Люди
Двух похожих рейсов в Арктике не бывает. Одна из историй капитана атомных ледоколов Александра Спирина
Выпускники нашего университета вносят большой вклад в изучение Арктики.
18 декабря историко-просветительский комплекс по истории академии и морского флота (Косая линия, д. 15а) посетил выпускник судоводительского факультета ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова 1982 года, капитан дальнего плавания Александр Спирин. В первую очередь Александр Михайлович известен как капитан атомных ледоколов «Россия», «Советский Союз», «Вайгач», «Арктика» (проект 22220).
Капитанов атомных ледоколов в настоящий момент меньше, чем космонавтов. Поэтому разговор с Александром Михайловичем был очень увлекательным. В беседе принимал участие профессор Иван Костылев – заведующий кафедрой теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок Института «Морская академия». Интересно было выслушать мнение капитана о современной подготовке судоводителей, о преподавателях ЛВИМУ, которые дали возможность стать капитаном уникальных судов – атомных ледоколов.
Александр Михайлович Спирин сегодня, похоже, единственный капитан на атомном ледокольном флоте, который ведет своеобразные дневники-отчеты о необычных рейсах, которые выпадают экипажу атомного ледокола в Арктике. С его дотошным, беспокойным характером вести дневники несложно, зато остается документальное свидетельство. И вот об одном из таких рейсов расскажем подробнее.
В 2007 году в Арктике был осуществлен комплекс экспедиций весеннего и летнего этапа «Арктика – 2007». Они были организованы Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ) в рамках программы Международного полярного года – 2007 – 2008. Перед участниками были поставлены задачи: протестировать российские подводные аппараты и провести необходимые геологические исследования дна океана. В экспедиции были задействованы атомный ледокол «Россия» (капитан – А.М. Спирин) и НЭС «Академик Федоров».
Весенняя экспедиция на атомном ледоколе «Россия» носила геологический характер, во время которой исследовалось геологическое строение дна Северного Ледовитого океана, была обследована зона сочленения хребта Ломоносова с шельфом. Полученные результаты были направлены на расширение внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Арктике.
Летний этап продолжался три месяца. Вместе с «Россией» было задействовано судно «Академик Федоров» с двумя спускаемыми глубоководными обитаемыми аппаратами «МИР-1» и «МИР-2». Их спуск осуществлялся на Северном полюсе. Эта миссия носила название «Высокоширотная арктическая глубоководная экспедиция», её возглавлял известный учёный-океанолог Артур Чилингаров (выпускник ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова). Она готовилась на протяжении нескольких лет, а удалось осуществить её только в 2007 году.
Александр Михайлович в своем дневнике-отчете вспоминает:
«На Северном полюсе я был ранее 4 раза, но в роли капитана, когда на мои плечи лег груз ответственнейшей задачи, не буду скромным – задачи мирового масштаба, был в первый раз. Под моим командованием ледокол с гордым названием «Россия» и проводимое судно «Академик Федоров» достигли географической точки Северный полюс. Это было впервые в мировой практике. На полюсе были ледоколы, атомные подводные лодки, вертолеты и самолеты, но никогда ледокол не приводил транспортное судно. Экипаж справился с поставленной задачей.
2 августа 2007 года. В 12:25 я позвонил в Санкт-Петербург своей жене Тане и поделился радостью, что впервые в мире наш российский глубоководный океанический аппарат «МИР-1» с тремя акванавтами достиг грунта на Северном полюсе. Таня сказала, что все ее коллеги по работе и знакомые с гордостью говорят о наших успехах. Все СМИ дают информацию об этом рейсе.
В 14:35 звонили из космоса с МКС, поздравляли с приходом на СП и погружением на грунт.
ЧЕРТ ВОЗЬМИ, ПРИЯТНО! Мы это сделали!»
На «Академике Федорове» на учебной практике в это время находилась группа курсантов арктического факультета во главе с профессором Иваном Костылевым и доцентом Андреем Шароновым.
Накануне 2026 года Александр Михайлович Спирин передал историко-просветительскому комплексу ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова пакет с землей, поднятой спускаемым аппаратом «МИР-1» со дна Северного Ледовитого океана на Северном полюсе, и некоторые документы по этой экспедиции.
Наша Макаровка - Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова - в мае 2026 года будет отмечать 150 лет со дня основания, и эта статья служит подтверждением славной истории нашего учебного заведения и его выпускников.
Центр патриотического воспитания; фото – РИА «Новости», отдел маркетинга и связей с общественностью

