События

В ГУМРФ на заседании Президиума Российской академии транспорта обсудили развитие транспортного узла Северо-Запада

 

3 июня в Санкт-Петербурге состоялись расширенное заседание Президиума общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта» и конференция «Перспективы развития Северо-Западного транспортного узла».

Масштабное мероприятие, соорганизованное Северо-Западным региональным отделением Академии, впервые прошло на базе Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

На заседании присутствовали более 20 ректоров, президентов и проректоров университетов транспорта России. Это те вузы, которые сегодня являются базовыми площадками для кадрового обеспечения и научного сопровождения развития отрасли.

Мероприятие началось с торжественной части: курсанты ГУМРФ, будущие представители российского флота, подарили гостям патриотические песни. Затем в актовый зал внесли государственный флаг Российской Федерации, флаги Санкт-Петербурга, Министерства транспорта РФ и ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – обязательные атрибуты всех событий университета.

Заседание официально открылось после гимна Российской Федерации в исполнении оркестра.

Первым выступил президент Российской академии транспорта (РАТ) Александр Мишарин, обратившись к коллегам с приветственным словом:

«Благодарю председателя Северо-Западного регионального отделения Академии, ректора ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергея Барышникова за высокий уровень организации мероприятия. Сегодня мы в Санкт-Петербурге, где 31 год назад начиналась история Российской академии транспорта.

В настоящее время вес науки увеличивается. Она играет важную роль на практике, в оптимизации, повышении надёжности, совершенствовании транспортной системы, которая всегда имела большую значимость для России из-за размеров территории страны.

Как никогда транспорт находится в актуальной повестке обсуждения правительства государства. Президент России Владимир Путин уделяет особое внимание вопросам развития Северного морского пути (СМП), модернизации железных дорог, дорожного строительства».

Президент Российской академии транспорта отметил, что РАТ активно участвует в разработке документов по государственным, федеральным, целевым программам, нормативных документов и технологий. В рядах организации - более 600 учёных из всех регионов России.

«Указом президента России 2022-2031 годы объявлены Десятилетием науки и технологий, в связи с чем научное сопровождение транспортной стратегии приобретает еще большую значимость», - продолжил Александр Мишарин. – Российская академия транспорта - единственная научная отраслевая академия со всероссийским статусом, чем мы гордимся. Мы ратуем за повышение роли учёных, общественных организаций. И символично, что сегодня члены академии собрались в Петербурге, городе, в котором благодаря Августину Бетанкуру началось отечественное транспортное образование».

Следующим взял слово ректор ГУМРФ Сергей Барышников, обратив внимание собравшихся на курсантов, выступивших на сцене ранее:

«Посмотрите, какие подготовленные у нас курсанты. Как слаженно они исполняли песню, так и живут. Мы в университете в свою очередь сохраняем традиции морского образования».

Ректор, председатель Северо-Западного регионального отделения РАТ продолжил, рассказав, что именно в Петербурге, с деятельности Северо-Западного отделения зародилась Российская академия транспорта.

«Мы занимаемся проектами для СМП, развития внутреннего водного транспорта, у нас много совместных планов», - подытожил Сергей Барышников.

В ознаменование этих слов президент РАТ Александр Мишарин наградил Сергея Барышникова грамотой «За личный вклад в развитие образования».

Далее говорили об одном из важных отраслевых партнерств для ГУМРФ. Им является сотрудничество с Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики (КДА), с которым в 2019 году подписано соглашение об обмене опытом в сфере образования и науки.

Отмечая совместные успехи в данном направлении, ректор вуза Сергей Барышников наградил председателя КДА Германа Широкова медалью ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова «За усердие I степени».

В свою очередь Герман Широков приветствовал собравшихся от имени правительства города, подчеркнув, что власти Петербурга обращают особое внимание развитию транспортной системы.

Председатель Комитета по делам Арктики объявил благодарности ректору ГУМРФ Сергею Барышникову и проректору по работе с филиалами и международной деятельности вуза Елене Смягликовой.

После окончания заседания большое мероприятие разделилось на две секции. Ректоры и президенты транспортных вузов были приглашены на обзорную экскурсию по аудиториям учебного городка № 2 ГУМРФ на Заневском проспекте, а члены президиума Российской академии транспорта собрались для дискуссии на конференцию.

Конференция расширенного заседания РАТ «Перспективы развития Северо-Западного транспортного узла» началась с выступления Александра Мишарина, который подчеркнул, что подобные совместные встречи дают возможность доносить вырабатываемые решения до органов власти. Также он презентовал коллегам коллективную монографию членов и научных партнеров РАТ. Она содержит ключевые вопросы научного сопровождения проектов транспортной системы и, как ожидается, станет постоянным изданием.

Также Александр Мишарин выразил благодарность главному ученому секретарю РАТ Ольге Ефимовой за подготовку издания.

Затем участники заседания перешли к обсуждению перспектив развития транспортного узла Северо-Запада.

Ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, председатель Северо-Западного регионального отделения РАТ Сергей Барышников выступил с докладом «Подготовка кадров для внутренних водных путей в рамках реализации “Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года”». Он представил собравшимся основные направления деятельности ГУМРФ, ведущего вуза отрасли.

Сергей Барышников отметил, что безэкипажное судоходство давно развивается в вузе, чему способствует в том числе совместные с ФГБУ «Волго-Балт» испытания на экспериментальном участке акватории Невы.

Рассказал ректор ГУМРФ и о вузовской подготовке членов экипажей судов, которая обязательно включает и тренажерную подготовку, и плавательную практику.

Затем выступил председатель регионального отделения РАТ Архангельской области, директор Института судостроения и морской арктической техники САФУ Марк Ивлев по теме «Развитие кораблестроительного образования Архангельской области». Из его доклада можно было узнать, как в институте в сотрудничестве с предприятиями отрасли готовят специалистов. Здесь работает система «завод + втуз», т.е. учитываются потребности работодателей, используются технологии проектного обучения. Выпускники получают не только диплом, но и рабочую профессию.

Представитель Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота Павел Бураковский выступил с докладом на тему «Проблема обеспечения безопасности мореплавания в портах Северо-Западного региона».

Он рассказал о том, что траектории движения судов в Балтике разнообразны, и представил математическую модель вероятности столкновения при движении параллельными курсами, при пересечении судном морских путей с интенсивным судоходством.

Заместитель председателя объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Александр Осьминин представил доклад «Динамическая модель загрузки инфраструктуры ОАО «РЖД». Инновации в планировании перевозок грузов», рассказав о расчётах альтернативных маршрутов движения.

Профессор кафедры наземных транспортно-технологических машин Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) Александр Пушкарев представил доклад «Система мониторинга состояния объектов транспортной инфраструктуры Арктической зоны». Он отметил, что Арктика – это территория стратегического устремления государства. Это 5 млн километров, где разведано более 30 % нефти, имеется 60 % разведанных запасов угля.

Директор Высшей школы промышленно-гражданского и дорожного строительства Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Юрий Лазарев предварил выступление приветствием от основателя РАТ Юрия Васильева. Затем он перешел к сообщению «Реализация задач по транспортному (дорожному) планированию Северо-Запада Российской Федерации».

Юрий Лазарев поведал о транспортных проблемах российских мегаполисов и возникающей в связи с этим необходимости увеличения сети дорог, приведения их в нормативное состояние. Также он уделил внимание стратегическому территориальному планированию Москвы и Санкт-Петербурга.

Руководитель автодорожно-транспортной секции Северо-Западного регионального отделения РАТ, директор Института безопасности дорожного движения СПбГАСУ Сергей Евтюков подчеркнул, что в изменяющихся условиях деятельности необходимо сформировать базу научных школ, интеллектуальной собственности.

Директор Института проблем транспорта имени Н.С. Соломенко РАН Игорь Малыгин в своем докладе «Проблемы, модели и методы адаптации и переориентации транспортной инфраструктуры России в условиях санкций» говорил о минимизации ущерба от санкций. Подчеркнул он и малую эффективность сложившегося традиционного управления транспортной системой, сделав вывод о необходимости опережающего развития инфраструктуры транспорта.

Участники расширенного заседания Президиума Российской академии транспорта пришли к выводу, что для инновационной модернизации развития Северо-Западного транспортного узла должны быть объединены усилия исследовательских и образовательных организаций, производственных структур, общественных объединений.

Завершением официальной части мероприятия для участников заседания стала экскурсия по вновь открывшемуся после реконструкции историческому учебному корпусу ГУМРФ на Заневском пр., д. 5.

Гостям продемонстрировали штаб-квартиру Центра морских арктических компетенций и переговорную имени А.В. Жерлакова, учебный класс подготовки специалистов ГМССБ имени Владимира Максимова.

Присутствовавшие смогли ознакомиться с материально-технической базой ГУМРФ - основными классами тренажерной подготовки курсантов, студентов и слушателей курсов повышения квалификации.

По итогам конференции члены Российской академии транспорта выработают итоговую резолюцию.

Больше фото.

Управление сотрудничества и информационной политики

Справка:

Общероссийская общественная организация «Российская академия транспорта» (РАТ) создана 26 июня 1991 года для реализации стратегий, призванных решать проблемы транспорта комплексно.

Сегодня ОО «Российская академия транспорта» насчитывает 660 действительных членов, среди которых доктора наук, доктора транспорта, представители коллективных членов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.