События

Макаровка стала оператором крупнейшего ледового учебного центра в мире

20 сентября в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге открылся новый ледовый навигационный тренажерный комплекс по адресу Заневский проспект, дом 5. Проект реализован Институтом дополнительного профессионального образования вуза совместно с ФКУ «Ространсмодернизация».

Символическую красную ленточку перерезали: ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников, заместитель директора ФКУ «Ространсмодернизация» Денис Ахаев и исполнительный директор ЗАО «Институт телекоммуникаций» Андрей Присяжнюк. Всего на торжественном открытии присутствовало более 100 человек: представители уполномоченных организаций Росморречфлота – ФГУП «Морсвязьспутник», ФАУ «Российский морской регистр судоходства», ФГУП «Атомфлот», администраций морских портов, предприятий и организаций морского транспорта, судоходных и круинговых компаний, научных, проектных институтов и морских образовательных организаций, представители ведущих телеканалов.

«Новый тренажёрный комплекс Макаровки предназначен для повышения квалификации судоводительского состава экипажей по управлению крупнотоннажными судами и судами с особыми маневренными характеристиками как на морском, так и на внутреннем водном транспорте. Специфика нового тренажерного комплекса — акцент на моделирование ледового плавания, подготовку штурманов к управлению судами, эксплуатирующимися в полярных водах, в соответствии с требованиями Главы 12 Международного полярного кодекса и Правила V/4 Конвенции ПДНВ-1978 г. с поправками», – отметил на церемонии открытия ректор университета профессор Сергей Барышников. «Реализацией проекта ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова подтвердил и укрепил свою позицию лидера отрасли, статус которого был присвоен вузу Росморречфлотом», - подчеркнул он.

Tренажерный комплекс состоит из пяти навигационных мостиков в единой сети, быстро настраивается под различные типы судов, их маневренные качества и инерционные характеристики, обеспечивает разнообразие используемых видов винто-рулевого комплекса и органов управления судна, моделирует взаимодействие корпуса судна со льдами различного типа. Особое внимание университет уделил моделированию движения судов ледового класса ARC 4 и ARC 7, оснащенных азиподами и винто-рулевыми колонками для обучения и разработки рекомендаций по маневрированию в акваториях строящихся и развивающихся портов российской арктической зоны и на подходах к ним.

Вышеуказанные критерии оборудования нового навигационного ледового тренажёра позволят Макаровке гибко реагировать на требования судоходных и круинговых компаний по подготовке высокопрофессиональных кадров для освоения Арктики.

«Новый ледовый тренажер дополнит тренажерный комплекс ледовой навигации Крыловского государственного научного центра, мощности которого Макаровка задействует с 2015 года, он включает в себя шесть мостиков. Таким образом, при использовании обоих комплексов можно будет одновременного обучать до 33 судоводителей», – подчеркнул директор Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Айзинов. «Эта цифра выглядит весьма внушительно. Никто в мире не обладает такими возможностями», – отметил он.

Для понимания: Россия с большим отрывом лидирует в мире по общему количеству действующих ледоколов (37 судов), затем идут Швеция и Финляндия (по 7 ледоколов), Канада (6 судов), США (5 судов) и Дания (4 ледокола). Ледоколы в единичном количестве также имеют такие страны, как Китай, Аргентина, Чили, Эстония, Япония, Южная Корея, ЮАР, Латвия и Норвегия. При этом атомным ледокольным флотом обладает только Россия.

Арктика – огромный потенциал возможностей для страны. Её логистическая важность обусловлена Северным морским путем (СМП), по которому можно перевозить товары из Европы в Азию и обратно. Россия является бенефициаром от такой торговли. Пока Северный морской путь несколько дороже, чем южный из-за необходимости обеспечения ледокольной проводки и сложных климатических условий, однако с прогрессом в технологиях судоходства этот расклад может поменяться. Комплексное развитие магистрали выступает залогом экономического суверенитета страны и позволяет гарантировать независимый доступ на внешние рынки для грузоотправителей и судоходных компаний. В ближайшие годы общий объём грузоперевозок на СМП может достичь 70 млн тонн в год. Новая группировка строящихся ледоколов и судов ледового класса обеспечит непрерывное круглогодичное судоходство по данной магистрали.

Не стоит забывать и про добычу энергоносителей со дна северных вод и на арктическом шельфе. Россия, обладая самой протяженной границей с арктическим регионом, возлагает большие надежды на перспективы дальнейшего освоения и разработок арктических месторождений. По предварительным расчетам, на севере планеты находится 13 % мировых запасов нефти и 30 % газа.

Кадровое обеспечение этих проектов – задача и государства, и бизнеса.

Справка:

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова — крупнейший вуз Росморречфлота, лидер отрасли по итогам 2022 года. В своем составе имеет Арктический факультет по подготовке морских гидрографов для работы на трассах Севморпути. Единственное учебное заведение РФ по подготовке специалистов для работы на гражданских судах с ядерными энергетическими установками.

В Институте ДПО Макаровки при поддержке госкорпорации «Росатом» создан Центр морских арктических компетенций для подготовки и повышения квалификации экипажей атомных ледоколов. Морской учебно-тренажерный центр университета — первый в мире учебный центр, получивший международное одобрение тренажёрной подготовки судоводителей для эксплуатации судов в полярных водах. С 2003 г. по программам ледового плавания прошли подготовку более 3,5 тысячи моряков из более чем 20 стран мира. Тренажёрный комплекс ледовой навигации в Крыловском государственном научном центре, где сегодня проводят обучение инструктора Морского УТЦ, является крупнейшим в России.

ФКУ «Ространсмодернизация» – некоммерческая организация, находится в ведении Министерства транспорта РФ, осуществляет функции государственного заказчика в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (федеральные проекты «Развитие региональных аэропортов», «Развитие морских портов», «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна», «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна», «Развитие Северного морского пути») и госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (ведомственный проект «Инфраструктурное развитие науки и высшего образования»).

Больше фото

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.