Нет
Так звучало одно из предложений участников VIII сессии Общественно-педагогического форума, прошедшего 3-4 апреля и организованного Центром Национальной Славы, «Санкт-Петербургским государственным университетом» и «Государственным Педагогическим университетом имени Герцена». Восьмой раз проходил данный форум, и уровень участников, количество, глубина проработки докладов показывают, что тема формирования человеческого капитала исключительно важна для текущего момента развития гражданского общества и экономики.
Выступивший на Пленарном заседании Форума губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко отметил значимость питерской системы образования в целом для России. В более чем 100 вузах нашего города работают 8 тыс. докторов и 25 тыс. кандидатов наук. Интерес в образовании смещается в область инженерно-технических специальностей. Правительство города поддерживает становление и развитие научных школ, особенно молодых ученых, выделяя ежегодно около 65 млн. рублей в виде грантов. Весьма существенным является укрепление деловых связей учебных заведений с потребителями кадров. Более 1600 договоров заключено ВУЗами и колледжами с предприятиями города.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по науке, образованию и культуре Л.С. Гумерова определила одной из главных задач системы образования – просвещение. В стране в этом направлении работают 5,5 млн. педагогов, учителей, воспитателей, и их работа должна основываться на традициях.
О роли исторических знаний, изучения, продолжении и развитии традиций говорил в своем докладе и Президент ОАО «РЖД», Председатель Попечительского Совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин.
Об основах развития общества и его зависимости от продукта просвещения говорил директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский. Его «русские рецепты» основаны на традициях гуманитарных наук
Выступавшие представители ВУЗов также выделяли как главное звено в деле создания гражданского общества человеческий капитал. Проведенные в нашей стране 18 реформ в образовательной сфере дали мало пользы. Так, по мнению С.П. Карпова, декана исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, только две были успешными и одна наполовину.
С трибуны форума назывались тревожные цифры. Около 40% выпускников не работают по специальности. В этом контексте красной линией в ходе всего форума проходила задача – как организовать профориентацию, как направить молодежь туда, где будет наибольшая отдача для себя и для общества.
Название VIII сессии ОПФ 2015 г. «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени» предопределило во многом направление докладов и выступлений на секциях. Формат ОПФ предусматривал как обычно секционные заседания (4 секции) и круглые столы. 4 года назад впервые была организована секция, на которой в той или иной интерпретации обсуждали вопросы создания механизма кадрового обеспечения отраслей народного хозяйства. Секция, где основными участниками выступали «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» и «Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения», поставила главную цель – выявить пути перехода от человеческого капитала к кадровому потенциалу.
В 2015 году секция получила название «Профориентация в новых экономических и социокультурных условиях: поиск эффективных стратегий». Если в 2014 году от ГУМРФ на ОПФ был один доклад, то в этом году уже три докладчика делились опытом работы в университете и ставили перспективные задачи.
Участники с интересом восприняли выступление директора центра довузовского образования ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова В.К. Лащенова.
Проблематикой привлечения молодежи на флот через реальное дело – яхтенный спорт, поделился с участниками одного из круглых столов А.А. Березкин – помощник ректора ГУМРФ.
Профессор кафедры технических средств навигации Н.Н. Григорьев на конкретных примерах и со ссылкой на классиков обоснованно изложил роль и значение гуманитарного образования в судоходной отрасли.
Докладчики ГУМРФ показали, что транспортное образование также имеет и социокультурную составляющую. Это очень важно потому, что одним из аспектов всей инфраструктуры экономики страны является принципиальное изменение места техники и технологий в жизни общества. Социально-экономическая связанность современного мира требует от специалистов иных ключевых компетенций, чем те, которыми выпускники вузов могли бы гордиться (и гордились) еще недавно. В пространстве современной жизни увеличивается доля междисциплинарных и мультидисциплинарных подходов, формируются новые принципы взаимодействия фундаментальных и прикладных разработок, нормой становится комплексный характер задач. Эти изменения требуют особой компетенции, освоения учащимися современной методологии познания и творчества, практической деятельности, в которой социогуманитарная составляющая играет роль связующего звена. Социокультурный вектор служит основой понимания глубинных социально-экономических процессов и места в них профессиональной деятельности.
Активное участие в организации и проведении сессий ОПФ «Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» становится благоприятной традицией.
Профессор И.И. Костылев