Нет

На нашем сайте мы продолжаем публиковать материалы и вводим новую рубрику «Пишем летопись университета», посвященную страницам богатой и многообразной истории Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – флагмана морского образования. Эти страницы будут интересны преподавателям и сотрудникам, курсантам и студентам университета, всем, кому дорога история нашей страны, ее флота и морского образования России.

Первый материал был посвящен одному из филиалов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – Архангельскому Арктическому Морскому институту имени капитана В.И. Воронина и открытию в 1781 году первой русской мореходной школы в Холмогорах, готовившей судоводителей для торгового флота.

Следующая статья, предлагаемая Вашему вниманию, об основателе Института Корпуса инженеров путей сообщения – Августине де Бетанкуре. Институт является предшественником нашего Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Эти учебные заведения неразрывно связаны славными традициями обучения и воспитания высококлассных специалистов водного транспорта мирового уровня. И такие традиции во многом созданы благодаря Августину де Бетанкуру.

Августин де Бетанкур: гениальный инженер на русской службе

Августи́н де Бетанкур и Молина — испанский, затем российский государственный деятель и учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор, строитель, инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи.

Летопись Летопись

Августин де Бетанкур родился 1 февраля 1758 года в Испании в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе, в семье, основанной французским предком Жаном де Бетанкуром, который в 1417 году (на непродолжительное время) стал королём Канарских островов.

Получив всестороннее научное образование в Париже, Бетанкур был отправлен испанским правительством в наиболее культурные страны Западной Европы для обозрения разных систем судоходства, каналов, паровых машин и т. п. Бетанкур успешно выполнил это поручение. В 1798 году на него было возложено устройство оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом и организация в Испании корпуса инженеров путей сообщения. В 1800 году был назначен генерал-инспектором этого корпуса и членом совета финансового управления, а 1803 году – интендантом армий и главным директором почт.

Летопись Летопись

Тесное знакомство связывало семью Бетанкура с семьёй Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола, служившего в 1802-1805 годах российским посланником в Испании. Русский дипломат был в восторге от организованных Бетанкуром школы и инженерного корпуса и неоднократно представлял императору Александру I доклады на предмет организации подобной школы в России.

Возникшие в Испании беспорядки заставили Бетанкура покинуть страну. Сначала он отправился в Париж, а в 1808 году – в Россию, где и был принят на службу в чине генерал-майора. Здесь ему было открыто широкое поприще для применения его познаний: он преобразовал Тульский оружейный завод, построил пушечный литейный дом в Казани, ввёл новые и улучшил старые машины на Александровской мануфактуре, построил здание Экспедиции заготовления государственных бумаг (где им лично придумана большая часть машин), громадный по тем временам московский экзерциргауз (крытый плац для проведения военных смотров, ныне – Манеж), гостиный двор Нижегородской ярмарки, первый мост через реку Неву с обустройством центральной набережной Санкт-Петербурга и разные другие здания и сооружения. Принимал участие в постройке Александровской колонны и Исаакиевского собора, занимался проектированием и расчетами фундаментов и оборудования для них.

По проекту Бетанкура в Санкт-Петербурге был учреждён Институт Корпуса инженеров путей сообщения, куда он и был назначен генеральным инспектором (ректором). Высочайше утвержденным Манифесом от 20 ноября (2 декабря) 1809 года было организовано самостоятельное ведомство – Управление водяными и сухопутными сообщениями. Этим же Манифестом были учреждены Корпус инженеров путей сообщения и Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Институт был открыт 1 ноября 1810 года. Бетанкур внес важный вклад в развитие отечественной системы высшего инженерного образования в XIX веке, которая отличалась сочетанием фундаментальной, общеинженерной и специальной подготовки. При составлении программы обучения в Институте он писал:

Летопись Летопись

«Цель института снабдить Россию инженерами, которые, прямо по выходе из него, могли быть назначаемы к производству всяких работ в Империи».

По настоянию Бетанкура на русскую службу были приняты видные инженеры из-за границы. Интересно, что первыми воспитанниками этого учебного учреждения стало всего тридцать человек: самому старшему было двадцать три года, а младшему – четырнадцать.

Несмотря на занятость в институте, Августин Бетанкур продолжал работать как инженер. Например, он создал действующий макет механической ковшовой землечерпалки. От других европейских аналогов землечерпалку отличала производительность – в пятьдесят раз (!) большая, чем у заграничных машин.

С 1816 года Бетанкур занимал должность председателя комитета о городских строениях в Санкт-Петербурге, а в 1819 году стал директором Главного управления путей сообщения и по должности вошел в состав Комитета министров Российской империи. На этом посту он оставался до самой смерти, последовавшей 14 (26) июля 1824 года.

Весной 1817 года прибыл в Нижний Новгород, будучи начальником Комитета строений и гидравлических работ, для экспертизы проекта строительства Нижегородской ярмарки. Целью строительства имел создание лучшего торгового комплекса в Европе, и, как он сам писал, «производством которого я полагаю показать истинную заслугу России».

Был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге.

В 1979 году прах А.А. Бетанкура и надгробный памятник перенесены в «Некрополь XVIII века» на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Удостоен ряда высших российских орденов, до ордена Святого Александра Невского включительно (1811).

За образцы ассигнаций номиналом 100, 50, 25, 10 и 5 руб., разработанные Бетанкуром и Хованским в 1818 году, Александр I пожаловал А.А. Бетанкуру орден Св. Владимира 2-й степени.

Был женат на Анне Журдан (ум. 1853). Имел трех дочерей (Каролина, Аделина и Матильда) и сына – Альфонса Августовича (1805-1875), дослужившегося до генерал-лейтенанта.

27 июля 1995 года Министерство путей сообщения России учредило памятную медаль имени Бетанкура, которой награждаются специалисты за выдающийся личный вклад в развитие транспортного образования.

Именем Бетанкура названа улица в Нижнем Новгороде, на которой расположен построенный по его плану Староярмарочный собор.

В ноябре 2009 года в связи с 200-летием Петербургского государственного университета путей сообщения имя А. Бетанкура присвоено скорому фирменному поезду № 25/26 сообщением Москва – Санкт-Петербург «Смена».

Память о великом инженере, ученом, педагоге, государственном деятеле Августине Бетанкуре бережно хранится многими поколениями преподавателей и выпускников, сотрудников, курсантов и студентов Государственного университета морского и речного флота имении адмирала С.О. Макарова. Предшественником университета является основанный выдающемся сыном испанского народа, для которого Россия стала второй Родиной, Институт Корпуса инженеров путей сообщения.

В следующем году будет отмечаться 260-летие со дня рождения Августина Бетанкура.

Управление внеучебной и воспитательной работы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.