Нет
К 170-летию со дня рождения адмирала С.О. Макарова
Этапы великого пути
В 1867 году за успехи в службе Макарова произвели в гардемарины и назначили в 1-й флотский экипаж Балтийского флота. И снова он в море: на фрегате «Дмитрий Донской» находился в заграничном плавании. После возвращения из плавания за отличие по службе 24 мая 1869 года его произвели в мичманы с назначение на 2-башенную броненосную лодку «Русалка». Эта лодка стала для Макарова судьбоносной: наткнувшись на подводную скалу, она едва не погибла. Эпизод послужил поводом для разработки Макаровым теоретических основ непотопляемости судна. Причем его мнение по многим вопросам разделяли известные деятели морского флота, в том числе создатель классической теории основ маневрирования паровых броненосных кораблей адмирала Г.И. Бутаков и выдающийся корабельный инженер – генерал-майор Корпуса корабельных инженеров М.М. Окунев.
В период с 1870 по 1872 годы Макаров был ревизором на винтовой шхуне «Тунгус», совершив на ней плавание из Кронштадта в Николаевск-на-Амуре. Прослужив в чине мичмана всего полтора года, он в январе 1871 года был произведен в лейтенанты, что для того времени стало небывалым случаем. Как правило, офицеры, не закончившие Морской корпус, ходили в мичманах не менее 5 лет.
Причем после болезни командира шхуны Макаров исполнял его должность и очень хотел стать командиром корабля. Но назначения на командирскую должность так и не последовало, что ущемило самолюбие молодого офицера. Он даже хотел оставить военный флот и перейти на коммерческие суда. Но не осуществил своего намерения. Его отозвали в Петербург, где он поступил в распоряжение своего старшего друга вице-адмирала А.А. Попова.
В 1883 году Макарова назначили флаг-капитаном шхерной эскадры Балтийского флота, а год спустя – флаг-капитаном Практической эскадры того же флота. Он участвовал в работе правительственной комиссии, которая вырабатывала мероприятия «по обороне государства». Некоторое время Степан Осипович командовал фрегатом «Князь Пожарский, а затем – корветом «Витязь», на котором в 1886-1889 гг. участвовал в кругосветном плавании. Во многом благодаря Макарову плавание «Витязя» превратилось в одну из выдающихся русских и мировых океанографических экспедиций. В знак заслуг флотоводца в области океанографии название этого судна выбито на фронтоне Океанографического музея в Монако.
В 1890 году Макарова за отличие за отличие произвели в контр-адмиралы и назначили младшим флагманом Балтийского моря. В следующем году он стал главным инспектором морской артиллерии, где внес огромный вклад в развитие отечественной артиллерии и в способы ее боевого применения. При этом разработанные им бронебойные наконечники получили мировое признание и были внедрены во флотах многих стран. В конце 1892 году Степан Осипович, сотрудничая с профессором Д. И. Менделеевым, внедрил на флоте бездымный порох.
С ноября 1884 года Макаров командовал эскадрой в Средиземном море, а затем совершил переход в Тихий океан, где соединился с эскадрой вице-адмирала С.П. Тыртова. Здесь он разработал «Инструкцию о приготовлении судов к ведению боя и о ведении боя», ставшую образцом для всего флота.
Во время плавания в Тихом океане Макаров продолжил начатые на «Витязе» океанографические исследования. Например, на мысе Крильон (остров Сахалин) он установил футшток и на прибрежной скале высек вековую марку с нулем Кронштадтского футштока, выполнил съемку восточной части побережья Сахалина. По итогам этих работ в 1896 году была издана морская карта: «Карта Западного берега Японского поря от залива Св. Владимир до залива Америка, составленная на основании морской съемки, произведенной с броненосца «Император Николай I» под руководством контр-адмирала С.О. Макарова в 1895 г., добавленной с карты № 1599 от 1860 г.»
После того как Степана Осиповича Макарова отозвали в Петербург, где он поступил в распоряжение своего старшего друга вице-адмирала А.А. Попова, на новом месте службы он всецело занялся проблемами непотопляемости корабля, разработав и внедрив на корабли флота пластырь для заделывания подводных пробоин в корпусе судна. Этот пластырь демонстрировали на Всемирной выставке в Австрии, где он получил прекрасные отзывы моряков многих стран. В эти годы Макаров написал оригинальную статью «О прекращении подводной течи на судах» и завершил разработку теоретических основ непотопляемости корабля. В эти годы, как главного специалиста по непотопляемости судна, его приглашали для чтения лекций флотским офицерам, он часто общался с кораблестроителями и посещал судостроительные заводы.
Накануне Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Макаров предложил применить в Черном море быстроходные пароходы, вооруженные минными катерами, и вскоре стал командиром такого парохода, названного в честь реформатора русского флота генерал-адмирала Константина Николаевича – «Великий князь Константин». На этом поприще он проявил зарождавшиеся в нем флотоводческие качества. Внезапными ночными минными атаками он по существу парализовал весь турецкий флот, чем обеспечил господство русского флота в Черном море.
В ходе войны Макаров не только спроектировал буксируемую мину-крылатку и устройство, предназначавшееся для быстрого спуска на воду катеров, но и создал контейнер для хранения и транспортировки дорогостоящих мин Уайтхеда (прообраз торпедного аппарата), а, самое главное, он превратил мину из оружия оборонительного в наступательное, чем внес огромный вклад в отечественное и мировое военно-морское искусство.
За проявленную храбрость в боях против неприятеля 8 сентября 1877 года Макаров был удостоен ордена Св. Георгия 4 степени. Этот орден вручали только за боевые заслуги.
После окончания войны Макаров занимался эвакуацией войск с Балканского полуострова, а в 1880-1881 годах по представлению генерал-адъютанта М.Д. Скобелева участвовал в Ахал-Текинской экспедиции в качестве «начальника морской части при войсках». За заслуги и в знак особого расположения командующий войсками Закаспийского края Скобелев обменялся с Макаровым Георгиевским крестами.
В 1882 году Макарова произвели в капитаны 1 ранга и избрали пожизненным почетным членом Императорского русского технического общества. Этим актом известные русские ученые признали Макарова как состоявшегося ученого, инженера, изобретателя. Среди них был и знаменитый профессор Д.И. Менделеев.
В 1897 году Макаров предложил применить для исследований Северного Ледовитого океана ледокол, способный взламывать полярные льды. Его идею поддержал великий русский ученый Д.И. Менделеев, назвав ее «блистательной», имеющей не только теоретические, но и большое практические значение. Поддержка была получена от директора Главной физической обсерватории академика С.А. Рыкачева и от вице-председателя Императорского Географического общества П.П. Семенова Тянь-Шанского. С большим трудом Макарову удалось «выбить» средства на постройку ледокола «Ермак» и совершить на нем плавания в Северный Ледовитый океан.
В декабре 1889 года Макаров был назначен главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором города Кронштадта. В этой должности он оставался до своего отъезда в 1904 году на Дальний Восток. Макаров не только продолжал свои научные исследования в различных областях военно-морского дела, но и возглавил комитет по сооружению морского собора, организовал обустройство оврага, привел в порядок портовое хозяйство, организовал быт нижних чиной и т.п.
В ходе русско-японской войны 1904-1905 годов Макаров 1 февраля 1904 года был назначен командующим флотом Тихого океана, а 24 февраля он прибыл в Порт-Артур. Его имя было уже настолько хорошо известно во флоте, что уже сам факт его прибытия давал личному составу надежду на то, что флот окрепнет и приступит к активным действиям. Макаров в первые же дни посетил все корабли.