Нет

Полвека с «Макаровкой»

50 лет трудовой, учебной и научной деятельности Ивана Ивановича Костылева в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова и учебных заведениях - исторических предшественниках университета!

В номере 4 за 2018 год журнала «Морской флот» опубликована статья под таким же заголовком. В ней о своем жизненном пути рассказывает заведующий кафедрой «Теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок», д.т.н., профессор Иван Иванович Костылев. Предлагаем вашему вниманию этот материал в изложении.

Полвека с «Макаровкой»

50 лет – много или мало? Как посмотреть. Для человека это практически вся жизнь, если это период, когда она проходила в делах и заботах с активным участием в обществе. Предшествующий период – выбор пути или черновой набросок программы будущего, а последующий – осмысление пройденного и попытки не остаться на обочине. Если этот путь идешь с одним коллективом, то, безусловно, понимаешь благосклонность судьбы и стараешься найти ответ на вопрос – доволен ли ты?

Сразу хотелось бы сказать, что лично у меня ответ есть без сомнения: да, мне повезло. Мне повезло с жизненным трактом, хоть выбор был сделан не совсем самостоятельно, а с участием хороших попутчиков. На последнем году службы в Советской армии мне повезло с командиром в/ч 12304. Владимир Сергеевич Устюгов, зная, что я должен обеспечивать свое дальнейшее место в жизни сам, содействовал моей подготовке в вуз с государственным обеспечением, что очень важно. Мне, имеющему архангельские корни, была близка морская тема, и всё было определено, что называется, на всю оставшуюся.

Распределение в 1968 г. после окончания Судомеханического факультета ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова в состав преподавателей Макаровки было неожиданным, но как оказалось, очень удачным. Дальнейшая карьерная лестница является обычной схемой для вузовского работника – зав. лабораторией, ассистент, ст. преподаватель и т.д. до зав. кафедрой. Административный вектор тоже типичен – зам. декана, декан, зам. начальника академии, начальник академии, затем – её президент.

Это не автобиография, а тот краткий послужной и жизненный перечень постов и должностей, который, как мне кажется, позволяет совершить некоторый экскурс в историю с тем, чтобы не оказаться в числе «Иванов, родства не помнящих». Годы учебы в Макаровке вполне обычные для студенческой поры. Было много друзей и товарищей, с большинством из которых мы обязательно организуем встречи каждые пять лет. К сожалению, многих уже нет на бренной земле, включая и командира роты подполковника Ивана Марковича Руденко, но мы их вспоминаем поименно при каждой очередной встрече. Приглашаются на эти встречи и здравствующие наши педагоги.

Бренд «Макаровка» не появился сам собой. Это плод труда тысяч ее выпускников и, конечно, хотелось, чтоб он не потерял своего значения и места в истории не только водного транспорта, но и государства в целом. Да «и государства в целом» - это достойное место Макаровки, сотрудники которой принимали активное участие в создании флота страны Советов, в подготовке кадров морского флота не только в своей стране, но и во многих странах социалистического в те времена содружества. Это было достигнуто не за такой уж длительный исторический период. Мне кажется показательным сравнение, которое сделал однажды ректор Лесотехнической академии В.И. Онегин в процессе знакомства с московскими коллегами на съезде ректоров. Поясняя, что за вуз я представляю, он ответил: «У вас в Москве есть Бауманка, а у нас в Питере – Макаровка». Этого оказалось вполне достаточно.

Известно, что 5 марта 1944 г. было подписано Постановление Государственного Комитета Обороны «О мероприятиях по подготовке командных кадров морского флота». Эта дата является днем рождения высших и мореходных (средних) училищ. Здесь уместно отметить, а кому-то может и напомнить, что 21 февраля 1946 г. приказом № 95 Народный Комиссар Морского Флота Союза ССР П.П. Ширшов определил 5 марта днем ежегодного праздника. И еще памятная дата в появлении исторического имени «Макаровка». Это реорганизация с 1 июля 1945 г. Ленинградского Гидрографического института в Высшее арктическое морское училище Главсевморпути при СНК СССР. Кстати, этим же приказом Ленинградская школа Метеорологии и связи реорганизована в Арктическое училище Главсевморпути при СНК СССР. Волей судьбы все эти учреждения и учебные заведения через много лет оказалось под одной крышей в Государственной морской академии им. адм. С.О. Макарова.

Наиболее значимый период в судьбе Макаровки начался с 1954 года, когда объединились ВАМУ и ЛВМУ с образованием ЛВИМУ с объединяющей ключевой добавкой – им. адм. С.О.Макарова, пришедшей от ВАМУ. Есть еще одно слово, которое живет среди выпускников. Почетный профессор Макаровки Владимир Яковлевич Ходырев неоднократно говорил, что приятно и привычно звучит просто «мореходка».

Вклад макаровцев в создание отечественного флота и его развитие в определенной степени можно проследить по опубликованным воспоминаниям бывшего начальника ЛВИМУ профессора А.В. Жерлакова («Мои воспоминания. Мореходка, д.14». – СПб., 2014.) и много лет работавшего заместителем начальника ЛВИМУ по научной работе, профессора А.Е. Сазонова («Страницы памяти. Шестьдесят пять лет в морской академии». – СПб., 2012.). Эпитеты «заслуженная», «знаменитая», «легендарная», которые слышим и в настоящее время в адрес нашего вуза, – справедливы, но следует признать, что это в большей степени наследственность. Действительно, во второй половине ХХ века и в начале текущего трудно было представить, чтобы в системе морской индустрии (НИИ, КБ, пароходства, морские порты, учебные заведения морского и даже рыбопромыслового профиля и т.д.) не было бы выпускников ЛВМУ и впоследствии ЛВИМУ.

О первых годах становления той Макаровки очень хорошо написал Ф.М. Кацман в книге «Мореходка, прежде чем стать «Макаровкой», начиналась так…», изданной в Петербурге в 2005 году. К сожалению, он успел написать только об одном курсе своего обучения, но приведенная информация о первом наборе ЛВМУ и его выпускниках дает представление о значимости этих людей в деле становления национального флота.

Приведенные выше эпитеты, безусловно, имеют право на жизнь, но их нужно подтверждать, сохраняя традиции и уважение к совершенному нашими предшественниками.

За 50 лет работы в Макаровке мне посчастливилось встретиться со многими достойными представителями процесса развития не только вуза, но и морской составляющей экономического развития страны в целом. Кроме этого, находясь с 1971 г. на административных должностях различного уровня (от заместителя начальника факультета до президента академии), волей судьбы и руководства принимал участие в укреплении позиций Макаровки как среди учебных заведений, так и в морском сообществе в широком смысле этого слова.

Родовым местом Макаровки является учебный городок на 21(22) линии Васильевского острова. Затем появилась городки на Косой линии, д.15а, Охте (Заневский проспект, д.5), а позднее и в Стрельне.

Назначенный в декабре 1965 г. начальником ЛВИМУ А.В. Жерлаков активно начал продвигать строительство училища в Стрельне. Эту идею поддержал Министр морского флота Т.Б. Гуженко. Организованный тогда Общеинженерный факультет начал работу в этом учебном городке в 1974 году.

После начала работы в Макаровке в 1968 году в качестве начальника лаборатории вновь созданной кафедры «Судовые котельные установки» мне на служебных ступеньках встречались разные люди. К счастью, большинство из них были преданные своему делу и готовые оказать поддержку в случае необходимости. Я многому у них учился и вспоминаю с глубокой благодарностью.

Деятельность на преподавательских должностях, партийной и административной работе была хорошей жизненной школой. Наш вуз в 70-80 годы прошлого столетия занимал лидирующие позиции в системе образования и науки в области морского транспорта. В тесном сотрудничестве с ЦНИИМФом, Морским Регистром, БЦПКБ, ЛЦПКБ, СКБК Балтийского завода, Балтсудопроектом, Брянским машиностроительным заводом и рядом других научных организаций наши преподаватели и научные сотрудники принимали участие в разработке и развитии программ создания и совершенствования морского флота. Атомные суда, крупнотоннажные танкеры, освоение новых судов для навалочных и генеральных грузов – это направления, где многое сделано макаровцами.

Совершенствованию судовых двигателей, повышению надежности и экономичности посвящались серьезные научные разработки Г.А. Давыдова, М.К. Овсянникова, С.В. Камкина, В.П. Шмелева. Проблемами диагностики элементов СЭУ успешно занимались И.В. Возницкий, В.Ф. Сыромятников, Н.И. Денисенко. Велика заслуга профессора В.А. Семеки в процессе проектирования и создания атомных энергетических установок. В.И. Енин оставил заметный научный вклад в совершенствовании судовых котлов в широком диапазоне параметров пара. Признанным специалистом в проектировании, изготовлении и эксплуатации судовых винтов был выпускник первого набора 1945 года Ф.М. Кацман.

Многие годы организацией подготовки специалистов для судов с ядерными энергетическими установками занимались В.А. Кузнецов и А.Ю. Ластовцев Им мы обязаны созданием системы подготовки кадров для атомных судов, начиная с ледокола «Ленин». Это лишь отдельные примеры из опыта судомехаников, с деятельностью которых я знаком более детально. Безусловно, много выдающихся людей было в Макаровке и на других факультетах.

В постановке морского образования в стране наши сотрудники также преуспели. Здесь количественный показатель также весьма солидный. Во Владивосток был направлен начальником училища Михаил Иванович Гаврюк, Новороссийское училище «ставили на рельсы» Владимир Иванович Удалов (1974-1984) и Владимир Тихонович Гузеев (1984-1986). Кроме руководителей вузов, другие макаровцы вложили много труда и в формирование научно-педагогического потенциала ДВИМУ и НВИМУ. На различных должностях работали в ДВИМУ командированные макаровцы Б.И. Красавцев, И.В. Евреинов, В.И. Зайцев, М.М. Богданович и другие, включая и знаменитого капитана А.И. Щетинину.

В НВИМУ с его открытием были направлены В.А. Шишкин, А.С. Трусов, Л.А. Иванов Весьма заметный вклад вложили наши ученые и в науку морских вузов Польши, Болгарии, Китая, ГДР. Особенно здесь можно отметить заслуги лауреата Государственной премии СССР Е.Л. Смирнова, члена-корреспондента РАН А.Е. Сазонова, профессоров В.А. Семеки, В.И. Енина, А.Б. Хайкина, С.В. Камкина, которые являлись руководителями и консультантами зарубежных соискателей. Впоследствии зарубежные аспиранты и докторанты становились руководителями в своих вузах и развивали науку и образование. Назову хотя бы некоторых. Асен Недев был 8 лет ректором Технического университета в г. Варна (Болгария), почетным профессором которого я имею честь быть. Александр Волчек долгие годы работал ректором Высшей морской школы в г. Щецин (Польша), Даниель Дуда был ректором Высшей морской школы в г. Гдыня (Польша). Большая группа преподавателей ЛВИМУ (11 человек) работала на Кубе, обеспечивая становление системы морского образования по просьбе кубинского правительства.

Профессора М.М. Лесков, Баранов Ю.К., доцент В.П. Шмелев участвовали в развитии морского образования в Китае, доцент Н.Н. Виноградов был советником по вопросам морской индустрии в Республике Никарагуа. После 2000 года мы многое сделали для открытия филиала нашей академии в Египте. Это решение с египетской стороны развивал сенатор Батран. Были согласованы все наши действия на уровне посольств и правительств, шло строительство здания в районе Гизы, разрабатывались учебные планы и программы на английском языке.

Говоря о контактах Макаровки с зарубежными вузами, следует отметить, что не только в названных выше странах было наше участие. Совместные программы реализовывались с Финляндией, Норвегией и даже США, где за счет субсидий американского правительства прошла магистерскую подготовку группа наших аспирантов. Здесь следует отметить, что авторитет Макаровки был (и, конечно, есть и будет) достаточно высок. Например, при приеме наших слушателей в академию штата Мэн их документы не подвергались дополнительной проверке, что делалось для большинства вузов других стран.

Макаровка всегда имела успех, пользовалось уважением у участников Международной Ассоциации морских университетов (IAMU), Международной Ассоциации учебных парусных судов (STI), на уровне подкомитетов ИМО и других профессиональных морских объединений. В качестве примера можно отметить срочный ремонт парусника «Мир» в 2000 году на Канарах. Из-за течи масла из дейдвудного устройства «Мир» был вынужден сойти с дистанции трансатлантической гонки из Европы в Нью-Йорк, и ближайший док нашли в порту на Канарских островах. Ремонт удалось выполнить с произведенной предоплатой по нашей просьбе со стороны оргкомитета г. Бостон (США), где планировалось участие «Мира» в парусном фестивале. Свои обязательства мы выполнили и даже оказались в числе призеров.

Учебный флот был гордостью Макаровки. При непосредственном участии Министра морского флота Т.Б. Гуженко было принято решение о строительстве шести учебно-производственных судов. К имевшемуся у нас «Зениту» прибавились еще четыре: «Профессор Щеголев», «Профессор Ухов», «Профессор Рыбалтовский», «Профессор Хлюстин». В 1987 г. появился и парусник «Мир».

Оглядываясь назад, можно утверждать, что это было золотое время с позиций возможности подготовки выпускников и, прежде всего, отработки практических навыков.

Серия УПС водоизмещением по 10000 т была крайне актуальна не только для курсантов, но на этих судах, будучи руководителями практики, стажировались и преподаватели. Был и очень хороший опыт работы преподавателей в качестве подменных членов экипажей. Многие научные разработки в области судовой энергетики требовали экспериментальных исследований. Это проблему тоже успешно решали на учебно-производственных судах. Главный двигатель типа «Зульцер» имел мощность более 4000 кВт, и все элементы судовой энергетической установки в полной мере отражали энерговооруженность морских транспортных судов. Большие и важные научные эксперименты на учебном флоте проводили инженеры Ю.А. Орехов, А.А. Грин, Б.В. Зверев.

УПС типа «Профессор Щеголев» брали на борт до 150 курсантов и 3-4 преподавателей для проведения занятий. В работе с курсантами принимали участие и члены экипажа. Наличие учебного машинного отделения, учебной ходовой рубки обеспечивало ежедневные занятия и несения вахты.

Высокий авторитет выпускников Макаровки среди судоходных компаний в 80-90 годах XX века формировался и благодаря наличию УПС. Российские моряки были востребованы всегда, а на зарубежный флот они пошли активно с началом перестройки (вторая половина 90-х). В качестве примера можно привести возвращение в строй многих судов, стоящих как кладбище флота в районе Греции. Там на должностях вторых и старших механиков работали многие наши выпускники.

Наша Макаровка живет и работает в соответствии со своим предназначением. За 50 лет работы в Макаровке не могу выделить какие-то особые моменты. Все руководители хорошо знали, что от нас требовалось.

Сейчас актуальным является объединение усилий учебных заведений и бизнеса в создании кадрового потенциала необходимого количества и требуемого качества. Практика такого сотрудничества у Макаровки есть. «Совкомфлот», «Газпром», «Лукойл», «Атомфлот» и ряд других компаний продуктивно сотрудничают с ГУМРФ.

Полувековой путь с Макаровкой сложно представить в одной статье. Много было событий, а работа в должности начальника ГМА в течение одиннадцати лет пришлась на трудное время.

За период работы заместителем начальника ГМА, начальником и президентом академии я мог многократно убедиться в высоком авторитете макаровцев не только в своей стране, но и за рубежом. Включение руководителя вуза в различные управленческие органы союзов и ассоциаций говорит, безусловно, об отношении не к персоне, а к вузу, который он представляет. Исполнительный комитет IAMU, Комитет STI, Представительство института морских инженеров в Санкт-Петербурге, Независимый апелляционный комитет МАКО – это только часть международных структур, где мне посчастливилось работать. Конечно, в работе помогало и участие в наших российских органах морской индустрии. Членство в Совете директоров Ассоциации морских торговых портов, работа в качестве директора Северо-Западного филиала Союза российских судовладельцев позволяли быть всегда в курсе всех текущих и перспективных задач в системе водного транспорта.

Были и примеры лидерства персоналий, что также работало на имидж нашего вуза. Так, практически всегда при проведении международной парусной регаты Tall Ships Raсes члены экипажей больших и малых парусников с восторгом встречали нашего капитана УПС «Мир» Виктора Николаевича Антонова. Следует отметить, что «Мир» практически всегда занимал призовые места и чаще всего был на первых позициях. Кроме В.Н.Антонова, это заслуга и других капитанов – В.А. Зорохова, С.В. Тимашкова, Ю.А. Галкина. Их эстафету удачно принял и Андрей Валентинович Орлов.

Понятно, что ограниченность объема журнальной статьи не позволяет детализировать многое из пережитого и достигнутого, но могу с гордостью заметить, что «доперестроечные» макаровцы оставили исключительно положительный след.

При всех обстоятельствах мы уверены, что стоящие перед Макаровкой задачи будут выполнены.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.