События
Представители ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова в Лондоне приняли участие в работе Подкомитета ИМО по человеческому фактору, подготовке и несению вахты
Представители ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова приняли участие в работе 6-й сессии Подкомитета по человеческому фактору, подготовке и несению вахты и (HTW6) Международной морской организации (ИМО), которая проходила в Лондоне с 29 апреля по 3 мая 2019 года. В состав делегации вошли советник ректора по конвенционной подготовке Александр Петрович Горобцов, доцент кафедры навигации Владимир Евгеньевич Кузьмин, директор Института дополнительного профессионально образования Сергей Дмитриевич Айзинов. Все сотрудники университета являются экспертами по вопросам подготовки и дипломирования моряков.
Основными вопросами, обсуждавшимися на сессии, стали:
- Рассмотрение и одобрение типовых (модельных) учебных курсов.
- Незаконная практика, связанная с квалификационными документами.
- Руководство по применению раздела B-I/2 Кодекса ПДНВ.
- Всесторонний пересмотр Конвенции по подготовке, дипломированию и несению вахты на рыболовных судах (ПДНВ-Р) 1995 года.
- Роль человеческого фактора.
- Разработка поправок в пересмотренное руководство по разработке, обновлению и одобрению модельных курсов.
- Разработка поправок к Конвенции и Кодексу ПДНВ в части использования электронных дипломов и документов.
В работе сессии принял участие генеральный секретарь ИМО Лим Ки Так, который обратил внимание, что 2019 год в Международной морской организации – год гендерного равенства и повышения роли женщин в морском сообществе, и что 26 сентября будет отмечаться День моря в ИМО, который будет посвящен роли женщин, их правам и полномочиям в морской отрасли.
В отношении Конвенции для рыбаков следует отметить неуклонную работу ИМО по приближению стандартов подготовки и дипломирования рыбаков к морским стандартам, принятым в Конвенции ПДНВ.
По инициативе Международной организации труда (МОТ/ILO) обсуждены вопросы стандартов по медицинскому обследованию моряков и рыбаков. Принято решение, что МОТ и ИМО созовут общее совещание по медицинскому обследованию моряков с участием разных сторон – и от судовладельцев, и от моряков для обсуждения этого вопроса. Цель – создать единое руководство ИМО/МОТ по медицинскому обследованию рыбаков/моряков. Также пересматриваться будет и Международное медицинское руководство для судов.
Важной в повестке дня стала тема обсуждения и принятия модельных курсов.
Подкомитетом были подробно обсуждены проекты модельных курсов для подготовки членов экипажей, работающих на судах, использующих газ в качестве топлива. Эти суда должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями вступившего в силу в 2017 г. Кодекса МГТ (IGF Code). Соответственно, поправки в Конвенцию ПДНВ также уже внесены и вступили в силу (Правило V/3 Конвенции и Раздел A-V/3 Кодекса ПДНВ).
Разработанные представителями Норвегии проекты курсов по базовой и расширенной подготовке персонала таких судов детально обсуждены на сессии. Ключевыми поправками следует назвать требования к подготовке экипажей по борьбе с газовыми пожарами на судах, подпадающими под Кодекс МГТ, обучение практике проведения бункеровочных операций, использование тренажеров для привития и проверки практических навыков лиц командного состава и всех членов экипажа, имеющих отношение к вопросам бункеровки на судах, использующих газ в качестве топлива.
Внесены поправки в Раздел B-I/2 Кодекса ПДНВ, основанные на работе корреспондентской группы. В них определен перечень дипломов, сертификатов, подтверждений и иных документальных подтверждений, которые должны быть на борту в качестве подтверждения компетентности членов экипажей. Документ также определяет минимальные требования Конвенции в части обязательности подтверждения компетентности моряками через промежутки времени, не превышающие 5 лет. В документ уже внесены поправки относительно подготовки к плаванию в полярных водах (Правило V/4) и подготовки для судов в соответствии с Кодексом МГТ (Правило V/3).
Подкомитет рассмотрел предложение Российской Федерации (HTW 6/9/1) в отношении разработки и признания электронных дипломов и сертификатов моряков и принял решение создать Корреспондентскую группу под координацией России для обсуждения этого вопроса и подготовки предложений к следующей сессии Подкомитета.
Подкомитет отметил, что на основании резолюции MSC.428(98) судоходные компании должны обеспечить, чтобы одобренная система управления безопасностью учитывала управление кибер рисками в соответствии с целями и функциональными требованиями МКУБ. Администрации флага должны обеспечить, что вопросы управления кибер рисками включены в систему управления безопасностью компаний не позднее первого ежегодного освидетельствования и выдачи свидетельства о соответствии после 01.01.2021 г.
В отношении предотвращения пожаров на пассажирских паромах была озвучена новая проблема – возможные пожары и горение автомобилей на газовом топливе или на электрических батареях. Отмечено, что моряки должны понимать особенности таких пожаров, знать, как их тушить.
Подкомитет также:
- Отметил, что Конвенция МОТ 2006 г. рекомендует, чтобы моряки проходили переподготовку по медицинскому уходу каждые 5 лет, однако таких требований нет в Конвенции ПДНВ. Учитывая это различие, принято решение учесть его при пересмотре Конвенции ПДНВ.
- После долгого обсуждения принял решение о включении в Правило I/1 Конвенции упоминание электротехнического офицера (ETO) на уровне эксплуатации, а также точное определение высоковольтного оборудования для переменного и постоянного тока в п.12 в следующем виде: «High-voltage means an AC or DC voltage in excess of 1,000 volts».
Подкомитет также обсудил вопрос более широкого использования таксономии глаголов действия при разработке проектов Модельных курсов ИМО.
Эксперты ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова приняли участие в работе 6-й сессии Подкомитета в составе делегаций Российской Федерации и Международного профсоюза работников транспорта. Результаты работы будут использованы при корректировке учебных программ подготовки курсантов плавательных специальностей, а также при совершенствовании программ ДПО членов экипажей морских судов.