События
Первому переходу Северного морского пути за одну навигацию исполняется 90 лет
1 октября 2022 года исполняется 90 лет первому переходу Северного морского пути за одну навигацию
Утром 28 июля 1932 г. из Архангельска вышел ледокольный пароход «Сибиряков» (капитан - В.И. Воронин). Началась экспедиция Арктического института. Руководитель экспедиции - академик О.Ю. Шмидт, его заместитель по научной части - В.Ю. Визе. Задачей экспедиции было преодолеть Северный морской путь за одну навигацию.
Ледокольный пароход «Сибиряков»
Руководитель экспедиции академик О.Ю. Шмидт |
Заместитель руководителя экспедиции по научной части В.Ю. Визе |
Капитан ледокольного парохода «Сибиряков» В.И. Воронин |
«Сибиряков» не был ледоколом, таким как «Ермак» или «Красин». Он уступал им как мощностью машин, так и прочностью корпуса. У него была всего одна паровая машина — порядка 2 тысяч лошадиных сил. Для сравнения: современное научно-экспедиционное судно «Академик Трешников» — 16,8 тыс. лошадиных сил. Ледокольный пароход «Сибиряков» был построен и спущен на воду в 1909 г. в Англии под названием «Bellaventure» («Беллавенчур»). Первый порт приписки - Сент-Джонс, Ньюфаундленд. В 1915 г. владелец судна, компания A.J. Harvey and Co. продала его Министерству торговли и промышленности России. В 1916 г. ледокольный пароход переименовали в «Александр Сибиряков», в честь известного золотопромышленника, мецената и исследователя Сибири и Арктики, одного из инициаторов освоения Северного морского пути Александра Михайловича Сибирякова. Команда любовно называла корабль «Саша».
Экспедиция имела очень мало данных о ледовой обстановке по маршруту перехода (то, что сейчас называется гидрометеорологическим обеспечением, отсутствовало). Судоводители имели мало опыта проводки судов во льдах.
3 августа «Сибиряков», пройдя через пролив Маточкин Шар, вошел в Карское море и достиг порта Диксон и простоял в порту до 11 августа в ожидании погрузки угля. Загрузив уголь, ледокольный пароход взял курс на Северную Землю и, проходя по совершенно чистой воде, обнаружил по пути остров Сидорова (название дано в честь военного гидрографа К.Е. Сидорова), положив тем самым начало открытию группы островов Арктического Института.
В два часа ночи 14 августа 1932 года ледокольный пароход подошел к острову Домашнему на встречу с зимовщиками Г.А. Ушаковым и Н.Н. Урванцевым, составлявшим карты архипелага Северная Земля. Перед отходом «Сибирякова» Г.А. Ушаков вручил О.Ю. Шмидту карту Северной Земли, которую накануне вычертил Николай Урванцев в меркаторской проекции, применяемой в морской навигации. Подойдя к архипелагу Северная Земля, участники экспедиции обнаружили, что пролив Вилькицкого забит тяжелыми льдами. А к северу — открытая вода. Так «Сибиряков» впервые в истории мореплавания обогнул архипелаг с севера. Второй обход архипелага не ледоколом состоялся лишь в 1995 г., спустя 63 года.
Вблизи Чаунской губы «Сибиряков» наткнулся на многолетние торосистые льды. Лишь к 10 сентября корабль пробился через торосы до острова Колючин. И здесь сломались все четыре лопасти винта. На ремонт потребовалось шесть дней. Судно продолжило плавание, но через два дня льдиной опять срезало отремонтированную лопасть винта, и она затонула. Это случилось 18 сентября, когда судно прошло 3500 миль, а до Берингова пролива оставалось около сотни. Вначале скорость дрейфа составляла около 0,6 мили в час. Мимо отвесных скал мыса Сердце-Камень пароход несло уже со скоростью около 5 миль в час. За трое суток «Сибиряков» продрейфовал 45 миль в сторону Берингова пролива. До мыса Дежнева оставалось еще 60 миль, когда скорость дрейфа стала уменьшаться, и с 21 сентября пароход потащило в обратную сторону.
Арктика грубо нарушила расчеты членов экспедиции, которые высчитали, что дрейфовать осталось четыре дня. Встали на якорь, но это помогло ненадолго - как только на цепь якоря навалилась более мощная льдина, судно стало дрейфовать со скоростью окружающего льда. 27 сентября атмосферное давление стало расти, подул северо-западный ветер, и вокруг судна стали образовываться разводья. Парусов на «Сибирякове» не было, но нашлись большие брезенты, служившие для прикрытия трюмных люков. Их натянули, и пароход пошел по разводьям со скоростью 0,5 узла.
«Сибиряков» под «парусами»
Погода переменилась 29 сентября, и пароход быстро потащило на юг. На следующий день исследователи увидели мыс Дежнева.
1 октября 1932 г. «Сибиряков» благополучно вышел на чистую ото льда морскую воду у северного прохода в Берингов пролив. Там его уже ждал вызванный по радио на помощь траулер «Уссуриец», который отбуксировал пароход в Петропавловск, а затем в Иокогаму, где пароход прошел ремонт.
Задача, поставленная перед экспедицией, была выполнена за 65 дней.
17 декабря 1932 г. Постановлением ЦИК СССР ледокольный пароход «Сибиряков» был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В этот же день вышло Постановление Совета Народных Комиссаров СССР об образовании Главсевморпути. С тех пор этот день отмечается как День открытия Северного морского пути. Первым начальником Главсевморпути был назначен Отто Юльевич Шмидт. Директором Всесоюзного Арктического научно-исследовательского института, который был подчинен Главсевморпути, стал Рудольф Лазаревич Самойлович, а его заместителем по научной части — Владимир Юльевич Визе.
Центр патриотического воспитания управления внеучебной и воспитательной работы