Нет

Урок мужества «Испытаны войной и морем» в Колледже ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

19 февраля 2019 года в Колледже ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова состоялась встреча курсантов с ветеранами Соловецкой школы юнг ВМФ. Началась она у монумента «Памяти моряков Полярных конвоев 1941-1945 гг.». Цветы, возложенные гостями и курсантами колледжа, были данью памяти и погибшим юнгам.

П.И. Семенов возлагает цветы

В актовом зале ветеранов уже с нетерпением ждали курсанты. Приветственное слово было произнесено Еленой Альбертовной Смягликовой, проректором по развитию филиалов ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова: «Сегодня мы принимаем гостей, наших северян. Для нас очень важно, что ветераны приехали к нам в гости. Благодарим за это ректора нашего университета Сергея Олеговича Барышникова, правительство Архангельской области, руководителя Представительства Архангельской области в Санкт-Петербурге Наталью Александровну Кадашову и Александра Ефимовича Журавского – советника заместителя губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага, капитана 1 ранга. Дорогие друзья, уважаемые ветераны! Север – это очень важно для России и для нас!»

Далее слово взяла Светлана Юрьевна Бедова, заместитель директора колледжа по учебно-воспитательной работе, которая сказала: «Они шли в юнги, чтобы пройти урок мужества. Память – это наше все. Ребята, вам есть с кого брать пример. И наш сегодняшний урок мужества начинаете именно вы, курсанты».

Нынешним летом исполнится 77 лет со дня образования Соловецкой школы юнг Военно-морского флота. Она была создана приказом от 25 мая 1942 года Народного комиссара Военно-морского флота Николая Герасимовича Кузнецова.

За годы Великой Отечественной войны школа подготовила 4111 высококвалифицированных специалистов для кораблей, ведущих жестокую войну с фашистской Германией. Юнги добровольно, раньше установленного законом срока шли на службу, чтобы наравне со взрослыми в трудный час защищать Родину.

Только в 1943 году Соловецкая школа направила на Балтийский флот 76 артиллерийских электриков, 71 радиста, 59 боцманов, 49 рулевых, 39 мотористов-дизелистов. Все они по прибытии на свои корабли, сдав экзамен, получали допуск к самостоятельному обслуживанию боевой техники и участвовали в операции «Нева-2», когда снималась блокада Ленинграда.

Задача для юнг была ясной – заменить уже ушедших на фронт корабельных специалистов. Наравне со взрослыми юнги воевали на катерах, сопровождавших союзные конвои.

После этой подробной исторической справки аккордом славы в исполнении хора прозвучала песня «Легендарный северный конвой».

И вот курсанты представляют первого гостя – Игоря Александровича Матвеева, председателя Санкт-Петербургской общественной организации Совета ветеранов Великой Отечественной Войны «Соловецкая школа Юнг», капитана I ранга в отставке. Он родился в Ленинграде, в 1943 году окончил 7 классов и поступил в школу юнг. В 1944-м вместе с 14 отличниками был откомандирован в Ленинградское подготовительное училище, окончил его с золотой медалью и поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. В дальнейшем был назначен в научно-исследовательский институт вооружения, работал в космическом управлении.

Игорь Александрович поприветствовал собравшихся от имени совета ветеранов. «Нас было 250, осталось немного; годы берут свое», – с грустью заключил он.

Следующим представили Павла Ивановича Семёнова. В 1943 году он стал юнгой Балтийского флота, служил торпедистом-минером на боевом торпедном катере дивизиона торпедных катеров-смертников Балтийского флота. Победу 15-летний Павел встретил в Кёнигсберге. Награжден двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной звезды, медалями «Партизану Отечественной войны», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией», медалями Ушакова и Нахимова.

Именно Павел Иванович стал прототипом создания скульптуры для памятника «Юнгам Балтийского флота» в Санкт-Петербурге. Он пишет стихотворения, в которых есть и гордость за свое Отечество, и уважение к ветеранам, и любовь к Родине.

Слова Павла Ивановича были такими: «С 11 лет, в 1941-1943 годах я был партизаном. Ходили мы в разведку так называемыми «тройками». Удостоился звания старшины, получил боевые награды. А ведь нас не хотели брать, говорили: «Куда вас, мы за вас отвечать не хотим». Позже был направлен на Соловки, в школу юнг. Перед отправкой туда учились в Кронштадте четыре месяца. Я стал торпедистом-минером. Однажды на службе передают: идет немецкая эскадра на бухту Эзель. «Тебе не страшно?», – спрашивает капитан, герой СССР. «У вас кальсончики запасные есть?!», – бесстрашно говорю в ответ ему.

Я получил орден Великой Отечественной войны I степени, медаль Ушакова за это задание.

Шесть месяцев провел в концентрационном лагере, было и такое в моей жизни. А так до 1953 года служил на торпедных катерах».

Выступление П. И. Семенова

После рассказа Павла Ивановича третьекурсник Арсентий Плахотников исполнил песню «Прощайте, скалистые горы» - как душевное воспоминание о прошлом.

Далее ведущие представили Александра Степановича Маслакова. После 7 классов учебы в 1942 году он поступил в Соловецкую школу юнг, где получил специальность артиллерийского электрика, летом 1943 года был направлен на Краснознамённый Балтийский флот, где служил до 1949 года. В 1952 году окончил факультет журналистики Ленинградского военно-морского политического училища имени А.А. Жданова. Работал в газетах Балтийского и Тихоокеанского флотов. С 1995 года Александр Степанович занимается литературной работой. Изданы его повести на морскую тематику и книга о соловецких юнгах «Испытаны войной и морем», которую он подарил библиотеке нашего колледжа.

Александр Степанович – член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями Нахимова, Ушакова, «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

Александр Степанович поделился с собравшимся следующим: «Я всегда понимал все трудности жизни, а школу юнг вспоминаю до сих пор. Я участвовал в снятии блокады Ленинграда. Мне хотелось встречаться с людьми, разговаривать. Почему? Не было родителей. Однажды захотелось писать о том, что видел, что чувствовал, кого встречал. Так и стал журналистом и писателем. На 20 лет задержался на Тихоокеанском флоте.

В юности все мечты сбываются у человека – когда память и чувства еще не очерствели, ты мечтаешь, сам желаешь и стремишься. Главное в жизни – погасить порывы, которые не во благо.

В мирное время желаю вам все мечты претворить в жизнь. Но, тем не менее, нужно себя серьезно готовить к жизненным испытаниям. Сейчас заканчиваю книгу о Тихоокеанском флоте, в которой вспоминаю о друзьях. Любите Родину, стремитесь ее возвеличивать!» После этих напутственных слов Александр Степанович вручил одну из своих книг директору колледжа Владимиру Ивановичу Прохоренко.

Еще один Соловецкий юнга – Владимир Иванович Мезенков. Его направили в класс для обучения мастерству связиста. Там кроме точного музыкального слуха необходимы были и технические знания, умение быстро настроить аппаратуру, без искажений передать радиограммы. Юнга Мезенков в этом деле преуспел. Прослужил на флоте с 1943 года по 1948-й. А затем 42 года отдал службе в пожарной охране. Сейчас он – председатель Объединенного совета ветеранов пожарной охраны Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Владимир Иванович вспоминал: «Я хотел быть боцманом, не пустили, сказали идти в радисты. А это главное подразделение! Нет связи – нет управления, порядка. Мне запомнился мой командир Николай Иванович Калинин, приучивший меня к общественной работе.

Я служил на крейсере «Молотов», спущенном на воду за неделю до начала войны. После службы устроился радистом в Горловке, затем меня пригласили в райком партии. Послали на один год в Ленинград – на учебу на курсы заместителей по культурно-воспитательной работе. Ребята, не задирайте нос. И не забывайте принцип великого педагога Антона Семеновича Макаренко: воспитание в процессе обучения».

Ярким фейерверком молодости и задора танцевальный коллектив Колледжа исполнил морской танец «Яблочко».

Поделился воспоминаниями и Николай Николаевич Дубовский, морской офицер, председатель Совета ветеранов юнг Балтийского флота. В 1967 окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С.О. Макарова. «Хорошо учился, после Макаровки взяли на флот. Проходил на судах, в том числе Дудинку, Новую Землю. Вели гидрографические изучения, на корабле была своя типография, печатали карты 120 на 120 см. Я был и синоптиком, и замполитом. Мне присвоили звание “Почетный радист СССР”».

Затем присутствующие посмотрели фильм о посещении Соловецких островов юнгами к 75-летию со дня образования Соловецкой школы юнг ВМФ. Для кого-то он стал откровением, для кого-то – воспоминанием. В нем все увидели и еще одного юнгу – Мира Назибовича Нигматулина. В 16 лет юноша уже служил на миноносце. В мирное время стал инженером, строил военные корабли; занимался наукой, изучал нейтронные потоки.

Ветераны – в почетном первом ряду

Александр Ефимович Журавский, советник заместителя губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага, капитан 1 ранга от имени губернатора Архангельской области поздравил присутствующих с Днем защитника Отечества, с 75-летием освобождения Заполярья, 80-летием Соловецкого учебного отряда. «Дорогие ветераны! Вы для нас – герои! Спасибо, что находите время общаться с юными. Связь поколений необходима. Низкий вам поклон», – подытожил Александр Ефимович свое выступление.

Также он вручил подарок Елене Альбертовне Смягликовой и представил еще одного ветерана – Леонида Васильевича Морского. Леонид Васильевич проникновенно исполнил романс «Гори, гори, моя звезда».

Для Александра Ефимовича, офицера-подводника, прозвучала песня «Усталая подлодка» в исполнении выпускника этого года Данилы Носова.

В конце вечера памяти, который прошел в атмосфере доброты и душевного внимания, ветеранам были вручены подарки. Наталья Александровна Кадашова, руководитель представительства Архангельской области в Санкт-Петербурге, поблагодарила ветеранов, пожелала им здоровья и счастья и подарила каждому теплый архангельский шарф.

Завершился урок мужества песней «Служить России» в исполнении хора.

Директор колледжа с ветераном

Остальные фотографии в нашей фотогалерее.

Управление внеучебной и воспитательной работы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.