Наука

Научная мечта становится реальностью

Одним из первых результатов в решении инновационных задач для транспортной отрасли явилась разработка проекта тестовой акватории для испытаний безэкипажных и автономных судов в рамках выполнения Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова в 2019 году научно-исследовательской работы. Разработка данного проекта стала возможным только при тесном взаимодействии с ФБУ «Администрация «Волго-Балт». Руководство администрации бассейна с полным пониманием важности для будущего речной отрасли и поддержкой отнеслось к данному проекту Университета.

В 2020 году ФБУ «Администрация «Волго-Балт» согласовало размещение тестовой акватории на двух площадках: в Ладожском озере (рисунок 1) и на реке Нева (рисунок 2). Таким образом, в университете развивается реализация одного из перспективных научных направлений, соответствующих приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в части создания инфраструктурных проектов для обеспечения связанности территорий России за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем.

Границы площадки тестовой акватории в Ладожском озере

Район восточной части Ладожского озера в Свирской губе имеет достаточные глубины, оборудован светящими средствами навигационной обстановки, имеет картографическое покрытие актуализированными электронными навигационными картами, каналами связи, в том числе сотовой связью, что позволяет здесь организовать тестовую акваторию и обеспечить достаточный уровень безопасности судоходства при проведении испытаний и апробаций беспилотных и безэкипажных судов.

Техническое оснащение акватории будет отвечать всем предъявляемым к ней требованиям. Площадь выделенной зоны составляет 69,9 кв. морских миль, что соответствует расчетам для зоны безопасного свободного маневрирования. Средние глубины, как правило, превышают 15 м, грунт в основном песчаный, в зимнее время образуется ледяной покров. Акватория позволит проводить испытания судов всем четырех уровней автономности, согласно классификации IMO.

Расположение акватории именно в Ладожском озере обеспечивает ее связь с Балтийским морем по реке Нева, что позволит проводить испытания судов плавания «река-море», в качестве безэкипажных.

Испытывать небольшие модели автономных судов в акватории Ладожского озера достаточно нерационально, поэтому логичным решением явилось проектирование дополнительной тестовой площадки, которая и создана на реке Нева общей площадью 0,06 кв. морской мили.

Границы площадки тестовой акватории на реке Нева

Помимо работ по проведению испытаний полноценных грузовых автономных судов, достаточно перспективным является направление по испытаниям судов-«роботов», обеспечивающих обслуживание водных путей, например, производство гидрографических исследований, траления, контроля местоположения средств навигационного оборудования и др.

Концептуальный проект по созданию на внутренних водных путях Российской Федерации тестовой акваторий для проведения испытаний технических средств безэкипажного и автономного водного транспорта, разработанный специалистами научно-образовательного центра (НОЦ) «Беспилотные технологии на водном транспорте» (рисунок 3) Университета постепенно переходит к реализации. Площадки на Ладожском озере и реке Неве планируется использовать в навигационный период 2020 года.

Сотрудники НОЦ «Беспилотные технологии на водном транспорте» и ФБУ «Администрации «Волго-Балт»

Результаты, полученные в ходе выполнения НИР Университетом, при взаимодействии с ФБУ «Администрация «Волго-Балт», были представлены научным руководителем НОЦ «Беспилотные технологии на водном транспорте» Каретниковым Владимиром Владимировичем на заседании Межведомственной рабочей группы «Развитие инновационных беспилотных транспортных систем в транспортном комплексе Российской Федерации» при Министерстве транспорта Российской Федерации, где получили высокую оценку.

Такие успешные результаты стало возможным получить при прямом взаимодействии ведущих отраслевых организаций в области производственной деятельности, науки и образования.

Под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.