Люди
Стрельнинские десанты
Ко Дню Неизвестного солдата предлагаем вам рассказ о Стрельнинских десантах, отдавших свою жизнь за Родину. Материал подготовлен Центром патриотического воспитания Управления внеучебной и воспитательной работы.
Учебный городок № 4 Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова находится в красивом месте ближайших пригородов Санкт-Петербурга, в Стрельне. Справа от Санкт-Петербургского шоссе (если ехать из города), между Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустынью и Константиновским дворцом. И трудно себе представить, что на этом месте в начале октября 1941 года развернулись трагические события, связанные с обороной Ленинграда.
14 сентября 1941 г. фашистские войска заняли Урицк, Стрельну, Новый Петергоф. Выйдя на побережье Финского залива, они блокировали войска 8-й армии, оборонявшие южное побережье Финского залива. Снабжение этих частей могло осуществляться только через Кронштадт. Немцы установили в Стрельне артиллерию, которая обстреливала все суда, проходящие по фарватеру Кронштадт – Ленинград. Для восстановления сухопутной коммуникации вдоль южного побережья Финского залива и была запланирована Стрельнинско-Петергофская наступательная операция в начале октября 1941 г. Планировалось нанести одновременные удары войсками 8-й армии с запада на Новый Петергоф, а войсками 42-й армии - в направлении Урицк – Стрельна.
Для вскрытия обороны противника и отвлечения его сил 3 октября западнее завода «Пишмаш» (после войны – Ленинградский электромеханический завод) в 04:35 был высажен десант. Он представлял собой усиленную (225 человек) роту 6-й бригады морской пехоты с личным стрелковым вооружением. Командир отряда высадки был назначен капитан-лейтенант Крылов, военкомом – старший политрук Федоров. Одновременно была организована ложная высадка десанта в районе Стрельны.
Высадка основного десанта была произведена незаметно и без противодействия противника. Только в 04:50 противник открыл беспорядочный пулеметный огонь по месту высадки. В это время десант уже был на берегу и приступил к выполнению поставленной задачи – наступать в направлении западной окраины Ивановки, где соединиться с наступающими войсками 42-й армии.
Связь с десантом была потеряна сразу же после высадки. Десантники пробились на территорию совхоза «Пролетарский труд». Ожесточенный бой часто переходил в рукопашный. Не получив поддержку от 42-й армии, десантники вынуждены были с боем прорываться назад – к берегу Финского залива. Ночью часть десантников (семьдесят бойцов) была снята с берега. Дальнейшая судьба остальных десантников неизвестна.
Операция по освобождению южного побережья Финского залива продолжалась. 5 октября была запланирована высадка двух десантов – в интересах 8-й армии, наступающей с запада на Новый Петергоф, в район Нового Петергофа (осуществлялся силами Кронштадтской ВМБ), и в интересах 42-й армии, наступающей с востока в район Стрельны (силами Ленинградской ВМБ). Кроме этого второй десант своими действиями должен был оттянуть немецкие силы из Нового Петергофа.
Второй десант в составе сводного отряда пограничников (500 человек) из состава 10-го стрелкового полка 20-й стрелковой дивизии НКВД 05:55 5 октября высадился западнее Стрельны. Командовал отрядом капитан М.М. Буйневич. Высадка происходила под интенсивным пулеметным огнем с берега, однако десантники потеряли убитыми только двух бойцов. В связи со слабой организацией высадки и плохой погодой удалось высадиться только 375 десантникам. Вооруженные легким стрелковым оружием десантники прорвали береговую оборону противника и более чем на 1 км продвинулись южнее места высадки. Противник был вынужден подтянуть против десантников артиллерию и танки. После нескольких часов неравного боя большая часть десантников погибла. Толька одна группа десантников (пять бойцов) ночью пробилась к берегу и была снята катером. 170 десантников было убито, 200 – попали в плен.
6 октября в 03:30 был высажен десант – рота пограничников (147 человек) 20-й дивизии НКВД. Десант был высажен в районе Стрельнинского кладбища. Командиром отряда был старший лейтенант П.Г. Быченков.
Десант был обнаружен еще на подходе, и высадка проходила под сильным пулеметным огнем. Были потери среди пограничников. Старший лейтенант П.Г. Быченков был ранен при высадке со своими подчиненными. Пограничники не смогли далеко отойти от берега и заняли круговую оборону. В течение дня они отбивали атаки противника. С наступлением темноты десантники прорвали окружение и с большими потерями смогли по берегу Финского залива, заросшему камышами, перейти линию фронта. В результате боев 50 десантников погибло, а 58 – было взято в плен.
Вечером 7 октября штаб Ленинградской ВМБ получил приказание от Военного Совета Ленинградского фронта высадить морской десант в районе парка Константиновского дворца (в настоящее время - коттеджный городок). В состав десанта вошел батальон пограничников (431 человек) 20-й дивизии НКВД. Командовал десантом старший лейтенант А.А. Челидзе. В 01:50 8 октября десант начал движение в исходную точку для развертывания. При подходе к месту десантирования противник встретил пограничников сильным артиллерийско-минометным и пулеметным огнем. В 04:15 началась высадка десанта. Однако высадилось только 249 человек. Их повел в бой политрук Г.М. Дроздецкий. 182 пограничника возвратилось на базу. Связь с высадившимися десантниками прекратилась. Высадившиеся десантники, не имея поддержки артиллерии и авиации, вели бой до середины дня 8 октября. С наступлением темноты два пограничника сумели пробиться к нашим войскам.
С целью оказания помощи десантникам утром 8 октября была предпринята попытка прорыва фронта силами сводного танкового полка 124-й танковой бригады (32 танка КВ-1) под командованием майора Н.Р. Лукашина. С большими потерями танкистам удалось прорваться к Стрельне. Их не сопровождала пехота, и когда они встретили ожесточенное сопротивление противника, были подтянуты танки и самоходная артиллерия; оставшиеся в живых танкисты Лукашина, не обнаружив десанта, повернули назад. При попытке обратного прорыва полк погиб полностью. 9 октября в расположение 42-й армии вышли командир полка и два красноармейца - все они имели ожоги и ранения.
Таким образом, только из Стрельнинских десантов погибло и попало в плен более 600 человек, и многие из них остаются «неизвестными солдатами». Дорогой ценой - жизнью - заплатили наши отцы и деды за нашу мирную жизнь на той земле, где сейчас учатся курсанты университета.
Центр патриотического воспитания