События

Открытие навигации и первого в мире памятника речникам-путейцам на Волго-Балте

25 апреля 2019 года в Шлиссельбурге под эгидой празднования 300-летия одной из важнейших страниц петровского преобразования России – начала путевых работ на Неве и строительства канала вокруг Ладоги открыли навигацию-2019 и первый в мире памятник речникам-путейцам.

Церемония состоялась на площади города у памятника Петру Великому. В ней приняли участие заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк, вице-губернатор Ленинградской области Михаил Москвин, вице-губернатор Санкт-Петербурга Эдуард Батанов, ответственный секретарь Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга Татьяна Чекалова, и.о. руководителя ФБУ «Администрация «Волго-Балт»» Федор Шишлаков, ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников, руководитель регионального отделения Общероссийского движения поддержки флота капитан первого ранга Игорь Горелов, представители судоходных и строительных предприятий, ветераны Волго-Балта и молодежь.

Замруководителя Росморречфлота Виктор Вовк поздравил путейцев, всех присутствующих с началом рабочего сезона в бассейне, имеющем одно из самых интенсивных судоходств. Напомнив, что в прошлом году по Волго-Балту прошло более 16 млн. тонн грузов, более 360 тыс. пассажиров перевезено на туристических круизных судах и более 2,5 млн. человек - на экскурсионных маршрутах в Санкт-Петербурге, Виктор Вовк по давней традиции пожелал речникам гарантированных глубин и безаварийной навигации.

После приветствий почетных гостей и.о. руководителя ФБУ «Администрация «Волго-Балт»» Федор Шишлаков поблагодарил коллектив бассейна и партнеров за большой труд в период подготовки к навигации и дал команду открыть юбилейную навигацию.

Перед собравшимися парадным строем прошли теплоходы Волго-Балта во главе с «флагманским» обстановочным судном «Вадим Клюев», названным в честь В.В. Клюева – начальника Волго-Балта с 1984 по 2003 годы. В небо было выпущено 300 шаров в честь юбилея.

Сразу после этого участники переместились на дамбу Новоладожского канала, где состоялось торжественное открытие памятника речникам-путейцам. Памятник воссоздает образ бакенщика, и это символично: бакенщики многие годы в любую погоду зажигали путевые огни на реках и озерах России.

Как отметил Ф. Шишлаков, первый в мире памятник речникам-путейцам создан молодым скульптором Иваном Асиновским и установлен в том месте, где в мае 1719 года впервые были выставлены знаки судоходной обстановки на Неве и где по указу Петра I началось строительство канала вокруг Ладоги (ныне Староладожского канала).

Канал потребовался для обеспечения безопасности судоходства на предшественнике Волго-Балта – Вышневолоцком водном пути, соединявшем Волгу с Балтийским морем. Маршрут проходил через знаменитое своим крутым нравом Ладожское озеро, где ежегодно гибло до нескольких сотен судов.

В 1719 году Петр I лично начал строительство гидротехнического сооружения (на тот момент крупнейшего в Европе), которое он позже назвал третьей важнейшей стройкой своей жизни.

Бакенщики относятся к важнейшим речным профессиям прошлого. Они зажигали фонари на плетеных плавучих корзинах или бакенах, плавучих знаках, устанавливавшихся на якоре для обозначения фарватера и опасных мест на реках, озерах, в заливах.

Право открытия памятника было предоставлено ветерану Волго-Балта, почетному работнику речного флота, кавалеру ордена Трудового Красного Знамени и ордена Ленина Николаю Александровичу Табунову и курсантам Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – будущим речникам Артему Башкирову и Элеоноре Никулиной.

Затем участники церемонии на теплоходе переместились к построенному в рамках государственно-частного партнерства новому причалу о. Ореховый, который станет точкой начала увлекательных экскурсионных программ пассажиров круизных судов по старинной русской крепости Орешек. Построенная новгородцами в 1333 году, а затем перестроенная после подчинения Новгорода Москве, она стала первой многобашенной фортификацией на севере Руси. После захвата шведами в 1612 году она около века находилась под их контролем и окончательно вернулась на родину в 1702 году. Это произошло в результате штурма крепости русскими войсками под командованием Бориса Шереметева, в котором Петр I участвовал в качестве капитан-бомбардира. Потом она была переименована в Шлиссельбург – город-ключ. С XVIII века крепость использовалась как политическая тюрьма, стены которой видели множество знаменитых и знатных узников.

Первая швартовка круизного судна у причала крепости Орешек запланирована на май 2019 г. Во время непродолжительного перехода к новому причалу в устье Невы В. Вовк провел на борту теплохода рабочую встречу с представителями строительной компании, построившей это и ряд других современных причальных сооружений для приема круизных туристических судов на водных путях северо-запада России.

Во встрече принял участие и.о. руководителя ФБУ «Администрация «Волго-Балт»» Федор Шишлаков. Обсуждались планы развития водной инфраструктуры в рамках различных программ внутренних и международных круизных проектов.

По материалам пресс-службы Росморречфлота

Впечатления курсантов

25 апреля 2019 года курсанты 1 курса Общеинженерного факультета Института «Морская академия» приняли участие в торжественном мероприятии по открытию навигации в городе Шлиссельбурге.

Мы познакомились с историей этого маленького городка и узнали, что, оказывается, название Шлиссельбург в переводе означает «ключ-город».

Затем мы участвовали в митинге, посвященном открытию навигации 2019 года. Около памятника Петру Первому собрались жители города и многочисленные гости. Выступающие на митинге поздравили всех с праздником и пожелали провести этот год без аварий на судах, успешной работы морского транспорта, чтобы суда не требовали ремонта.

После окончания митинга нам посчастливилось прокатиться на пароме и увидеть нашу Неву совершенно с другого ракурса – мы находились на одном уровне с водой. Волны блестели под яркими лучами солнца, и это было незабываемое зрелище. Затем нас ждало другое событие – открытие памятника путейцам-речникам, созданного на добровольные пожертвования.

Создатели памятника уверены, что «…проплывающие мимо суда будут отдавать честь памятнику в виде светового сигнала или гудка», а я уверена, что так и будет на самом деле.

Все участники, как и мы, были рады проведенному дню. Яркое весеннее солнце не покидало нас ни на минуту и помогло сделать мероприятие светлым и запоминающимся. Многие из нас были счастливы возможности наблюдать за Невой с судна, любоваться речными пейзажами, увидеть часть крепости «Орешек», которой знаменит Шлиссельбург, и проверить свои знания на практике.

Алина Никитина,

курсант 1 курса Общеинженерного факультета Института «Морская академия»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.