Наука

Важнейшая кафедра для плавательных специальностей

Кафедра навигации (кафедра судовождения до переименования в 2012 году) – одна из старейших кафедр Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова и Института «Морская академия».

Кафедра была создана в 1935 году в Гидрографическом институте Главсевморпути при СНК СССР. Начальником был назначен Николай Александрович Сакеллари – крупный специалист по судовождению, автор многих учебников, участник и руководитель штурманской части таких исторических морских переходов 30-х годов, как переход линкора «Парижская коммуна» из Кронштадта в Севастополь и ледокола «Красин», следовавшего на спасение челюскинцев через два океана из Ленинграда на Камчатку. Затем руководителем кафедры стал Александр Александрович Паскин, автор учебника по лоции, ветеран русско-японской войны 1904-1905 годов, участник Цусимского сражения.

В первые годы Великой Отечественной войны кафедра не функционировала, а перед окончанием войны, в 1944 году, была воссоздана, но уже на базе Высшего Арктического морского училища Главсевморпути. Возглавлял кафедру сначала офицер флота, гидрограф Александр Александрович Паскин, а затем известный полярный капитан Николай Михайлович Николаев, впервые в истории за одну навигацию прошедший на судне «Ф. Литке» по Севморпути с востока на запад. Его именем сейчас назван один из линейных ледоколов морского флота. Его на посту начальника кафедры сменил доктор военно-морских наук, профессор Артемий Павлович Ющенко – ученый широкого диапазона, крупный специалист во многих областях знаний, тесно примыкающих к геодезии, картографии и навигации; автор учебников по картографии, навигации, методам обработки навигационных измерений. Он являлся создателем оригинальных Таблиц высот и азимутов светил (ТВА-57), редактором мореходных и картографических таблиц.

Важнейшая кафедра для плавательных специальностей Важнейшая кафедра для плавательных специальностей Важнейшая кафедра для плавательных специальностей

В 1944 году было создано Ленинградское высшее мореходное училище Министерства морского флота СССР, и в нем также организована кафедра судовождения. Ее начальником был назначен профессор Борис Павлович Хлюстин, инженер-контр-адмирал, крупный специалист в своей области знания, отличный лектор, автор учебников по девиации магнитного компаса и мореходной астрономии, сыгравших решающую роль в подготовке специалистов. Его именем названо учебно-производственное судно, переданное в настоящее время во Владивосток для проведения практик и исследований в МГУ имени адмирала Г.И. Невельского.

Б.П. Хлюстина сменил доктор географических наук профессор Андрей Павлович Белобров – человек высокой морской культуры, имевший не только обширные знания, но и опыт инженера-гидрографа и штурмана. Он являлся автором большого количества учебников, учебных пособий и руководств по гидрографии, навигации, мореходной астрономии и радионавигационным системам. Андрей Павлович был участником знаменитого ледового похода кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт в 1918 году.

В 1954 году при объединении ВАМУ и ЛВМУ произошло слияние кафедр судовождения, входивших в состав этих училищ. Возглавить объединенную кафедру было поручено заслуженному деятелю науки РСФСР, доктору военно-морских наук профессору Артемию Павловичу Ющенко, который в значительной степени определил направление деятельности кафедры на многие годы. Артемий Павлович руководил ею до 1968 года.

С 1968 по 1986 год кафедрой руководил доктор технических наук, профессор Валентин Петрович Кожухов, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, почетный академик Академии транспорта, почетный полярник, почетный работник морского флота, автор учебника по математическим основам судовождения. В период с 1986 по 1995 год начальником кафедры был кандидат технических наук профессор Михаил Иванович Гаврюк, почетный работник морского флота, капитан дальнего плавания, автор многих книг и учебников по навигации.

На кафедре в разное время работали известные ученые, имена которых носили учебные суда России. Это профессора Б.И. Кудревич, Н.Ю. Рыбалтовский, К.С. Ухов. Доктора наук профессора И.А. Блинов, М.М. Богданович, Ю.К. Баранов, А.В. Жерлаков, М.М. Лесков, В.Е. Ольховский, А.И. Родионов, Е.Л. Смирнов, Ю.М. Филиппов, А.Е. Сазонов, А.М. Жухлин являлись воспитанниками кафедры.

На кафедре в разное время работали кандидаты технических наук, доценты В.В. Александровский, Н.В. Авербах, В.А. Арпиайнен, А.Ю. Баранов – эксперт в Международной морской организации, В.В. Воронов, А.Г. Гамов, А.П. Гедримович, В.В. Григорьев, С.С. Губернаторов, Д.Н. Иконников, С.М. Лукин, А.Н. Лукин, О.Г. Морев, С.И. Панасик, В.К. Перфильев, А.Д. Сперанский, А.А. Чебан, Е.А. Черная, А.И. Щетинина, Г.Н. Якобсон, д.т.н., профессор С.Ю. Развозов.

В 1996 году произошло слияние кафедры судовождения с кафедрой мореходной астрономии, которой тогда руководил профессор Г.А. Голубев. Объединенная, она стала называться кафедрой судовождения.

Создание кафедры мореходной астрономии относится к 1935 году, когда был открыт Гидрографический институт Главсевморпути, называлась она тогда кафедрой астрономии и геодезии, а после разделения – кафедрой астрономии. Первым заведующим был назначен известный ученый-астроном Пулковской обсерватории, член-корреспондент АН СССР, профессор А.А Иванов. Для работы кафедры в здании Гидрографического института предназначался купол для астрономических наблюдений (впоследствии там находился планетарий). С 1939 по 1942 год кафедру возглавлял член-корреспондент АН СССР, профессор И.Д. Жонголович, позже – директор института Теоретической астрономии.

В 1944 году, когда было организовано Высшее Арктическое морское училище (позднее получившее имя адмирала С.О. Макарова), кафедра возобновила свою работу. С 1946 по 1948 год ей заведовал известный полярник, участник героической Челюскинской эпопеи В.Г. Васильев. С 1948 по 1950 год кафедрой астрономии руководил известный ученый, моряк, вице-адмирал, профессор Н.Н. Матусевич, автор классического труда «Мореходная астрономия». Во время русско-японской войны он плавал старшим штурманом крейсера «Терек», а затем в течение 20 лет руководил Северной гидрографической экспедицией.

После объединения двух училищ – ВАМУ и ЛВМУ – кафедра астрономии стала называться кафедрой мореходной астрономии. Ее начальником с 1954 по 1966 г. был известный ученый-астроном, профессор Николай Юльевич Рыбалтовский. Он участвовал в гражданской войне как штурман Волжской и Каспийской флотилий, впоследствии был флагманским штурманом проводки военных кораблей Северным морским путем, флагманским штурманом морской обороны Ленинграда. Именем Н.Ю. Рыбалтовского в начале 70-х годов было названо одно из учебно-производственных судов ЛВИМУ.

С 1966 г. до начала 80-х годов кафедрой заведовал профессор В.Ф. Дьяконов. В период Великой Отечественной войны он осуществлял навигационное обеспечение ледовой трассы – Дороги жизни блокадного Ленинграда.

Последним начальником кафедры мореходной астрономии являлся профессор Генрих Александрович Голубев, окончивший в 1950 году с отличием ЛВИМУ, работавший в Арктике, Антарктике. Он был одним из первых штурманов санно-тракторных походов в Антарктике, награжден знаком «Почетный полярник России». Автор большого количества научных трудов, включая «Морской астрономический ежегодник» и «Морской альманах».

На кафедре мореходной астрономии работали такие выдающиеся преподаватели, как А.П. Гедримович, автор многократно переиздававшегося учебника «Мореходная астрономия» Б.И. Красавцев, профессор Б.А. Вульфович, доценты Г.К. Приходько, В.В. Томсон, А.А. Чебан, В.П. Брусенцов, Д.А. Гагарский и многие другие.

С 1995 по 2016 год начальником кафедры, а затем заведующим кафедрой являлся доктор технических наук профессор Владимир Александрович Логиновский, почетный работник морского флота, почетный работник высшей школы, почетный работник транспорта РФ, эксперт ИМО, один из авторов учебников по навигации и математическим основам судовождения.

Важнейшая кафедра для плавательных специальностей Важнейшая кафедра для плавательных специальностей

В настоящее время кафедрой судовождения руководит кандидат технических наук доцент Александр Петрович Горобцов, возглавлявший судоводительский факультет, а затем Институт «Морская Академия» в период с 2009 по 2018 годы. А.П. Горобцов – советник ректора университета по вопросам конвенционной подготовки, капитан дальнего плавания, один из авторов образовательных стандартов и методических материалов по судовождению, учебника «Технические средства судовождения».

Преподавательский состав кафедры навигации

ФИО, должность, ученая степень, ученое звание Направление подготовки
специальность по образованию,
общий стаж работы,
в т.ч. научно-педагогический
Горобцов Александр Петрович, заведующий кафедрой навигации, к.т.н., ученое звание – доцент Судовождение,
инженер-судоводитель
34 года / 24 года
Афанасьев Виктор Викторович, профессор кафедры навигации, к.т.н., ученое звание – доцент Судовождение,
инженер-судоводитель
39 лет / 37 лет
Афанасьев Борис Викторович, профессор кафедры навигации, к.т.н., ученое звание – доцент Судовождение,
инженер-судоводитель
42 года / 37 лет
Логиновский Владимир Александрович, профессор кафедры навигации, д.т.н., ученое звание – профессор Судовождение, инженер-судоводитель
44 года / 46 лет
Бутин Николай Юрьевич, доцент кафедры навигации, к.т.н., ученое звание отсутствует Судовождение, инженер-штурман ВМФ
20 лет / 12 лет
Гагарский Дмитрий Анатольевич, доцент кафедры навигации, к.т.н., ученое звание – доцент Судовождение,
инженер-гидрограф
34 года / 35 лет
Дерябин Виктор Владимирович, доцент кафедры навигации, к.т.н., ученое звание отсутствует Судовождение,
инженер-судоводитель
5 лет / 8 лет
Долгов Валерий Константинович, доцент кафедры навигации, ученая степень отсутствует, ученое звание отсутствует Судовождение,
инженер-гидрограф
12 лет / 11 лет
Земов Павел Владимирович, доцент кафедры навигации, ученая степень отсутствует, ученое звание отсутствует Судовождение,
астроном
7 лет / 8 лет
Клименко Валерий Дмитриевич, доцент кафедры навигации, к.т.н., ученое звание – доцент Судовождение,
инженер-судоводитель
30 лет / 23 года ФГБУ «АМП Балтийского моря» Служба капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург»,
начальник Службы инспекции государственного портового контроля
Кузьмин Владимир Евгеньевич, доцент кафедры навигации, ученая степень отсутствует, ученое звание отсутствует Судовождение,
инженер-судоводитель
19 лет / 19 лет ФГБУ «АМП Балтийского моря», инспектор государственного портового контроля
Малков Алексей Алексеевич, доцент кафедры навигации, к.т.н., ст. научный сотрудник Механика,
механик
22 года / 12 лет
Сличёнок Михаил Юрьевич, доцент кафедры навигации, к.п.н., ученое звание – доцент Судовождение,
инженер-штурман ВМФ
25 лет / 27 лет
Татаринцев Петр Константинович, доцент кафедры навигации, ученая степень отсутствует, ученое звание отсутствует Судовождение,
инженер-судоводитель
7 лет / 9 лет
Ююкин Игорь Викторович, доцент кафедры навигации, к.т.н., ученое звание отсутствует, капитан Судовождение,
инженер-судоводитель
7 лет / 7 лет

Научно-исследовательская работа

Сотрудники кафедры активно занимаются научно-исследовательской и научно-методической деятельностью. Профессор Виктор Викторович Афанасьев долгое время руководил научной деятельностью ГМА (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова, он является одним из авторов учебников «Судовые радиолокационные системы» и «Судовые радионавигационные системы», принимал участие в разработке математического обеспечения отечественной РЛС «Балтика» и системы информационного обеспечения безопасности мореплавания восточной части Финского залива. Является членом Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.

В рамках сотрудничества с Международной ассоциацией морских университетов (IAMU) в последнее десятилетие сотрудники кафедры разработали два международных научных проекта, связанных с тенденциями развития мореплавания и подготовки морских кадров.

Госбюджетные и хоздоговорные научно-исследовательские работы, проводимые сотрудниками кафедры в последние годы, связаны с учебно-методической деятельностью и безопасностью мореплавания, в том числе на Арктическом шельфе. Выполнена работа по прогнозированию безопасных навигационных режимов эксплуатации газовозов LNG в рамках проекта Ямал-СПГ. В 2017 году была выполнена НИР на тему «Разработка, исследование и апробация инновационного методического обеспечения по дисциплинам кафедры», а в настоящее время кафедра работает над темой «Исследование технических и организационных форм повышения безопасности мореплавания».

В 2018 году подготовлен промежуточный отчет «Исследование современных тенденций в требованиях ИМО, направленных на уменьшение влияния человеческого фактора». В отчете освещена следующая актуальная тематика:

  • гармонизация представления информации в интегрированных навигационных системах;
  • расширение матрицы оценки риска в области человеческого фактора на основе закона Хайнриха;
  • формализация понятия человеческого фактора, разработка количественных характеристик последствий принятия ошибочных решений;
  • современные тенденции ИМО, направленные на использование разнородной навигационной информации и ее обработки для уменьшения влияния человеческого фактора при принятии управленческих решений в процессе управления морскими подвижными объектами;
  • тенденции в требованиях ИМО к ЭКНИС как оборудованию, уменьшающему влияние человеческого фактора;
  • влияние человеческого фактора на качество ходовой навигационной вахты;
  • влияние реактивной и личностной тревожности на принятие управленческих решений;
  • использование таксономии Блума для оценки восприятия учебного материала курсантами;
  • значение риска возникновения кибератак на безопасность судовождения и варианты решения этой проблемы в условиях стесненности и в открытом море;
  • государственный портовый контроль: аспекты человеческого фактора;
  • настоящее и будущее мореходной астрономии;
  • особенности управления многонациональным экипажем;
  • сравнительный анализ требований к ведению судовых журналов на российских и зарубежных судах.

Международная деятельность кафедры

Сотрудники кафедры принимают активное участие и в международной деятельности. Заведующий кафедрой Александр Петрович Горобцов участвует в деятельности рабочих органов Международной палаты судоходства (ICS) от РФ, является экспертом Международной организации труда по вопросам Конвенции о труде в морском судоходстве, участвовал в подготовке официальных Руководств МОТ о применении Конвенции МОТ при контроле судов.

А.П. Горобцов, В.А. Логиновский, В.Е. Кузьмин принимают участие в работе комитетов и подкомитетов ИМО в составе делегаций РФ и IAMU. Профессор В.В. Афанасьев является экспертом IAMU по вопросам навигации и обработки навигационной информации.

Профессор В.А. Логиновский с 1999 года является координатором Международной ассоциации морских университетов (IAMU). В 2018 году он стал победителем всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы» в номинации «За развитие международного сотрудничества в сфере высшего образования». В течение последних трех лет он от ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова в рамках Ассоциации руководит международной рабочей исследовательской группой по совершенствованию плавпрактики курсантов, куда входят представители шести морских университетов крупнейших стран-поставщиков морских кадров: Филиппин, Ганы, Индии, Украины, Китая и России. Рабочей группой от Ассоциации в ИМО подготовлен и представлен ряд документов с предложениями по совершенствованию плавпрактики курсантов. В настоящее время группа работает над подготовкой документов по совершенствованию плавательной практики курсантов для очередного представления в ИМО на Комитет по безопасности на море и Подкомитет по человеческому фактору, подготовке и дипломированию моряков.