Нет

Подводные будни Вячеслава Шахланского

У океана пощады не просят,
Здесь яд недоверья
От века неведом,
И койки подвешены так,
Что матросы
Спят, прижимаясь
Телами к торпедам.
(Стихи неизвестного флотского поэта)

В Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова работают более 25 моряков-офицеров, служивших в подводном флоте. Среди них – первый проректор университета, капитан 1 ранга Николай Борисович Глебов; профессор кафедры основ судовой электроэнергетики, капитан 1 ранга Александр Бахтереевич Каракаев; профессор кафедры судоходства на внутренних водных путях, капитан 1 ранга Сергей Викторович Козик; заведующий кафедрой радиосвязи на морском флоте, капитан 2 ранга Николай Михайлович Божук; доцент кафедры технических средств кораблевождения, капитан 2 ранга Петр Григорьевич Химич и многие другие.

Этот материал посвящается начальнику воспитательно-организационного отдела Колледжа ГУМРФ, капитану 2 ранга Вячеславу Викторовичу Шахланскому, всем морякам, которые служили в подводном флоте, а также Дню моряка-подводника, который отмечается в нашей стране 19 марта.

Вячеслав Викторович начал трудовую деятельность в Колледже инновационных технологий специалистов Флота с 1 октября 2002 года в должности начальника организационно-строевого отдела. После переименования Колледжа в Колледж водного транспорта, а затем в объединённый Колледж ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова он был назначен на должность начальника воспитательно-организационного отдела.

За время работы в системе среднего профессионального образования специалистов морского и речного флота Вячеслав Викторович проявил себя как высококвалифицированный специалист, имеющий глубокие профессиональные знания в области организации внеучебной и воспитательной работы. Свои функции Вячеслав Викторович выполняет добросовестно и на высоком уровне – в точном соответствии с должностными обязанностями, проявляя инициативу и творческий подход, постоянно добиваясь высоких результатов в воспитательной работе. Используя большой опыт службы на кораблях (подводных лодках) ВМФ, Вячеслав Викторович успешно организует выполнение внутреннего распорядка работы учебного заведения, соблюдения курсантами правил ношения установленной формы одежды, содержания жилых и служебных помещений в соответствии с требованиями.

В.В. Шахланский является инициатором многих мероприятий по патриотическому воспитанию курсантов. Хорошо понимает и со знанием дела планирует воспитательную работу среди курсантов и, что немаловажно, умеет работать с родительскими комитетами и родителями курсантов.

Наверное, только неодолимая страсть к романтике и морским путешествиям заставила Вячеслава Шахланского ответить на вопрос родных, близких, друзей и знакомых «Чего ты, Слава, хочешь?» следующим образом: "Хочу служить в Военно-морском флоте, на подводной лодке".

Вахты, авралы, короткие часы отдыха, редкое солнце, жестокие шторма, тоска по земле – через все это прошел Вячеслав Викторович Шахланский. На протяжении многих лет службы он вел своеобразный «дневник» - с записями не на бумаге, а в своей памяти. Сегодня он делится несколькими страничками из своего «дневника памяти», рассказывающего о буднях моряков-подводников.

За время службы капитан 2 ранга Шахланский Вячеслав Викторович принял участие в пяти автономных плаваниях, двух практических ракетных стрельбах с оценками «отлично»!

Итак, много лет назад молодой лейтенант Вячеслав Шахланский прибыл на 4 Флотилию Тихоокеанского флота, и романтики в молодой шальной голове было хоть отбавляй. Во сне виделись далекие страны, почему-то пальмы экзотических островов и большие звезды на погонах. Душа пела и требовала подвига! Сказал же один из классиков, что «в жизни всегда есть место подвигу», вот только место и время его свершения не указал. Ну, это дело поправимое, молодость возьмет свое. Флотская жизнь из окон училища была видна Вячеславу Шахланскому как жизнь рыбок в аквариуме. Вроде она есть там, но смысл ее пока не понятен. Когда бываешь на курсантской практике на флотах, то к сути ее немного прикасаешься, но так, слегка, боясь обжечься! Настоящее знакомство начинается, когда тебя, молодого лейтенанта, как котенка бросят в кипящую реку подводной жизни и давай, плыви, парень! И тут все от тебя зависит. Сопли и слезы никто тебе вытирать не будет, мамы рядом нет. А служба на подводной лодке – это один прочный корпус и один экипаж! И чтобы ты стал с ним единым, нужно в этот коллектив войти и доказать свою нужность. Иначе коллектив (экипаж) выкинет тебя из своего организма, как корова жвачку. Так что Вячеслав Шахланский усвоил для себя истину: крутись лейтенант, доказывай свою нужность и доказывай, прежде всего, делом и знаниями.

Подводные будни Вячеслава Шахланского Подводные будни Вячеслава Шахланского Подводные будни Вячеслава Шахланского

С чего начинается служба у молодого офицера? Сначала надо сдать зачеты на самостоятельное несение навигационной вахты.

Первая автономка была сложная в психологическом плане. Трудно привыкнуть к замкнутому пространству, свыкнуться с мыслями, что долго не увижу своих любимых – жену и дочь, друзей, которые остались на берегу, да и просто обычного солнца.

Причем к тому же «годковщину» на флоте никто не отменял.

Молодой лейтенант, получив кучу зачетных листов, учил и вспоминал, как и чему учили в Ленкоме, сдавал зачеты. Через десять дней автономного плавания был допущен к самостоятельному несению навигационной вахты. Было страшно и волнительно, что ты как штурман ведешь лодку, но желание ощутить себя полноправным членом экипажа не позволяло расслабляться.

Запомнилась первая боевая служба одной, скажем так, не очень приятной ситуацией. Находясь в Татарском проливе, командир принял решение о всплытии на перископную глубину, были подняты выдвижные устройства, сыграна тревога на всплытие. В результате наш крейсер напоролся на одиноко плавающую льдину размером 5х5 метров и толщиной сантиметров 70. Результат данного всплытия – загнутый перископ и повреждение других выдвижных устройств. Экипаж, конечно же, мужественно справился со всем этим «частоколом» и продолжил выполнение задач.

И как же приятно подводнику в конце похода получить команду: «Домой!». Незадолго до прихода в базу дана команда на всплытие, в надводном положении по лодке разрешено ходить. На мостик поднимаются только трое из всего экипажа: командир, вахтенный офицер и штурман. Все трое привязываются фалами (веревками) к элементам ограждения рубки. А вокруг непроглядная тьма и грохот наседающих друг на друга волн. Человеческого голоса не слышно, приходится объясняться жестами. Мощные валы перекатываются через лодку. Крен доходит до 45 градусов. Зимние шторма.

На мостике у вахтенных под морозным ветром и брызгами одежда покрывается коркой льда. Временами лед приходится сдирать и с лица. И все же у них преимущество перед другими подводниками: они могут видеть море, небо над головой.

Вскоре экипаж узнает о результатах стрельбы. Отлично! Все ракеты попали в цель. А шторм свирепствует. Сорвана металлическая дверь ограждения рубки. Кок не готовит пищу, экипажу выдан сухой паек.

В это время часто думаешь о береге, где тебя ждет тепло, горячая вода, жена и дочь. И, наконец, долгожданный приказ о заходе в базу. По морской традиции на лодке объявлена генеральная приборка (ну очень большая приборка!). Вот такая она, настоящая морская романтика!

Следующие автономки были уже привычным делом, служить на лодке нравилось, экипаж был дружным, сплоченным, грамотным, не раз награждался призами командующего ТОФ, являлся лучшим на соединении. Все были молодыми, и трудности не казались неразрешимыми, весь экипаж, несмотря ни на что, выполнял свою работу. Работу – защищать Родину.

Вячеслав Шахланский, Колледж ГУМРФ

Управление внеучебной и воспитательной работы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.