Нет

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова активно участвует в развитии безэкипажного судоходства

Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр) пригласил специалистов научно-исследовательских центров, изготовителей судового оборудования и систем, других участников отрасли к обсуждению вопросов, связанных с развитием технологий безэкипажного судоходства. Эта тема стала одной из ключевых на прошедших в конце марта в Главном управлении Регистра заседаниях секций Научно-технического совета РС (НТС) «Судовое радио- и навигационное оборудование» и «Электрооборудование и автоматизация судов».

Как рассказал начальник отдела электрического оборудования и автоматизации Владимир Борисович Викулин, актуальность этой проблематики для Регистра обусловлена стремительным развитием технических возможностей в отношении дистанционного и автоматического управления судами и технологическими процессами. Начиная с 2018 года, в рамках деятельности Международной морской организации (ИМО) ведется плановая работа по оценке международной нормативной базы (Regulatory Scoping Exercise - RSE) на предмет применимости требований существующих конвенций и кодексов к морским автономным надводным судам (MASS/МАНС) и выявления сфер развития требований к таким судам – для обеспечения их безопасной эксплуатации на рынке морских перевозок.

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова активно участвует в развитии безэкипажного судоходства ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова активно участвует в развитии безэкипажного судоходства

Выступая на заседании НТС, участники секций и приглашенные специалисты рассказали о своих разработках в сфере безэкипажных судов. Так, начальник картографической службы ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Вячеслав Александрович Бекряшев доложил о создании тестовой акватории, которая позволит обеспечить всестороннюю проверку разрабатываемых программно-аппаратных комплексов, информационно-аналитических сервисов в рамках глобальной концепции е-навигации, и также может быть использована для испытаний безэкипажных судов, как управляемых дистанционно, так и автоматических.

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова активно участвует в развитии безэкипажного судоходства ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова активно участвует в развитии безэкипажного судоходства

Директор по продвижению проектов АО «Кронштадт технологии» Виктор Владимирович Ефимов информировал о ходе пилотного проекта «БЭС-КФ» по созданию единой технологической платформы безэкипажного управления морскими судами коммерческого флота различного назначения, с помощью которой можно решать задачи по отработке различных алгоритмов такого управления, обучению специалистов морского флота работе с судами различной степени автономности, а также моделированию совместного использования традиционного и безэкипажного флотов.

Заместитель заведующего кафедрой корабельных систем управления по научной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Андрей Григорьевич Шпекторов сообщил о достижениях университета в области разработки систем управления автономных беспилотных объектов.

Одним из основных на заседаниях секций было выступление директора Научно-образовательного центра «Беспилотные технологии на водном транспорте», заведующего кафедрой судоходства на внутреннем водном транспорте Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Владимира Владимировича Каретникова. Он рассказал о ряде исследований, в ходе которых были разработаны система контроля мореходности судов, позволяющая удаленно оценивать управляемость и остойчивость судна в режиме реального времени, система маневрирования и безопасного расхождения судов и система дистанционного управления судном.

В своем сообщении В.В. Каретников отметил, что центр функционирует второй год и к текущему моменту выполнил ряд значительных исследований в области беспилотного судоходства. Первым из них стала разработка системы контроля мореходности судов и обеспечение возможности производить оценку управляемости и остойчивости судна в режиме реального времени. В ходе работы посредством решения дифференциальных уравнений удалось получить модели для восьми судов на различных скоростях. В настоящий момент математическую модель можно разработать практически для любого судна.

Затем была решена задача по контролю начальной остойчивости с применением гармонического анализа параметров измеряемых комплексов, а также оценке динамической остойчивости по параметрам качки судна. При этом основной проблемой был поиск четкого определения, с какой именно качкой судно имеет дело. Центром проведен ряд экспериментов с применением спутникового компаса на свободной базе и разработана методика оценки технической характеристики фактического волнения по измерениям параметров качки. В результате выполненной работы предложена структура системы контроля мореходности судов.

Одним из важнейших вопросов в сфере беспилотной навигации является безопасное расхождение судов. Работы по решению этой задачи центр выполнил в сотрудничестве с кафедрой автоматики и вычислительной техники университета. В итоге создана система, обеспечивающая маневрирование в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновения судов. Главный принцип ее работы - всегда выбирать наиболее безопасный маршрут, принимая во внимание маневрирование и перемещения судов в непосредственной близости от носителя этой системы.

Также разработки проведены в области минимизации ущерба при столкновении судов: система выбирает оптимальное решение, когда столкновение уже неминуемо. Она способна рассчитать энергию удара, оценить возможные повреждения, вырабатывать рекомендации по мере поступлении воды в корпус судна, а также делать прогнозы по развитию ситуации с точки зрения прочности корпуса и остойчивости судна.

В.В. Каретников презентовал систему дистанционного управления судном. При ее создании стояла задача обеспечить возможность высокоточного позиционирования судна, а также серьезно проработать вопросы по технологии связи, так как процесс подразумевает передачу больших объемов данных, в том числе телеметрии. В итоге предложено два алгоритма, позволяющих обеспечить высокую функциональную устойчивость системы, а именно использовать конгерентные и неконгерентные транспондеры и передавать данные дискретными пачками. Натурные испытания системы были проведены на морском буксире при реализации маневра работы на углу. Система позволила с высокой скоростью фиксировать углы пространственной ориентации, определять периоды качки судна в трех плоскостях, оценивать параметры управляемости судна и изменения его остойчивости.

Российский морской регистр судоходства
Управление внеучебной и воспитательной работы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.