События
43 года подвигу атомного ледокола «Арктика»
17 августа 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.
В состав экипажа входили выпускники ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова (предшественник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова). Капитаном судна был Юрий Кучиев, также выпускник ЛВИМУ.
Под началом Юрия Сергеевича ледокол стал первым надводным кораблем, достигшим Северного полюса. Поход по маршруту «Мурманск - Северный полюс - Мурманск» с экипажем из 171 человека и 36 членов экспедиции занял 13 суток. Было пройдено 3824 мили, из них 1200 – во льдах.
В задачи экспедиции входило достичь Северного полюса. Кроме того следовало проверить возможности нового ледокола, спущенного на воду всего за пять лет до событий, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами. 15 августа ледокол пересек 85-й градус северной широты и вошел в приполюсный район. Участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду.
17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени корабль, преодолев мощный трехметровый ледяной покров Центрального полярного бассейна, первым в мире достиг Северного полюса. И хотя «Арктика», используя данные ледовой разведки, старалась обходить наиболее мощные ледовые преграды, ей неоднократно приходилось испытывать трудности. Это были очень напряженные моменты, требующие слаженности, высокого профессионализма от всего экипажа. Наиболее трудными были последние несколько дней. Как отмечали члены экспедиции, они чувствовали себя как в камнедробилке, так как в тяжелых льдах судно продвигалось вперед ударами: взад-вперед, взад-вперед.
Атомоход провел на вершине Земли 15 часов. За это время ученые успели выполнить комплекс важнейших исследований и наблюдений, а перед уходом с полюса спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением государственного герба СССР.
«Плавание во льдах – это вечный риск, – писал позднее Юрий Кучиев. – Могут произойти тысячи неожиданностей: сломаться конус гребного вала, отвалиться винт. В этом случае ледокол лишается трети мощности. Может сложиться ситуация, когда, затертый льдами, он должен будет пытаться вырваться из ледового плена. Поэтому на борту был аварийный запас продовольствия, чтобы хватило всему экипажу, примерно на 8 месяцев. Было все необходимое, чтобы построить аэродром. Особое беспокойство вызывали ажурные винты диаметром 5,7 метра. Но даже в самые тяжелые моменты плавания «Арктики» они выдержали. С отдельными скоплениями многолетнего льда мы встречались во время плавания на «Ленине» и на «Арктике» до этого похода, но ледяные поля толщиной в несколько метров – такие нам преодолевать не приходилось…».
Идея достигнуть Северного полюса возникла, конечно, до появления ледокола «Арктика». Об этом мечтал еще вице-адмирал Степан Макаров, когда под его руководством в 1899 году строился первый российский арктический ледокол «Ермак». Известен лозунг Степана Осиповича: «К полюсу напролом!». Тогда было задумано строительство двух ледоколов: если один сломается, другой его подстрахует. Но в силу развития техники судостроения на тот момент невозможно было построить ледокол достаточной мощности, чтобы он свободно ходил во льдах. О походе на Северный полюс мечтал и капитан ледокола «Ленин» Борис Соколов, но такую задачу перед ним не ставили.
В 1977 году после успешного рейса «Арктики» и анализа его результатов началась работа над организацией открытия ранней арктической навигации; в районах с максимальными грузопотоками в порты Дудинка, Игарка, Анадырь была объявлена круглогодичная навигация.
Год назад в Санкт-Петербурге открыли мемориальную доску легендарному капитану Кучиеву. В июле нынешнего года сквер на Васильевском острове Санкт-Петербурга был назван в его честь.
Под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью