Нет
Она спасала Ленинград
Первая в мире женщина-водолаз Нина Соколова –
выпускница нашего вуза!
28 января 2019 года в Петербурге на Петроградской стороне (ул. Ленина, дом 48) в торжественной обстановке установлена мемориальная доска первой в мире женщине-водолазу Нине Васильевне Соколовой.
В открытии мемориальной доски приняли участие председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко, дети Нины Васильевны Марина и Евгений, генеральный директор «Транснефти» Владимир Радов, представители водолазной службы Ленинградской военно-морской базы, Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, в том числе директор Института Водного транспорта Юрий Ежов. В почетном карауле стояли курсанты ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова со знаменами Российской Федерации, Санкт-Петербурга и родного университета.
Нина Соколова родилась в 1912 году в Череповце в многодетной семье. С ранних лет мать брала ее на тяжелую работу как помощницу, поэтому к труду и самостоятельности Нина была приучена с детства. В 1931 году девушка поступила на гидротехнический факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта – одного из предшественников ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. Лекции любознательной девушке и её товарищам читали мировые светила гидротехники, такие как профессоры В.Е. Тимонов (в лаборатории его имени до сих пор постигают водные науки студенты университета), Б.Ю. Калинович, Н.А. Панчурин и другие. Именно в те годы Нина научилась творчески подходить к выполнению любой задачи – будь то научная или инженерная, узнала цену человеческой смелости, упорству в достижении цели.
После окончания ЛИИВТа получила направление в ЭПРОН – Экспедицию подводных работ особого назначения, которая занималась подъемом затонувших объектов, спасением иностранных и отечественных судов, строительством портов, прокладкой подводных трубопроводов.
В то время в Сочи строили порт, и ей поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов. А как руководить, если не знаешь, надежно ли там внизу подготовили «постель» для блоков, правильно ли их устанавливают? Смелая девушка решила всё посмотреть сама – ответственность ведь огромная. Она была настойчива. В Ленинграде закончила двухмесячные курсы усовершенствования и одновременно изучила водолазное дело. Экзаменационная комиссия была поражена глубоким знанием сугубо мужской профессии.
Для выдачи свидетельства, разрешающего Соколовой подводные спуски на глубину до 10 метров, начальнику ЭПРОНа, контр-адмиралу Фотию Крылову понадобилось заручиться разрешением «всесоюзного старосты» Михаила Калинина! В личном деле военнослужащей Крылов дал ей такую характеристику: «Назначена на должность начальника гидротехнического отдела. Молодой энергичный работник, постоянно совершенствует знания и опыт. Тверда и настойчива в достижении своих целей. Прямолинейна и смела. Живо интересуется военно-морским делом. Отлично выдержала испытания по военно-морскому минимуму. Требовательна, пользуется авторитетом у товарищей по службе и у подчиненных». Так Нина стала первой в истории женщиной-водолазом.
Она провела под водой 644 часа.
Нина Васильевна Соколова – инженер-полковник Военно-морского флота СССР. В 1943 году участвовала в строительстве бензопровода, проложенного по дну Ладожского озера и ставшего для осажденного Ленинграда «артерией жизни». Идея спасительного бензопровода была предложена и реализована самой Соколовой.
Задача стояла тяжелейшая: работать нужно было быстро и тайно, а опыта сооружения подобных магистралей не существовало ни в отечественной, ни в зарубежной практике. 25 апреля 1942 года Государственный Комитет Обороны подписал постановление о строительстве трубопровода, назначив срок 50 дней.
Сотрудники отряда Соколовой сыграли огромную роль в реализации проекта: они проводили все подводные работы на дне озера, гидроиспытания, участвовали в укладке труб, обеспечивали необходимый водный транспорт для проведения работ.
Задание было выполнено за 43 дня – к 16 июня 1942 года. Трубопровод протяженностью 29 километров (из них подводная часть – 21 км) проложили на глубинах до тридцати пяти метров. На восточном берегу установили две насосные станции, а на западном – резервуарный парк и наливную эстакаду. За общее время эксплуатации – с июня 1942 по март 1943 года – в осажденный Ленинград через Ладогу поступило около 50 тысяч тонн бензина. Высвободились грузовики и баржи, на которых в осажденный город доставлялось продовольствие. Так Нина Васильевна спасла тысячи жизней ленинградцев. Об «артерии жизни» немцы так и не узнали.
Нина Васильевна Соколова стала легендой ЭПРОНа. Войну отважная женщина закончила в звании инженера-подполковника Военно-морского флота СССР, став им в 34 года. Во время работы на Ладоге она была дважды ранена. Нина Васильевна награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знаком Почета».
После войны Нина Васильевна преподавала в Высшем военно-морском училище имени М.В. Фрунзе (ныне – Морской корпус Петра Великого – Санкт-Петербургский военно-морской институт). Единственная женщина-водолаз последней войны ушла из жизни в 2001 году, на 90-м году жизни.
Имя Нины Васильевны Соколовой занесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга.
Управление внеучебной и воспитательной работы
Остальные фотографии - в Фотогалерее.