Нет

На нашем сайте мы вводим новую рубрику, посвященную заслуженным работникам нашего университета – «Слава Макаровки». Жизнь и деятельность этих людей – пример новым поколениям курсантов и студентов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

29 сентября 2016 года исполнилось бы 90 лет Феликсу Максовичу Кацману (1926-2007), доктору технических наук, профессору, Заслуженному деятелю науки и техники Российской Федерации, Вице-президенту Российской академии транспорта.

«Слава Макаровки»

Феликс Максович очень любил родной вуз, носящий гордое имя адмирала С.О. Макарова. В числе первых выпускников закончил Ленинградское высшее мореходное училище (ЛВИМУ). После окончания училища был направлен в Центральное Проектное Конструкторское Бюро №1 Минморфлота, где с 1952 до 1967 года работал начальником отдела.

Более 30 лет Ф.М. Кацман возглавлял кафедру теории и устройства судна ГМА имени адмирала С.О. Макарова. Научную и педагогическую работу он умел сочетать с практической работой в транспортной и инфраструктурной отраслях. Без отрыва от преподавания в ГМА длительное время был советником начальника (президента) Балтийского Морского пароходства по науке, являлся членом научно-технического Совета Министерства транспорта Российской Федерации. С 1994 по 1999 гг. – заместитель Председателя, а позднее член Президиума научно-технического Совета Российского морского регистра судоходства, член научно-технического Совета при губернаторе Ленинградской области, член Президиума и советник СОРОСС, член Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга, научно-технического совета при губернаторе Ленинградской области.

Феликс Максович Кацман обладал огромной эрудицией, научным потенциалом и трудолюбием. Он был известным ученым и крупным специалистом в области эксплуатации морских судов. Им опубликовано около 600 научных трудов, в том числе 25 монографий и учебников, он имеет 15 авторских свидетельств и патентов на изобретения, им подготовлено более 50 кандидатов и докторов наук.

Профессор Ф.М. Кацман был одним из тех людей, кто активно создавал и развивал Академию транспорта и, являясь академиком РАТ, проводил большую научную работу. Его деятельность была многогранной, и практически по взаимодействию всех видов транспорта он выступал с инициативными деловыми предложениями. Система транспортных коридоров и место в ней морского транспорта были предметом многих его научных публикаций, монографий и учебников.

Значительный вклад он внес и в судостроение. Будучи вице-президентом Российской академии транспорта, активно занимался организацией выпуска сборников научных трудов членов РАТ, которые пользовались повышенным спросом у научных работников отрасли, сотрудников проектных и научно-исследовательских институтов. Как академик РАТ он сотрудничал со многими международными организациями в области совершенствования транспортных систем. Весьма существенную помощь академик оказывал судовладельцам в вопросах модернизации винто-рулевых комплексов и расследовании аварийных ситуаций. Развитие Санкт-Петербурга как крупного транспортного узла также осуществлялось при его большом участии.

«Слава Макаровки» «Слава Макаровки»

Ф.М. Кацман активно поддерживал и пропагандировал все новое в российской транспортной науке. Много внимания уделял молодежи. На его советах и помощи выросло множество успешных сегодня транспортных компаний. По его учебникам учатся и сегодня.

Родному вузу Феликс Максович посвятил свою книгу «Мореходка, прежде чем стать «Макаровкой», начиналась так…». Книга адресована молодому поколению будущих российских моряков. Феликс Максович за свою жизнь написал очень много стихов. Два стихотворения есть в этой книге, и в одном из них – пожелание всем, кто учился и учится в стенах нашего вуза:

В работе и в часы досуга,
Годы учебы вспоминая,
Поймешь, что нет дороже друга,
Чем нам «Макаровка» родная.

В морях и у причалов Санкт-Петербурга можно встретить судно, носящее имя «Профессор Кацман».

И.И. Костылев,
профессор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Управление внеучебной и воспитательной работы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.