Люди

«Макаровская» трилогия о Цусимском сражении: заключительная часть

Преподаватели и выпускники нашего учебного заведения в Русско-японской войне 1904 – 1905 гг. и Цусимском сражении 27-28 мая 1905 г. (14-15 мая по старому стилю)

Материал к 115-й годовщине Цусимского сражения

Часть III

Уважаемые читатели! Сегодня мы заканчиваем публикацию исторической зарисовки о преподавателях и выпускниках учебных заведений-предшественников ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. Предыдущую часть читайте здесь.

Фролов Павел Федорович (10.12.1876 – 29.04.1934). Родом из крестьян Санкт-петербургской губернии.

В 1897 г. П.Ф. Фролов окончил мореходные классы при СПб речном яхт-клубе — штурман дальнего плавания, шкипер каботажного плавания. 12 января 1904 г. он был произведен в подпоручики запаса флота после сдачи специального экзамена.

30 марта 1904 г. П.Ф. Фролов был определен на службу и 20 апреля 1904 г. был назначен в плавание на транспорт «Иртыш». Во время похода приказом Командующего эскадрой временно исполнял обязанности ревизора на транспорте «Тамбов» (с 4 марта по 2 апреля 1905 г.). Участник Цусимского сражения. Вместе с экипажем вернулся из плена 1 февраля 1906 г.

П.Ф. Фролов был награжден орденом Святого Станислава 3 степени с мечами и бантом.

В 1908 – 1910 гг. П.Ф. Фролов был командиром портового судна «Буксир». В 1909 г. П.Ф. Фролов окончил Водолазную школу. С 1910 г. по 31 января 1916 г. он служил штурманом на яхте «Стрела». 31 января 1916 г. П.Ф. Фролов был назначен исполняющим дела младшего помощника командира Петроградского порта. С 23 июня 1917 г. П.Ф. Фролов был председателем Особого присутствия по назначению пенсий и пособий рабочим Петроградского порта, заведовал Адмиралтейством Гребного порта Петроградского военно-морского порта. Подполковник по Адмиралтейству за отличие (28.07.1917).

30 декабря 1918 г. П.Ф. Фролов был уволен со службы.

Павел Федорович Фролов эмигрировал в Югославию, умер в 1934 г. от плеврита.

В марте 1904 г. при посредничестве Министерства Торговли и Портов у немецкой судоходной компании HAPAG для нужд морского ведомства был приобретен пароход «Belgia». Товаро-пассажирский пароход «Belgia» был спущен на воду 14 апреля 1900 г. Укомплектован в июне 1900 г.; представлял собой двухвинтовой стальной пароход, был заказан немецкой судоходной компанией HAPAG у судостроительной верфи «Palmers», Ярроу, Англия. Зав. № 744. Товаро-пассажирский пароход «Belgia» был спущен на воду 14 апреля 1900 г.. Укомплектован в июне 1900 г.

В середине апреля 1904 г. пароход прибыл в Либаву, доставив запасные машинные части и запасной винт для приобретенного ранее вспомогательного крейсера «Дон». 3 мая 1904 г. пароход «Belgia» был принят у немецкой стороны и поставлен на переоборудование в войсковой транспорт. Военный транспорт «Иртыш» имел следующие данные: размерения – 147,8 м. х 17,5 м.; осадка с полным грузом 7,92 – 8,53 м.; водоизмещение 15 000 т.; вместимость 7 477 рег. т.; силовая установка — 2 ВТР, 3 800 и. л. с.; скорость 10,5 уз.; запас угля 9 000 т. Экипаж - 16/233 чел. Вооружение 5 57 мм. орудий. В июне 1904 г. войсковой транспорт «Иртыш» обеспечивал в Либаве бункеровку углем вспомогательных крейсеров «Урал» и «Дон», направлявшихся в крейсерство в Атлантическом океане. 26 июля 1904 г. был официально зачислен в списки флота в качестве транспорта «Иртыш».

Военный транспорт «Иртыш» под командованием капитана 2 ранга Константина Львовича Ергомышева был включен в состав транспортного отряда 2-й эскадры флота Тихого океана. На «Иртыш» был назначен выпускник мореходных классов при Санкт-Петербургском речном яхт-клубе Павел Федорович Фролов.

На военный транспорт «Иртыш» должны были загрузить запасной комплект боеприпасов для боевых кораблей и практические снаряды. 14 (27 по новому стилю) сентября 1904 г. «Иртыш» был направлен на погрузку из Либавы в Ревель. При заходе в акваторию военного порта Ревель транспорт коснулся грунта и получил повреждение подводной части корпуса. После окончания ремонта 28 декабря 1904 г (10 января 1905 г.) вышел в самостоятельное плавание на соединение с эскадрой Рожественского. Согласно предписанию ГУКиС на борт было принято только около 7 000 т. угля, что обеспечивало возможность свободного прохода Суэцким каналом, а снаряды были отправлены по железной дороге во Владивосток. «Иртыш» прошел Суэцкий канал 8-9 (21-22) января 1905 г.

Ввиду нерасторопности Морского ведомства «Иртыш», согласно правилам нейтралитета, был вынужден уйти в Джибути, не дождавшись партии обмундирования для 2-й эскадры Тихого океана (более 12 тыс. сапог были доставлены в Порт-Саид из Одессы только 12 (25) января). Пополнив в Джибути запас угля (до 8-10 тыс. т.) 26 февраля (11 марта) 1905 г. «Иртыш» присоединился к эскадре в б. Носи-Бе (о. Мадагаскар). Приказом № 86 от 1 (14) февраля 1905 г. включен в состав второго отделения Отряда транспортных судов. 3 (16) марта 1905 г. в составе эскадры покинул Носи-Бе для следования к берегам Индокитая. Во время перехода Индийским океаном 5 (18) марта в течение 2,5 часов не мог приять на буксир эскадренного миноносца «Громкий», за что сигналом с эскадренного броненосца «Князь Суворов» получил «особое неудовольствие адмирала за несоблюдение своего места в строю». 5 (18) апреля во время погрузки угля на крейсер 1 ранга «Аврора» сорвавшейся грузовой стрелой был смертельно ранен судовой боцман. Во второй половине дня 31 марта (13 апреля) прибыл в б. Камрань (Индокитай). 13 (26) апреля перешел в б. Ван-Фонг, где приступил к погрузке угля с немецких транспортов. К 15 (28) апреля запас угля пополнен до 7 158 т. 26 апреля (9 мая) после присоединения Отдельного отряда судов под командованием контр-адмирала Небогатова перешел в б. Куа-Бе, где принял на борт запасной комплект 10-ти дюймовых зарядов и снарядов (по др. данным — малокалиберных) с броненосцев береговой обороны. В числе груза значились провизия, 1 500 п. пироксилина, 8 000 т. угля, соляная и серная кислота, а также 800 мин заграждения. 1 (14) мая в составе эскадры начал переход от берегов Индокитая во Владивосток.

«Эскадра растянулась на несколько миль. Впереди, установив разведочную цепь, шел отряд капитана 1-го ранга Шеина в составе трех крейсеров. Под прикрытием этого отряда шли три колонны: правая – 1-й броненосный отряд, флаг вице-адмирала Рожественского на «Суворове», за ним в кильватере - 2-1 броненосный отряд, флаг покойного контр-адмирала Фелькерзама на «Ослябе», средняя – все транспорты и левая – 3-й броненосный отряд, флаг контр-адмирала Небогатова на «Императоре Николае l», за ним в кильватер крейсерский отряд, флаг контр-адмирала Энквиста на «Олеге». Легкие крейсера «Жемчуг» и «Изумруд» держались на флангах, миноносцы пока еще шли на буксирах у транспортов. Позади эскадры, милях в десяти, госпитальные суда «Орел» и «Кострома». Ночью мы хорошо видели их ходовые огни, а сами шли с закрытыми» (из воспоминаний вахтенного начальника военного транспорта «Иртыш» мичмана Геральда Карловича Графа).

«Пять маленьких 57-мм пушек, которыми вооружили «Иртыш», молчали, так как было еще далеко до неприятеля, уже не говоря о том, что и вред бы они могли нанести противнику ничтожный. Он же нас расстреливал, как хотел: медленно двигающаяся огромная цель была легкой добычей. Каждый снаряд мог нанести нам, простому грузовому пароходу, внезапную гибель. 3200 пудов пироксилина и несколько сот десятидюймовых снарядов и зарядов ускорили бы ее… Град снарядов все увеличивался и неумолимо приближался к нам. «Иртыш» вздрогнул, и раздался сильный взрыв. Первый снаряд – боевое крещение… Солнце близилось к закату, начинало темнеть. Главные силы неприятеля прекратили стрельбу и стали уходить. Все легче вздохнули, но, увы, напрасно: кончился дневной бой – начался ночной… Японцы выпустили в атаку сто пять миноносцев – все, что имели, и миноносцы всю ночь охотились за нами. К этому времени крейсера и транспорты опять отстали от броненосцев, и, когда началась атака японских миноносцев, мы увидели, что адмирал Энквист поворачивает и полным ходом уводит за собой часть крейсеров на юг. Остальные продолжили идти на север за отрядом адмирала Небогатова. Наш головной транспорт «Анадырь», совершенно не пострадавший в бою, также повернул на юг, дал полный ход и стал скрываться на горизонте. Таким образом, «Иртыш» был брошен на произвол судьбы. Да и неудивительно, ведь он теперь давал не более 3-6 узлов, где же с ним возиться, когда у всех опасность на носу. Видя, что уже больше не на кого рассчитывать, кроме как на самих себя, наш командир решил продолжать путь на север и стремиться достичь Владивостока…» (из воспоминаний вахтенного начальника военного транспорта «Иртыш» мичмана Геральда Карловича Графа).

В ходе дневной фазы Цусимского боя получил одну большую пробоину в носовой части, причинившую крен в 10 градусов, и 19 других попаданий, нанесших незначительные повреждения. Убито 14 человек, ранено 35.

Вечером 14 (27) мая «Иртыш» отделился от эскадры и направился на восток с намерением вдоль берегов Японии прорваться во Владивосток.

«Ввиду серьезности положения, согласно Морскому уставу, командир собрал совещание из всех офицеров, чтобы выслушать их мнение, что предпринимать дальше. Все быстро собрались в кают-компании. На обсуждение было поставлено два вопроса: первый – продолжать идти тем же курсом и не покидать корабль до его гибели – и второй – идти ли тем курсом до тех пор, пока по всем признакам не станет ясно, что гибель близка, после чего спустить шлюпки и на них спасаться. Все придерживались такого мнения, что следует продолжить путь во Владивосток, пока «Иртыш» будет способен держаться на поверхности, и только тогда начать спасаться, когда не останется никакой надежды. Выслушав все мнения, командир окончательно решил так: идти на север, придерживаясь японского берега, если положение станет критическим, подойти к нему ближе, спустить шлюпки, погрузить на них раненых и команду и высадиться… Наконец, в 5 часов дня 15 мая пришлось прийти к убеждению, что минуты «Иртыша» сочтены и он каждый момент может начать тонуть… Как было решено, командир повернул к берегу, и на расстоянии около 10 миль от него на глубине 55 сажень стал на якорь. Началось сложное спускание шлюпок с корабля с предельным креном и поврежденными приспособлениями. Только после упорной работы в течение часа наконец они были на воде, и началась погрузка раненых… и последними спустились командир и старший офицер. Пока плыли, никто не спускал глаз с «Иртыша», ожидая его последнего вздоха, но он продолжал печально стоять, уткнувшись носом в воду. Лишь Андреевский флаг слабо колыхался на корме. На берегу нас встретили какие-то люди с угрожающим видом и вооруженные палками, вилами и лопатами, но держались на приличном расстоянии, скоро появились три полицейских, наконец появилась группа каких-то новых японцев, которые оказались местными властями. Они кое-как говорили по-английски. Из разговора с ними мы узнали, что высадились у маленькой деревушки в 25 километрах от города Хамада (остров Миносима)» (из воспоминаний вахтенного начальника военного транспорта «Иртыш» мичмана Геральда Карловича Графа).

К 22 часам военный транспорт «Иртыш» затонул в точке 35.02N/132.11E. Исключен из списков флота 15 сентября 1905 г.

ЛИТЕРАТУРА

Морской атлас. Том III Военно-исторический. Часть первая. Описания к картам. (Под общей редакцией адмирала Г.И. Левченко). М., Издательство Главного Штаба Военно-Морского Флота, 1959.

Описание военных действий на море в 37 – 38 77. Мейдзи (в 1904 – 1905 гг.). Составлено Генеральным Штабом в Токио. Том четвертый. Действия против 2-й Тихоокеанской эскадры и овладение о. Сахалином. СПб., Типография Морского Министерства, 1910.

Эскадренный миноносец «Громкий». Донесение старшего механика штабс-капитана Сакса. «Морской сборник», 1906, № 1, стр. 1-7.

Центр патриотического воспитания

Управление внеучебной и воспитательной работы

Под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.