Нет

Страницы истории

Прославленный корабль, знаменитый капитан!

Исполнилось 135 лет со дня закладки корвета «Витязь», которым командовал Степан Осипович Макаров

Имя прославленного корвета «Витязь» навсегда вошло в память мирового мореплавания. История знает немало весьма драматичных дальних морских походов и кругосветных путешествий, но в ряду десяти самых прославленных кораблей мира, имена которых начертаны на фронтоне Международного океанографического музея в Монако, упомянут только один российский корабль – «Витязь».

Исполнилось 135 лет со дня закладки корвета «Витязь», которым командовал Степан Осипович Макаров Исполнилось 135 лет со дня закладки корвета «Витязь», которым командовал Степан Осипович Макаров Исполнилось 135 лет со дня закладки корвета «Витязь», которым командовал Степан Осипович Макаров

Заслуга в этом принадлежит первому командиру корабля Степану Осиповичу Макарову. Его подлинно научный труд: «"Витязь" и Тихий океан» с подробным изложением результатов всех исследований, выполненных экипажем судна, обессмертил имя славного корвета.

«Витязь» заложен на Галерном острове в Петербурге 16 августа 1883 года на Франко-русском заводе, знаменитым кораблестроителем, инженером-самоучкой П.А. Титовым. Спущен на воду 23 октября 1884 года. Командиром назначен капитан 1-го ранга С.О. Макаров.

Не любивший вмешательства в свои дела П.А. Титов позволял это лишь С.О. Макарову, который постоянно предлагал различные усовершенствования. Ещё два года «Витязь» оставался на достройке, и всё это время Степан Осипович принимал самое деятельное участие в этой работе. Для своего корвета он даже спроектировал особый паровой катер с необычными обводами. Построенный в Кронштадте, это катер получил название «Меч» и давал более 17 узлов хода.

Особое внимание С.О. Макаров уделял подбору офицеров. Более половины из них составляли выпускники Морского училища 1884 года, которых он приметил ещё в 1883 году во время практического плавания по Балтийскому морю. Именно на них С.О. Макаров возлагал особые надежды, связанные с осуществлением своих замыслов.

Исполнилось 135 лет со дня закладки корвета «Витязь», которым командовал Степан Осипович Макаров Исполнилось 135 лет со дня закладки корвета «Витязь», которым командовал Степан Осипович Макаров

Корабль оказался одним из последних военных кораблей «переходного периода», то есть был совершенным парусником и одновременно имел самую лучшую и мощную для того времени паровую машину. Первым из русских кораблей, «Витязь» целиком был построен из судостроительной стали и имел бронированную палубу.

С точки зрения Морского ведомства первое плавание корвета предполагалось вполне рядовым и осуществлялось с целью усовершенствования морской подготовки личного состава корабля. Однако С.О. Макаров решил воспользоваться случаем и заняться полномасштабными океанологическими исследованиями на всём пути следования корвета. На собственные средства он закупил оборудование, инструменты, приборы и специальную литературу. Практически все офицеры, часть унтер-офицеров и даже многие нижние чины заранее были предупреждены о планах своего командира и горели желанием принять самое активное участие в этой работе. И она началась, как только Кронштадт скрылся за горизонтом.

Первую половину пути «Витязь» следовал по маршруту: Кронштадт → Киль → Гётеборг → Портсмут → Брест → Эль-Ферроль → Лиссабон → остров Мадейра → острова Зеленого Мыса. Далее корвет пересек Атлантический океан и 20 ноября 1886 года вошёл в гавань Рио-де-Жанейро. Спустя месяц, благополучно пройдя Магелланов пролив, 6 января 1887 года «Витязь» прибыл в Вальпараисо. Следующий отрезок через Тихий океан до Японии оказался самым долгим. На этом пути в девять с половиной тысяч морских миль корвет имел лишь две остановки – на Маркизовых и Сандвичевых островах.

Наконец, в марте 1887 года «Витязь» бросил якорь на рейде Иокогамы. Плавание до Японии заняло более полугода. Ещё в начале путешествия, при подходе к Лиссабону «Витязь» попал в жестокий двенадцатибалльный шторм. Это произошло 13 октября, когда западный ветер достиг силы урагана. Корвет с честью вынес это испытание, хотя и обнаружил некоторые конструктивные недоработки. В Лиссабоне во время исправления повреждений были внесены и необходимые изменения в отдельные узлы корабля, что повысило его устойчивость против шторма.

На всём пути экипаж корвета под руководством своего неутомимого командира выполнял колоссальный объём исследовательских работ. Каждые четыре часа, независимо от погоды и времени суток, измерялись температура и удельный вес морской воды, промерялись глубины, исследовались морские течения, определялись и многие другие параметры. Некоторые наблюдения велись каждые пять или десять минут.

С.О. Макаров писал:

«Я очень рад, что встретил в господах офицерах большое сочувствие к различным гидрологическим и метеорологическим наблюдениям. Доктор медицины Шидловский работает с ареометром, мичмана Кербер и Шаховский считаются хозяевами: первый — барометра, второй — анемометра, что же касается старшего штурманского офицера подпоручика Розанова, то он работает с флюктометром, заведует добыванием воды и ведёт общий журнал всем наблюдениям, приводя поправки, и вообще наблюдает за всеми работами».

Сведения об этом путешествии отрывочны. Фундаментальный труд С.О. Макарова «''Витязь''и Тихий океан» посвящён большей частью результатам научных исследований, проведенных на корвете. Отдельные эпизоды жизни и быта экипажа сохранились в дневниках и письмах Степана Осиповича к жене и, как ни странно, в воспоминаниях самого юного путешественника – Николая Иениша. Сыну старшего артиллерийского офицера В.Х. Иениша (брата контр-адмирала Н.Х. Иениша) тогда было только 6 лет. Позже он писал:

Исполнилось 135 лет со дня закладки корвета «Витязь», которым командовал Степан Осипович Макаров Исполнилось 135 лет со дня закладки корвета «Витязь», которым командовал Степан Осипович Макаров

«Очень торжественно проходили на «Витязе» воскресные и праздничные дни, если погода не была штормовая. Макаров всегда лично читал Морской устав, весьма декоративно расположившись спиной к полу-юту перед световым ликом кают-компании, обычно в виц-мундире, при белых брюках с обнаженной блестящей лысиной над высоким, могучим лбом, с широкой, расчесанной на две стороны русой бородой… Читал он громко, медленно, внятно. Команда благоговейно слушала, фуражки «на молитву»… Никогда позже я не видел столь торжественного чтения Устава…»

В своих письмах к жене сам Степан Осипович чаще писал о посещении тех экзотических мест, куда заходил «Витязь». Например, с острова Нукагива он сообщал:

«Мы пришли сюда 22 февраля 1887 года. … Здесь мы наделали большого шуму. Я устроил народное гулянье, на которое пригласил весь народ. «Благородных», то есть таких, которые ходят в галстуках, угощали на стульях, а остальных – на разостланном парусе. Все это в тени пальмового сада… Гулянье вышло прекрасное. Наши матросы отличались в танцах, каначки тоже танцевали. Вчера была охота, причём все жители подносили мне подарки, куски какой-то материи…».

В Иокогаме и Нагасаки, где в те годы нередко базировались русские корабли, «Витязь» пробыл несколько месяцев. После ремонта корвет вошёл в состав Тихоокеанской эскадры вице-адмирала В.П. Шмидта и пришёл во Владивосток. 8 июля 1887 года, спустя десять месяцев от начала путешествия, экипаж вновь ступил на русскую землю. Почти полгода в составе эскадры Шмидта «Витязь» принимал участие в учебных походах по Охотскому и Японскому морям.

Экипаж корвета регулярно занимался всеми возможными в походных условиях боевыми учениями. Особенно много внимания Степан Осипович уделял своему любимому минному делу. Многократно проводились стрельбы минами Уайтхеда, постановки учебных минных заграждений.

Позже, в «Известиях по минному делу», вып. 25, СПб., 1890 г., были опубликованы замечания С.О. Макарова по постановке мин на основании опыта, полученного им на «Витязе».

В середине ноября ситуация резко изменилась. Из Морского ведомства пришёл приказ, согласно которому «Витязь» получил самостоятельное задание. В связи с обострением обстановки на Дальнем Востоке и возможным разрывом отношений с Японией С.О. Макарову было предписано исследовать береговую линию материковой части Японского моря с точки зрения возможности создать стоянки для кораблей Тихоокеанской эскадры.

С воодушевлением экипаж принялся за работу. В результате полугодовых исследований впервые на карту были нанесены ранее не отмеченные бухты, небольшие острова, мысы, банки, глубины. На правах первооткрывателей команда по своему усмотрению давала названия этим географическим объектам. Обстоятельные отчёты, представленные С.О. Макаровым в Морское ведомство, легли в основу планов многих строительных работ военного характера, предпринятых впоследствии на Дальнем Востоке.

На заключительном этапе «Витязь» выполнил ещё ряд ответственных заданий, посетив Петропавловск, остров Беринга и остров Медный. В Охотском море пришлось выдержать два сильнейших шторма, во время одного из которых волной сорвало и унесло катер. Были получены и другие, хотя и незначительные, повреждения. Вернувшись во Владивосток, «Витязь» был поставлен на текущий ремонт, который завершился лишь через два месяца уже в Иокогаме.

В начале ноября 1888 года наступило время возвращаться в Петербург. Этот второй отрезок пути корвет проделал уже другим путём. Через Индийский океан, Красное море, и Суэцкий канал с выходом в Средиземное море. Далее через Гибралтар вокруг Европы и в Балтийское море. На этот путь потребовалось ещё почти семь месяцев. По пути «Витязь» заходил в Гонконг, Пан-Ранг, Сайгон, Сингапур, на Суматру, в Коломбо, Аден, Суэц, Пирей, Мальту, Алжир, Кадикс, Шербур и Копенгаген.

С.О. Макаров оставался верен себе до конца. Программа начатых им исследований неукоснительно выполнялась и теперь, когда все жили близким возвращением домой. На Большом рейде Кронштадта «Витязь» бросил якорь 20 мая 1889 года. Путешествие, продолжавшееся почти три года, закончилось там, где оно и началось. Весь Кронштадт с восторгом встречал отважных моряков. Для каждого члена экипажа, от кочегара до командира, это была та самая минута славы, которая запоминается на всю жизнь.

Путешествие на корвете навсегда вошло в историю мирового мореплавания. «Витязь» пересек три океана, победил бури и туманы, миновал опаснейшие рифы и мели, посетил самые отдаленные моря и берега. И не потерпел ни одной сколь либо значимой аварии. Главное, чего добился С.О. Макаров – он воспитал такой экипаж, которого до него не существовало на русском флоте. Барон Ф.Ф. Врангель, встречавший «Витязь» в Кронштадте, писал:

«Щегольской вид судна и команды, быстрота и отчётливость всех маневров, производившихся на корвете «Витязь» после его возвращения из плавания, служили наглядным доказательством, что научные наблюдения не были помехой для строевой службы, а лишь расширили кругозор офицеров, внося новый, облагораживающий интерес в их службу».

Через пять лет после путешествия в 1894 году вышел в свет труд С.О. Макарова под названием: «''Витязь''и Тихий океан» – это были два тома, содержащие около тысячи страниц текста, большое количество различных приложений и таблиц. Сам С.О. Макаров отмечал, что эта книга подводила итог коллективному исследованию. В подзаголовке книги значилось: «Гидрологические наблюдения, проведенные офицерами корвета «Витязь» во время кругосветного плавания 1886-1889 гг.». В начале книги автор писал:

«Я с великим удовольствием упоминаю молодых наблюдателей по старшинству: мичман Мечников, Митьков, Максутов, Кербер, Шульц, Шаховский, Пузанов и Небольсин. Особенно же много потрудился младший штурман подпоручик Игумнов».

На следующий год после выхода книги за выдающийся вклад в науку её автор С.О. Макаров был награждён Русским Географическим обществом Золотой медалью имени графа Ф.П. Литке.

Подготовлено Управлением внеучебной и воспитательной работы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.