов обеспечения
безопасности службы экипажа корабля, судна»



РЕЗОЛЮЦИЯ

г. Санкт-Петербург
17 апреля 2014 года

 

17 апреля 2014 года в «Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» проведен Четвёртый научно-практический семинар (НПС-4) по проблеме автоматизации процессов обеспечения безопасности службы экипажа корабля, судна.

Семинар был организован при непосредственном участии Некоммерческого партнерства «Института автоматизации процессов борьбы за живучесть корабля, судна», «Санкт-Петербургского государственного морского технического университета», ОАО «Концерн «НПО «Аврора», ЗАО «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота», «Института проблем управления Российской академии наук им. В. А. Трапезникова», «Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова».

В работе семинара приняли участие более 40 ученых и специалистов из 12 организаций отрасли, Главного командования ВМФ РФ, 4 высших учебных заведений, промышленных предприятий и общественных объединений 3 городов России.

В ходе НПС-4 были заслушаны и обсуждены:

  • 1 доклад – по практике формирования и реализации требований руководящих документов по ОБСЭ КС в типовых и нештатных условиях их эксплуатации, эволюции современных требований к системам автоматизации процессов (АП) ОБСЭ КС;
  • 2 доклада − учебно-методические демонстрации современных информационных технологий применения методов и программных комплексов автоматизированного обеспечения безопасности службы экипажа корабля, судна (ОБСЭ КС);
  • 2 доклада – с опытом анализа и синтеза систем информационной под-держки ОБСЭ КС, включая технологии автоматизированного сетевого планирования и управления ОБСЭ подводных лодок и надводных кораблей.

Впервые в рамках цикла НПС по лучшим практикам АП борьбы за живучесть корабля, судна (БЖКС) была практически отработана технология ранговой партнёрской сертификации 7 заявленных ведущими организациями отрасли технологических решений (ТР) в классе средств и систем информационной поддержки (СИП) решений судоводителя по управлению безопасностью эксплуатации (БЭ), локализации аварийных ситуаций и аварий (ЛА), БЖКС. В том числе заявленные предложения были обстоятельно рассмотрены и квалиметрически оценены членами специально созданного Экспертного совета с использованием двух специально разработанных и зарегистрированных в Федеральной службе по интеллектуальной собственности программных комплексов «МКО» и «КРОПУР».

Открытое заседание Экспертного совета с просмотром авторских презентаций заявленных ТР и их открытым ранговым оцениванием участниками семинара позволило выявить три конкурентно способных из них, включая:

  1. ТР-175 «Технология и программные комплексы задач информационной поддержки управления техническими средствами при нормальной эксплуатации и борьбе за живучесть корабля (ТПК ИП ТС БЖК)». Заявитель – ОАО «Концерн «НПО «Аврора».
  2. ТР-171 «Технология и программный комплекс Интегрированной си-стемы поддержки принятия решений судоводителя (ТПК «ИСППР»). Заявители – СПбГМТУ и ОАО «Концерн «НПО «Аврора».
  3. ТР-176 «Проектирование СИПР для морских подвижных объектов на основе методов теории интеллектуального управления, агентных технологий и полномасштабного имитационного моделирования». Заявитель – ИПУ РАН им. академика В.А. Трапезникова.

По завершению оформления материалов рассмотрения заявленных ТР принято решение выдать заявителям и авторам соответствующие сертификаты качества Системы ранговой партнёрской сертификации с указанием достигнутых значений уровня качества по отношению к национальному и международному уровням технологического развития.

Рассмотрев и обсудив комплекс вопросов развития и лучших практик автоматизации процессов ОБСЭ КС участники научно-практического семинара ОТМЕЧАЮТ:

  1. Среди ранее рассмотренных вопросов АП БЖКС (6.12.2012 г. – Первая научно-практическая конференция (ОАО «Концерн «НПО «Аврора) «Современные технологии автоматизации процессов борьбы за живучесть», 30.05.2013 г. – НПС-1 (СПбГМТУ) по проблеме АП обеспечения непотопляемости, 17.10.2013 – НПС-2 (ЦНИИМФ) по проблеме АП обеспечения взрывопожаробезопасности, 5.12.2013 г. – НПС-3 (ВУНЦ ВМФ «ВМА») – мастер-класс по проблеме АП обеспечения живучести технических средств) рассмотренный НПС-4 комплекс вопросов АП ОБСЭ КС является, по общей оценке участников, НАИМЕНЕЕ научно - методически и технологически ОБЕСПЕЧЕННЫМ, а также НАИМЕНЕЕ СИСТЕМНО ЦЕЛОСТНЫМ и ЗАВЕРШЁННЫМ (СОВЕРШЕННЫМ).

    К числу основных причин этого могут быть отнесены:

    • недостаточное внимание, уделяемое в руководящих документах (прежде всего, РБЖ, НБЖС), вопросам эрготехнической оптимизации принимаемых организационных, проектно-конструкторских и системно-технических решений с учетом экстремальных условий ЛА и БЖ;
    • различие принципов ОБСЭ на кораблях и судах;
    • недооценка в ряде случаев возможностей современных технологий и появление, как следствие, избыточных и гетерогенных структур, усложняющих эксплуатацию средств ОБСЭ;
    • ведомственная (корпоративная) разобщенность специалистов в области АП ОБСЭ и БЖ КС, отсутствие реальной мотивации поиска конкурентно способных ТР.
  2. Одной из актуальных проблем развития средств и систем АП ОБСЭ КС и БЖКС в целом сегодня следует считать изыскание и технологическую отработку качественно новых путей и вариантов комплексной визуализации данных, представляемых командиру, капитану судна, а также их визуальной обработки и когнитивного анализа, в том числе обеспечивающих минимизацию негативного влияния субъективных (человеческих) факторов.
  3. В этой связи считать проведение четвёртого НПС своевременным и важным вкладом в развитие информационных технологий ОБСЭ и эксплуатации объектов морской техники повышенного риска, включая подводные и надводные корабли, суда с АЭУ, танкеры, газовозы, морские платформы, рыбопромысловые суда.
  4. Рекомендовать НП «ИАП БЖКС» продолжить практику актуализации единой базы данных и знаний (БДЗ) по методам, способам и технологическим решениям АП БЖКС с возможностью партнёрского доступа к её содержанию, с обеспечением квалиметрического сравнения и ранжирования содержащейся в БДЗ информации и ТР.
  5. Считать целесообразным в разрабатываемой Партнёрством монографии «Автоматизация процессов борьбы за живучесть корабля, судна» материалы по теории и практике АП ОБСЭ КС выделить в отдельный раздел с дополнительным привлечением к его написанию и редактированию специалистов, рекомендованных участниками НПС-4.
  6. Продолжить практику проведения НПС и рекомендовать провести следующий семинар на тему «Лучшие практики АП эффективного управления системой БЖ КС». 

     

Председатель Координационного совета
Института автоматизации процессов
борьбы за живучесть корабля, судна
Борисенко К.П.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.