Люди
Макаровцы: приближая Победу
ОЛЕГ МИХАЙЛОВИЧ ЛОПУХИН(1924 – 1993)
Участник Великой Отечественной войны, капитан дальнего плавания. Заслуженный работник транспорта РСФСР (1981).
Олег Михайлович родился в Калуге. Как утверждают источники, являлся представителем ХХIII колена Светлейших князей, князей и дворян Лопухиных. Отец его, Михаил Иванович Лопухин, после революции жил в своём имении, а потом, в 1924 г. перебрался в Калугу, где стал заместителем начальника машинно-тракторной станции, длительное время руководил крупными совхозами. Олег Михайлович Лопухин с 1992 г. был Действительным членом Российского Дворянского Собрания (диплом № 95).
После окончания семилетки в 1937 г. Олег поступил в Херсон в мореходное училище. Когда началась Великая Отечественная война, он уже заканчивал училище.
Практику проходил на судне, которое торпедировали немцы. Из всего экипажа выжил только он один. Потом Олег Михайлович попал в горные стрелки на Туапсинский перевал, где как раз высадилась немецкая дивизия «Эдельвейс». Там Лопухин воевал. В 1943 г. был откомандирован в Бакинское мореходное училище дальнего плавания, которое закончил в начале 1944 г.
После окончания училища был направлен в Архангельск. Вначале ходил на старых дореволюционных судах за грузами в Англию и Америку. В мае 1944 года он был назначен 4-м помощником капитана нового парохода «Диксон», который входил в состав Северного морского пароходства. Был участником нескольких Северных конвоев и уникальной операции по разгрому немецких войск в Северной Норвегии. В ходе этой операции, впервые в истории военных действий, десант высаживался торговыми судами.
В 1948 г., в 24 года, Олег Михайлович Лопухин стал самым молодым капитаном дальнего плавания на судах Северного морского пароходства. Он окончил О.М. Лопухин выступает перед курсантами АМУ имени капитана В.И. Воронина.
В 1971 - 1985 гг. Олег Михайлович Лопухин был начальником Архангельского мореходного училища имени капитана В.И.Воронина − старейшего морского учебного заведения России.
Награждён орденами Отечественной войны 2-й степени (1985), «Знак Почёта» (1966) и медалями, знаком «Почётный работник морского флота».
С 1986 г. Олег Михайлович Лопухин на пенсии. Занимался журналистикой – автор воспоминаний «В рейсах на «Диксоне» (в сборнике «Северные конвои. Исследования, воспоминания, документы», Архангельск, 1991).
Капитан дальнего плавания Олег Михайлович Лопухин умер 14 января 1993 г. в Москве и похоронен в Архангельске на Жаровихинском кладбище.
О.М. ЛОПУХИН «В РЕЙСАХ НА «ДИКСОНЕ». Воспоминания.
К началу весны 1944 года обстановка на фронтах Великой Отечественной войны складывалась в пользу Советского Союза. Была освобождена большая часть территории страны, оккупированной немецко-фашистскими войсками. На Севере Красная Армия готовилась к разгрому противника. Одновременно с ведением боевых действий на фронтах страна восстанавливала разрушенное хозяйство Боевые действия Северного флота и Карельского фронта по освобождению Советского Заполярья уже давали свои результаты. Готовилась последняя операция по разгрому немецко-фашистских захватчиков в Северной Норвегии. К этой операции имел непосредственное отношение и пароход «Диксон», входивший в состав Северного морского пароходства.
В начале марта 1944 года Северное морское пароходство приняло от англичан по ленд-лизу пароход «Эмпайр Карпентер», прибывший в Архангельск в феврале 1944 года с очередным караваном судов из Англии. Это был отличный крупнотоннажный корабль водоизмещением четырнадцать тысяч тонн, длиной 136 метров и шириной 17 метров, он имел клепаный корпус, построенный в 1942 г в Глазго. Вновь принятому судну было дано название «Диксон» в честь одноименного судна, погибшего в августе 1943 г. в Карском море.
Капитаном п/х «Диксон» был назначен опытный судоводитель капитан дальнего плавания Герман Васильевич Беркуль, старшим помощником − Федор Дмитриевич Степанов, старшим механиком − Тимофей Иванович Фомин. Пароход «Диксон» был отлично вооружён. На палубе было установлено 76-мм орудие. На кормовой надстройке находились 130-мм орудие и 45-мм автомат «Бофорс» противовоздушной обороны. По правому и левому бортам стояла на башнях зенитная малокалиберная артиллерия, состоящая из шести 20-мм «Эрликонов». На главном мостике стояли спаренные крупнокалиберные пулеметы ДШК −две установки из 4-х стволов. Противовоздушное заграждение состояло из воздушного змея и двух ракетно-парашютных установок системы ГАМ по бортам. На корме был расположен комплект противолодочных глубинных бомб и лоток для их сбрасывания. Для размагничивания корпуса на пароходе была установлена система «Дегауссинг».
В связи с большим вооружением к основному судовому экипажу, состоявшему из 48 человек, было придано 15 человек артиллеристов во главе с военным помощником капитана лейтенантом А.П. Алексеевым – бывшим старпомом из торгового флота. Экипаж п/х «Диксон» формировался из моряков с различных судов. Несмотря на это, в кратчайший срок был создан исключительно дисциплинированный, спаянный и технически грамотный экипаж, готовый для выполнения любого задания военного времени, беззаветно преданный Родине.
Автор этих строк был назначен на пароход «Диксон» 4-м помощником капитана в мае 1944 г. после окончания Бакинского мореходного училища.
Май и июнь были посвящены освоению судна, отработке борьбы за живучесть и подготовке судна к работе в условиях боевых действий на Севере.
Нагрузившись 8125-ю тоннами генерального груза с назначением в порт Дудинка, 5 июля 1944 года пароход «Диксон» совместно с п/х «Архангельск» и ледоколом «И.Сталин» в составе конвоя вышли в море с рейда порта Молотовск (ныне Северодвинск).
По мере того как, пройдя относительно спокойное Белое море, мы входили в неприветливое и холодное Баренцево море, обстановка резко изменялась в смысле военной угрозы. В районе Городецкого маяка при прохождении горла Белого моря уже началась бомбежка глубинными бомбами для отражения нападения подводных лодок с кораблей эскорта, которые оберегали суда каравана от торпедирования. Во главе каравана шёл лидер «Баку», на котором находился командир эскорта контр-адмирал С.Г. Кучеров.
После первой атаки подводная лодка противника преследовала нас ещё некоторое время, но её попытки вновь атаковать были отражены кораблями охранения. Возможно, что она была потоплена, хотя проверить это было трудно, так как караван, не останавливаясь, продолжал движение полным ходом.
Восьмого июля караван прошёл проливом Карские Ворота и вышел в Карское море. 11 июля мы благополучно прибыли в район острова Диксон, где стали ожидать улучшения ледовой обстановки в Енисейском заливе. 22 июля прибыли в Дудинку, где разгружались до 31 июля, а затем перешли на угольный причал под погрузку углем для Архангельска.
Приняв на борт 8300 тонн угля, 7 августа вышли из Дудинки на Архангельск. На обратном пути следования нас сопровождал один военный корабль типа «AM». На переходе Карским морем шли форсированным ходом 13 узлов. При такой скорости вражеские подводные лодки имели меньше шансов выйти на выгодную позицию для торпедирования, и мы благополучно прибыли в пролив Югорский Шар. Для того, чтобы ввести в заблуждение подводные лодки противника, находящиеся в Баренцевом море и, возможно, ожидавшие нашего выхода, мы простояли в проливе Югорский Шар несколько часов на якоре, и после полудня, получив «добро», вышли из Югорского Шара и с тем же кораблем охранения последовали в Архангельск, куда прибыли на шестые сутки после выхода из Дудинки. В Архангельске нас не ожидали, так как по условиям военного времени на такой переход отводилось три недели. На переходе мы не работали на передачу своей судовой радиостанцией во избежание обнаружения судна противником, а наш начальник судовой радиостанции Л. Мурт только принимал информацию пароходства. На переходе морем была запрещена не только радиосвязь, но и работать эхолотом можно было не везде и не всегда, во избежание обнаружения нас подводными лодками противника посредством их акустических систем.
Закончив первый арктический рейс на много дней раньше планируемого срока, 21 августа «Диксон», загрузившись 8528 тоннами разного груза, предназначенного для Дудинки, был готов ко второму арктическому рейсу.
Во втором рейсе «Диксон» следовал в караване, состоящем из 5 транспортов и 6 кораблей охранения. Состав транспортных судов был различный и конвойная скорость при следовании караваном не превышала 8 узлов, что было малоприятно во время атак подводных лодок немцев при следовании Баренцевым морем. В Карском море шли в густом тумане, при котором с трудом просматривался полубак, где впередсмотрящий с особым вниманием наблюдал за туманным буйком, спущенным впереди идущим военным кораблем. Уменьшать ход было небезопасно, держали дистанцию только по туманным буйкам, следуя в кильватер за передним мателотом. В таких условиях мы прошли несколько часов, но потом туман рассеялся, и весь караван, заняв свои места, продолжал следовать по назначению. 6 сентября конвой прибыл к острову Диксон, где караван был расформирован, а наш пароход с эскортом проследовал в Енисейский залив, направляясь в порт Дудинка.
Поздно вечером 8 сентября «Диксон» второй раз за одну арктическую навигацию в дни жестокой войны прибыл в Дудинку и ему была оказана торжественная встреча. После окончания выгрузки, 18 сентября, мы вновь встали к угольному причалу для погрузки угля и 23 сентября, приняв на борт 8320 тонн угля, 30 тонн рыбы, понтон весом 25 тонн и 114 пассажиров, вышли в море совместно с п/х «Архангельск», который шёл в балласте, так как не успел загрузиться углем из-за закрытия короткой арктической навигации в порту Дудинка.
26 сентября, прибыв в устье Енисея, в район Ошмарино, встали на якорь в ожидании прибытия конвоя, который прише 29 сентября, и п/х «Диксон» в составе конвоя последовал в гавань острова Диксон, куда прибыли утром 1 октября. 3 октября вышли в составе конвоя на Архангельск. В пути к нашему каравану присоединился ледокольный пароход «Таймыр». 6 октября наш конвой прибыл благополучно в пролив Югорский Шар. 11 октября в том же составе вышли в Баренцево море и октября прибыли на рейд Йоканьги. Число вражеских подводных лодок в Баренцевом море увеличилось в связи с окончанием арктической навигации, и опасность плавания в этом районе резко возросла, что и послужило причиной захода каравана в Йоканьгу, где было проведено инструктивное совещание капитанов судов и командиров кораблей эскорта. И 14 октября весь караван, эскортируемый военными кораблями, вышел с рейда Йоканьги и пошёл в Архангельск, куда прибыл 15 октября.
За короткую арктическую навигацию пароход «Диксон» перевез за два рейса из Архангельска в Дудинку 16753 тонны генерального груза, а из Дудинки вывез в Архангельск 16675 тонн угля, крайне необходимого стране в годы войны. По окончании двух успешных арктических рейсов экипаж п/х «Диксон» с готовностью встретил ответственное поручение по перевозке военных грузов для фронта, по выполнению заданий командования Карельского фронта и Северного флота.
В конце октября 1944 г. пароход «Диксон» вышел с грузом для Мурманска из Архангельского порта. Погода в Белом и Баренцевом морях была штормовая, с мокрым снегом, с туманами − всё это затрудняло плавание, как нам, так и кораблям эскорта. Следовали с полным затемнением, без сигнальных огней и даже курение на палубе было строжайше запрещено − таков был порядок при плавании в военное время. На переходе до Мурманска корабли охранения неоднократно бомбили подлодки противника, отражая нападения на транспорты. Приходилось следовать противолодочным зигзагом, для того чтобы избежать возможного нападения подлодок противника. Все то, что происходило на переходе, входило в привычку, но все равно вызывало большое нервное напряжение. Трагедия могла произойти в любое время. Нельзя не отметить того, что весь экипаж держал себя спокойно дисциплинированно, это способствовало выполнению всех заданий и благополучному плаванию п/х «Диксон». Через полутора суток мы благополучно прибыли в Мурманск. Закончив выгрузку, стали готовиться к новой серьёзной операции по транспортировке военных грузов во фронтовой обстановке сурового Заполярья.
В результате боевых действий Северного флота и Карельского фронта была освобождена исконно русская земля − Печенга, которая была важной базой фашистов на севере Европы. Пароход «Диксон» получил задание: совершить три последовательных рейса по маршруту Мурманск − Печенга и обратно с военными грузами. В сравнительно короткий срок это задание было выполнено, но все же потребовало от экипажа большого физического и морального напряжения.
В один из весенних дней 1945 года пришло письмо от гвардейцев-танкистов экипажу парохода «Диксон». «Дорогие товарищи, − писали гвардейцы, − сейчас, когда штурмуем змеиное гнездо гитлеровской Германии, мы с благодарностью и теплотой вспоминаем о Вашем самоотверженном труде в Печенге и Мурманске. Залпы наших пушек приближают желанные дни мира, мы видим уже зарево Победы». Эти строки письма позволили нам считать, что в общей победе над врагом есть частица и нашего скромного труда.