Нет
На нашем сайте мы продолжаем размещать материалы под новой рубрикой, посвященной заслуженным работникам нашего университета – «Слава Макаровки». Жизнь и деятельность этих людей – пример для новых поколений курсантов и студентов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Приглашаем преподавателей, сотрудников Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова присылать материалы для публикации под этой рубрикой. В них вы можете написать о вашей профессии, о ваших выдающихся коллегах, вашей жизни в стенах родного вуза, увлечениях, обо всём, что считаете интересным.
Материалы просьба присылать по электронному адресу korchevvj@gumrf.ru
Управление внеучебной и воспитательной работы т. 322-10-31.
В.А. Бабурин: Горжусь профессией и семьей!
В нашем университете работают замечательные преподаватели, преданные своей профессии. Много лет посвятил вузу Валерий Александрович Бабурин, заведующий кафедрой математического моделирования и прикладной информатики, к.т.н., профессор, почетный работник транспорта РФ, академик Российской академии транспорта. Валерий Александрович охотно ответил на наши вопросы.
– Недавно вся страна отмечала 73-ю годовщину со дня полного снятия блокады Ленинграда. Ваше детство прошло в тяжелые военные годы. Расскажите, что врезалось в Вашу память о том времени. Как Ваша семья пережила блокаду?
– Война – это страшное испытание. Не дай Бог кому-нибудь пережить это! По статусу военных лет я не блокадник, а малолетний узник фашизма. Родился я в конце 1942 года в городе Порхове (Псковская область), а в начале 1943 года город был оккупирован фашистами. После взрыва партизанами кинотеатра немцы расстреляли много народа, часть населения была депортирована из города, вывозили в основном в Германию. Нам повезло, нас оставили на каком-то хуторе, мать направили в рабство в Литву. В1944 году после освобождения Прибалтики советскими войсками мы вернулись в Порхов. Город был практически полностью разрушен, мы жили в землянке. Весной я собирал на этой землянке крапиву, лебеду, щавель, из которых потом варили щи. Питались по продовольственным карточкам. Если кто-то терял карточку, семья лишалась продовольствия на целый месяц. И это было страшно. После отмены карточек стало повеселее. Но очереди за хлебом не исчезли: народ сутками стоял в очереди, заводили списки, время от времени отмечались. А кто не пришел вовремя, того удаляли из этого списка, и все нужно было делать заново.
– А какими были послевоенные годы?
– Они были тоже тяжелые, голодные. С теплом зимой было плохо. Городок-то небольшой, центрального отопления не было. Жгли дрова, торф, реже уголь, но и его не хватало. Так продолжалось около десяти лет и даже больше. Потом все начало потихоньку налаживаться, народ все пережил, так как был закален военными трудностями. Мы жили мечтой о светлом будущем, верой, что все будет хорошо.
– Валерий Александрович, расскажите о своей семье? Кто из Ваших родителей являлся авторитетом для Вас?
– О семье можно рассказать совсем немного. Отца я не знал. Он в 1943 году оказался в списках без вести пропавших. До сих пор о нем ничего не известно. А мама была для меня всем. Отец, по рассказам матери, считался хорошим специалистом, мама – классным печником, эта профессия приносила определенный доход и возможность содержать семью. Мама во всем меня поддерживала и часто говорила: «Валера, учись! Учись как следует! Знания – основа всего!» И я учился.
– Валерий Александрович, каким Вы были студентом?
– Во-первых, я прилично учился в школе. В те тяжелые времена помогали занятия спортом: играл и в футбол, и в баскетбол, и в волейбол, и на лыжах катался. Наша команда, например, стала в 1959 году чемпионом Псковской области по баскетболу. Я был в составе сборной школьников города.
В сентябре 1960 года, поступив на Порховский радиозавод «Балтика», работал разнорабочим, потом прессовщиком, а в 1961 году меня призвали в ряды Советской Армии, и я, отслужив три года в Группе советских войск в Германии, дослужился до гвардии сержанта, командира отделения. И только в 1964 году поступил в Ленинградский институт водного транспорта на Инженерно-экономический факультет. Помню вступительные экзамены. Мы, дослуживая последний год, усердно готовились. На письменном экзамене по математике я допустил ошибку: решил уравнение и получил результат x2=9, а ответ написал x=3, забыл поставить плюс и минус, за что мне поставили «4», а потом вся экзаменационная комиссия на устном экзамене проверяла мои знания и оценила их на 5 баллов, при этом пожурив за невнимательность. Экзамен по физике я сдавал профессору Павлу Адамовичу Рымкевичу. Павел Адамович – это легенда нашей физики. Он был тогда у нас заведующим кафедрой. Профессор извинялся передо мной, что за неточный ответ на его вопрос о том, где находится фокус линзы: не может поставить мне 5 баллов, а только 4. С такими оценками я и поступил. По результатам вступительных экзаменов, а также с учетом производственного опыта и опыта службы в армии в должности сержанта командира отделения в деканате меня назначили старостой группы. Можно сказать, началась административная карьера. С третьего курса я уже получал повышенную стипендию.
В 1969 году после окончания университета по распределению был направлен на кафедру организации перевозок, которую тогда возглавлял Александр Петрович Ирхин, впоследствии профессор и мой научный руководитель диссертации. Получилось так, что мне не удалось вовремя написать диссертацию, Александр Петрович уехал в Москву, кафедру возглавил Анатолий Андреевич Булов. И в 1974 году, т.е. до окончания срока аспирантуры, он сказал мне, что я все равно в срок не успеваю написать диссертацию, поэтому нужно идти на преподавательскую работу в должности ассистента. И вот с 1 сентября 1974 года по сей день я на преподавательской работе.
– Никогда не жалели о своем выборе?
– Нет, не жалел. Мне нравится моя работа. Студенты бывают разные, и, когда они проявляют интерес и демонстрируют знания, ты понимаешь, что в этом деле есть и твоя доля успеха.
– Помимо преподавания в университете, занятий научной деятельностью, Вы организовывали в вузе художественные выставки, устраивали интересные встречи с клубом «Зенит». Расскажите об этом.
– В тяжелые годы детства, когда мы не доедали и мерзли, мы все равно вели активный образ жизни, увлекались спортом, посещали различные кружки. Я занимался авиамоделизмом, ходил в театральный кружок. В общем, внеучебная жизнь кипела. Интерес к общественной деятельности остался у меня на всю жизнь. Например, к нам в вуз неоднократно приезжали зенитовцы или мы организовывали встречу с артистами БДТ, бывал у нас Олег Басилашвили. Неоднократно организовывали художественные выставки. Это было действительно здорово и интересно!
– А что для Вас главное в настоящее время?
– Сейчас главное в жизни – передать знания, которыми я располагаю, подрастающему поколению. У меня в семье есть поколение: внучка три года назад окончила наш университет с красным дипломом, работает в логистической фирме. Есть маленький внучок, которому пять лет, с ним очень любопытно общаться.
– Как Вы проводите свободное время?
– Свободного времени не так много. Я провожу его в семье или за городом. Там и отдыхаю и работаю. На природе лучше всего пишется. В профессиональной деятельности занимаюсь не только аудиторной работой, но и еще пишу учебники, методички. Список трудов официально насчитывает более 160 наименований. Мне это доставляет удовольствие.
– Чем Вы гордитесь в жизни?
– Моя семья – это моя большая гордость. Жена окончила вместе со мной Гидротехнический факультет. Она была в числе авторов разработки проекта защитных сооружений Ленинграда от наводнений, будучи в должности заместителя начальника специально созданного для этого в Гидропроекте отдела. Прошлым летом я побывал там с экскурсией и увидел это торжество российской научной и инженерной мысли. Горжусь, что гидротехники нашего вуза участвовали в этом процессе. Оба моих сына получили образование в нашем вузе: один на Судомеханическом факультете, отработал на судах в Северо-Западном пароходстве. А сейчас он главный механик Государственного Эрмитажа. Младший сын – кандидат наук, доцент, мастер спорта по плаванию, чемпион вооруженных сил, чемпион Ленинграда. Сейчас работает заместителем генерального директора логистической компании.
В прошлом году исполнилось 50 лет нашей с женой совместной жизни. С этой датой нас поздравило Правительство города.
– Что Вы можете пожелать нынешним студентам?
– Нынешнему поколению я хочу пожелать честно работать, добывать знания, проявлять самостоятельность, инициативу. «Тормошить преподавателя, потому что это обязанность его – давать знания и помогать сформировать профессиональные навыки для последующей работы. Честно относиться к работе, выполнению своих функций, обеспечивая свое благосостояние, которое не должно расходиться и с общественным.
Беседовала Ирина Андреева