Нет
Мичман Матюшкин – основатель первой в России матросской библиотеки
Русские морские офицеры вписали много прекрасных страниц в историю развития отечественной культуры, науки и образования. Нам хорошо известна деятельность таких знаменитых флотоводцев, как И.Ф. Крузенштерн, Н.С. Мордвинов, Ф.П. Врангель, проявивших себя в различных сферах общественной жизни. Однако в их тени «потерялись» имена скромных, но самоотверженных подвижников из числа морских офицеров, выполнявших помимо службы обязанности библиотекарей, учителей, журналистов, каждый день делавших, невзирая на трудности, свою негромкую, но очень важную работу. Среди этих забытых имен одним из первых и по времени, и по значению нужно вспомнить мичмана Константина Матюшкина – создателя библиотеки и школы для нижних флотских чинов, чье имя, по мнению его современников, можно поставить «наряду с лучшими деятелями нашего народного образования».
В 1860 году имя Матюшкина промелькнуло на страницах «Морского сборника» в восторженном отзыве капитана корабля «Ретвизан» о талантливом гардемарине, который, проходя на корабле практику, «учившись сам, учил и других». В созданной 18-летним юношей корабельной школе матросы осваивали грамоту, а кантонисты* – географию.
На новом месте службы мичман Матюшкин решил продолжить начатое дело. В ноябре 1859 года, получив разрешение заведующего морскими командами в Санкт-Петербурге контр-адмирала Н.П. Акулова, Матюшкин и его единомышленники собрали среди офицеров 164 руб. 50 копеек и закупили несколько десятков книг для первой Матросской школы и библиотеки.
Это было новое дело для русского флота. Отношение морского начальства к матросам, несшим на военном флоте тяжкую 25-летнюю службу, трудно было назвать гуманным. И на корабле, и в казарме их жизнь была лишена элементарных бытовых удобств. Положение изменилось только после вступления в должность нового руководителя Морского ведомства – генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, который начал реорганизацию военно-морского флота. Прогрессивные реформы коснулись всех сторон жизни матросов. Теперь грамотность открывала возможность карьерного роста: матросы могли начать свое продвижение по службе, сдав экзамены на получение чина унтер-офицера. В среде российских офицеров также велись разговоры о том, что «следует постараться поскорее поставить наших меньших братьев на ноги, развить в них самостоятельные и самодеятельные гражданские и общечеловечные элементы».
В феврале 1860 года для школы и библиотеки в здании Крюковских казарм выделили отдельное помещение с четырьмя большими окнами в бельэтаже. Офицерская школа и библиотека подчинялись Инспекторскому департаменту, но денег от властей не получали и зависели только от пожертвований офицеров. Вокруг Матюшкина сложился кружок единомышленников, посвятивших свое свободное время работе в библиотеке и проведению занятий с матросами. Главным принципом работы школы было добровольное посещение нижними чинами занятий, иначе «матросы будут смотреть на обязательное обучение как на прибавление служебных обязанностей и, следовательно, тяготиться ими, а на библиотеку – как на место службы».
В 1862 году Матюшкин добился права расширить школу и библиотеку для всех морских нижних чинов, переименовав их в «Школу и библиотеку нижних чинов всего Морского ведомства». В 1863 году в «Морском сборнике» были опубликованы «Правила» Библиотеки нижних чинов, утвержденные Морским министерством. К началу 1864 года фонд библиотеки насчитывал 4 039 томов. В основном, востребованы были книги духовного содержания, на втором месте шла художественная литература.
Матросская библиотека и школа собрали вокруг себя большой круг единомышленников из среды морских офицеров и духовенства, однако всех беспокоил предстоящий отъезд Матюшкина из Санкт-Петербурга и вопрос о том, сможет ли столь успешно начатое дело продолжаться без своего создателя? Трагический случай ускорил развитие событий: 29 января 1864 года жизнь Матюшкина внезапно оборвалась.
После смерти Матюшкина существование Матросской библиотеки и школы продолжилось: библиотека просуществовала до 1883 года, а в дальнейшем ее фонды стали основой «Библиотеки нижних чинов второго Флотского Балтийского экипажа», размещавшегося сначала в Крюковских казармах, а затем переехавшего на Морскую улицу. Петербургская матросская библиотека и школа стали первым опытом сотрудничества офицерских кадров и простых матросов. Вскоре по ее примеру в крупных российских портах стали возникать аналогичные школы и библиотеки.
*Кантонисты – сыновья нижних воинских чинов, в силу своего происхождения обязанные проходить военную службу.
Лидия Игоревна НОВИКОВА