International

Подведены итоги работы Комитета по безопасности на море ИМО

С 31 мая по 9 июня в штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) в Лондоне прошла 107-я сессия Комитета по безопасности на море, в которой приняла участие делегация Российской Федерации.

В работе Комитета от ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова принимали участие Александр Горобцов, директор департамента по конвенционной подготовке (в составе делегации РФ) и Сергей Айзинов, директор Института дополнительного профессионального образования (от Международной федерации работников транспорта).

В общей сложности на сессию для обсуждения был представлен 121 документ. В их число вошли задачи принятия ранее обсужденных на заседаниях подкомитетов ИМО поправок к обязательным конвенциям и кодексам, касающихся вопросов безопасности, включая СОЛАС, ПДНВ, Полярный Кодекс и другие, целевых стандартов постройки новых судов, продолжения разработки целеориентированного инструмента для морских автономных надводных судов (МАНС), пиратства и вооруженного разбоя на судах, смешанной миграции на море, отчетов Подкомитетов и планов новых задач.

Одним из основных вопросов обсуждения стала разработка Международного кодекса для морских автономных надводных судов (МАНС) – нового инструмента ИМО, который планируется ввести в действие с 2025 года в качестве рекомендательного, а уже с 2028 года сделать его обязательным. Разработка целей и функциональных требований разделов будущего кодекса будет продолжена в ближайшее время. Также Комитет обсудил и уточнил терминологию и область распространения (только грузовые суда, которые охватывает Конвенция СОЛАС). Квалификационные требования к операторам центров дистанционного управления войдут составной частью в новый кодекс. Работа над проектом кодекса для МАНС продолжится в межсессионный период.

Учитывая большой объем работ и вовлечение нескольких рабочих органов ИМО в тематику МАНС, комитет принял решение сдвинуть временные рамки разработки поправок к СОЛАС и положений кодекса, необходимых для придания ему обязательного характера. При этом принятое решение не повлияет на ожидаемый срок вступления в силу кодекса в целом.

Российская Федерация представила два документа: информацию о статусе работ в Российской Федерации по тематике автономного судоходства и совместные с ОАЭ предложения по учету эксплуатации МАНС в проводимом в настоящее время комплексном пересмотре Конвенции и Кодекса ПДНВ.

Кроме того, делегация Российской Федерации выступила с презентацией о разработанном тренажере по подготовке специалистов по МАНС и проведенной с его помощью подготовке членов экипажей паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». На презентации присутствовало более 100 делегатов государств и международных организаций.

Принят большой пакет поправок к обязательным инструментам ИМО. Наиболее значимыми являются поправки к главе XIV Конвенции СОЛАС и Полярному кодексу с требованиями по безопасности мореплавания и планированию рейсов для некоторых категорий судов, эксплуатируемых в полярных водах, на которые ранее не распространялись требования СОЛАС и Полярного кодекса. Также приняты поправки к главам II-1, II-2 и V Конвенции СОЛАС и связанным Кодексам ИМО с требованиями к грузоподъемным устройствам и якорным лебедкам, вентиляции полностью закрытых спасательных шлюпок, оборудованию контейнеровозов и навалочных судов электронными кренометрами и др. Вступление поправок в силу ожидается с 1 января 2026 года.

Приняты поправки к Конвенции и Кодексу ПДНВ, разработанные по инициативе и при координации Российской Федерации, которые облегчат использование электронных дипломов и документов членов экипажей судов. Они включены в состав резолюций Комитета MSC.538(107) и MSC.539(107), ожидается вступление в силу новых требований с 1 января 2025 года.

По итогам сессии были одобрены несколько рекомендательных документов ИМО, которые призваны содействовать единообразному и эффективному осуществлению действующих и принятых на этой сессии требований инструментов ИМО.

Другой важный документ – Временное руководство по безопасности судов, использующих сжиженный углеводородный газ в качестве топлива. Он подготовлен в рамках комплексной работы ИМО по созданию международно-правовых рамок для использования альтернативных видов топлива с целью сокращения выбросов парниковых газов в международном судоходстве.

Продолжая работу по реализации стратегии ИМО по снижению выбросов парниковых газов и обеспечению безопасности судна и экипажа в связи с использованием различных видов топлива, комитет доработал и одобрил пересмотренное рекомендательное руководство по отбору проб с целью проверки соответствия топлива применимым требованиям Конвенций МАРПОЛ и СОЛАС в отношении характеристик топлива, включая температуру вспышки. Руководство призвано унифицировать процедуры отбора проб и оформляемую документацию.

По материалам пресс-служб Минтранса России и Международной морской организации

Релиз на сайте Минтранса

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.