События
115 лет Цусимскому сражению
27-28 мая 2020 года - 115-лет Цусимскому сражению
27-28 мая (14-15 мая по старому стилю) 1905 г.
27 мая - День памяти российских моряков, погибших в Цусимском сражении. В 2020 году морской баталии исполняется 115 лет.
В Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова чтут память героев Цусимы. Ежегодно сотрудники вуза, курсанты Института «Морская академия» принимают участие в торжественном митинге у храма «Спас-на-водах» на Английской набережной Санкт-Петербурга. В этом году из-за ограничительных мер мероприятия не состоятся. Поэтому предлагаем вам сегодня перечитать страницы морской истории, не выходя из дома.
Мы подготовили для вас справку о сражении, а также делаем анонс обширного материала – «Макаровская трилогия о Цусимском сражении», который будет публиковаться на нашем сайте в течение нескольких дней. Он посвящен участию преподавателей и выпускников учебных заведений-предшественников ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова в морском сражении.
Цусимское сражение
Самое крупное сражение между классическими броненосцами произошло в ходе Русско-японской войны (1904–1905 год). Вторая Тихоокеанская эскадра была сформирована на Балтике для помощи русскому Тихоокеанскому флоту. Почти все авторитеты в морском деле считают ее отправку на Тихий океан обыкновенной авантюрой. Не верил в победу, после падения Порт-Артура, даже сам командующий эскадрой вице-адмирал Зиновий Павлович Рожественский (1848–1909 г.). Еще 29 марта 1905 г. из Сайгона он прямо поставил вопрос о целесообразности вернуть корабли в Россию. Но император Николай II дал телеграмму, категорически потребовав продолжить поход. Рожественский считал бой с японским флотом неизбежным, учитывая его преимущество в скорости, но, исходя из опыта войны (потери кораблей в морских боях были пока невелики), надеялся, что большая часть эскадры прорвется и дойдет до Владивостока, вопреки директиве императора Николая II, в которой указывалось, что задача второй эскадры «состоит не в том, чтобы с некоторыми судами прорваться во Владивосток, а в том, чтобы завладеть Японским морем».
В ночь на 14 мая 1905 г. адмирал Рожественский ввел эскадру в Корейский пролив в следующем составе: пять новых эскадренных броненосцев (четыре - типа «Бородино» и «Ослябя»), три старых эскадренных броненосца («Наварин», «Сысой Великий» и «Император Николай I»), броненосный крейсер («Адмирал Нахимов»), три броненосца береговой обороны (типа «Адмирал Ушаков»), четыре крейсера первого ранга и столько же второго, девять миноносцев и восемь транспортов. Экипажи кораблей насчитывали 12 тысяч человек. Русскую эскадру ждал в проливе японский флот в составе четырех броненосцев, восьми броненосных крейсеров, 15 крейсеров и 63 эсминцев и миноносцев. На первый взгляд, русская эскадра по количеству броненосных кораблей не уступала японской (12 на 12), но уступала по качеству.
В 12 часов 5 минут 14 мая русская эскадра вступила в бой в строю двух кильватерных колонн: восточную колонну возглавлял сам Рожественский на броненосце «Князь Суворов», западную - броненосец «Ослябя». Командующий японским флотом адмирал Хэйхатиро Того (1848–1934) решил применить прием, описанный вице-адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, - охват головы кильватерной колонны с последовательным уничтожением головных кораблей. В 13 часов 49 минут начался бой. Вначале адмирал Того промахнулся: он считал, что русские имеют скорость 12 узлов, в то время как они давали только девять. Японский адмирал вынужден был или пойти на риск - сделать поворот влево, или затянуть маневр на неопределенное время. Трудно представить, как развернулись бы события, будь вместо Того на мостике флагмана менее решительный человек, но он рискнул, хотя понимал, что при активной атаке русских понесет большие потери. Через 15 минут, маневрируя на скорости не менее 16 узлов, японский флот занял выгодную позицию (выстроил корабли в своеобразную палочку на букву Т) и повел бортовой сосредоточенный огонь по эскадренным броненосцам «Суворову» и «Ослябе». Пристрелка длилась около 10 минут, после чего японцы буквально засыпали головные корабли русских снарядами. Вся тяжесть боя была принята пятью передними кораблями против 12 кораблей противника. В 14 часов 25 минут горящий «Ослябя» вышел из строя и через 15 минут перевернулся и затонул. В 14 часов 30 минут из строя вышел «Князь Суворов», но еще в течение пяти часов отражал атаки вражеских крейсеров и миноносцев, пока не был потоплен торпедами.
Итак, через 40 минут после начала боя русская эскадра потеряла два современных броненосца. Русские корабли тоже пытались вести сосредоточенный огонь по одному из японских броненосцев, но из-за отсутствия опыта в управлении стрельбой на большой дистанции не смогли сделать этого. Спустившийся туман на полчаса прервал сражение. В 15 часов 40 минут эскадры вновь встретились. Японцы снова сумели охватить голову русской колонны. Впереди шел броненосец «Сысой Великий». Не выдержав массированного огня, он через 10 минут покинул строй. На его место вступил броненосец гвардейского экипажа «Император Александр III». Корабль почти три часа стойко вел эскадру, но в 18 часов 30 минут вышел из строя, через 20 минут перевернулся и затонул. Ставший головным «Бородино», на котором теперь был сосредоточен огонь всего японского флота, в 19 часов 10 минут тоже опрокинулся. Сильные повреждения получил и последний из оставшихся новых кораблей, броненосец «Орел», который после гибели «Бородино» был головным кораблем, пока его не обогнал броненосец «Император Николай I», где находился младший флагман контр-адмирал Николай Иванович Небогатов (1849–1922). Так в дневном бою русская эскадра лишилась своих лучших кораблей.
После захода солнца, в 20 часов 15 минут японцы бросили на остатки русской эскадры свои 63 миноносца. К этому времени эскадра перестала существовать как организованная боевая сила, каждый корабль действовал сам по себе. Первыми были торпедированы крейсеры «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах». Затем смертельные удары получили броненосцы «Сысой Великий» и «Наварин». После в составе русской эскадры оставались только слабые или устаревшие броненосцы (новый эскадренный броненосец «Орел» к этому времени исчерпал свои боевые возможности). Утром японскими кораблями были перехвачены и потоплены броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков», крейсеры «Дмитрий Донской» и «Светлана». Командир новейшего крейсера «Олег» капитан первого ранга Леонид Федорович Добротворский, посчитав, что после гибели броненосцев прорыв во Владивосток теряет всякий смысл, решил отходить на юг. Ему в кильватер встали «Аврора» и «Жемчуг». Прямой обязанностью этих крейсеров было пропустить броненосцы на юго-запад и охранять от атак неприятельских миноносцев, но они сделали прямо противоположное - бросили их ночью, не защитив от минных атак. Этот отряд быстроходных кораблей взял курс на Манилу, где 21 мая крейсеры были разоружены и интернированы до конца войны. Та же судьба постигла миноносец «Бодрый» и два транспорта.
15 мая в 11 часов оставшиеся корабли (броненосцы «Орел», «Николай I», крейсер «Изумруд» и два броненосца береговой обороны), составившие эскадру контр-адмирала Николая Ивановича Небогатова, принявшего командование после ранения Рожественского, были окружены всем японским флотом и по приказу адмирала спустили Андреевские флаги. Небогатов впоследствии мотивировал свое решение о сдаче стремлением спасти две тысячи жизней от неминуемой и бесполезной гибели. Объяснить его поступок гуманистическими соображениями, конечно, можно, но оправдать по чести - нельзя. На броненосце «Орел» была сделана попытка затопить корабль путем открытия кингстонов, вовремя замеченная и пресеченная японцами. В плену моряки сдавшихся без боя кораблей встретили резко неприязненное отношение со стороны прочих русских пленных. Быстроходный «Изумруд» (25 узлов), разобрав сигнал о сдаче, не стал его выполнять. Крейсер пошел на прорыв и легко оторвался от противника. Однако при подходе к Владивостоку ночью сел на мель и был взорван своей командой. 33 тысячи километров от Кронштадта до Цусимы прошли корабли Тихоокеанской эскадры и с ходу вступили в бой, в котором 14–15 мая 1905 г. русский флот потерпел самое тяжелое поражение за всю свою трехвековую историю.
Цусимское сражение закончилось практически полным уничтожением русской эскадры: из 17 кораблей первого ранга 11 погибло, два были интернированы, а четыре попали в руки противника. Из четырех крейсеров второго ранга два погибли, один интернирован, и только «Алмаз» достиг Владивостока, туда также прибыли два миноносца. Более пяти тысяч человек (из них 209 офицеров и 75 кондукторов) погибли - в Таллине (Эстония) в православном храме Александра Невского справа от главного входа висят на стене две большие доски с именами погибших моряков; 803 человека получили ранения (172 офицера, 13 кондукторов). В японском плену оказалось 7 282 моряка, среди которых был и командующий эскадрой вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский. Потери японского флота были намного скромнее: потоплено три миноносца, несколько кораблей сильно повреждены, погибло 116 человек, ранено 538.
Следствием поражения России в войне было ее превращение из субъекта в объект международной политики великих держав, ее внешняя политика стала более зависимой. Потерян престиж военной мощи империи. Из страны, имевшей третий флот в мире, потерявшая почти все его главные силы Россия превратилась во второстепенную морскую державу. Падение престижа России в глазах других государств привело к дестабилизации баланса сил в мире, что стало одной из многих причин Первой мировой войны.
У истории есть свойство - повторяться. Поэтому закончим наше погружение в печальное прошлое словами вице-адмирала Степана Осиповича Макарова: «Каждый военный или причастный к военному делу человек, чтобы не забывать, для чего он существует, поступил бы правильно, если бы держал на видном месте надпись — ПОМНИ ВОЙНУ».
Наиболее полно Цусимскую трагедию, героизм русских моряков описал в своем романе «Цусима» писатель Алексей Новиков-Прибой, принимавший в должности баталера на броненосце «Орел» участие в Цусимском сражении. В произведении описаны формирование, подготовка и переход кораблей второй эскадры флота Тихого океана на Дальний Восток, вся хронология событий 14-15 мая 1905 года по дням, часам и минутам, участие в бою и судьба каждого корабля второй Тихоокеанской эскадры.
Причины трагедии эскадры детально разобраны военными специалистами и экспертами. Здесь и тактико-техническое соотношение кораблей: их водоизмещение, вооружение, скорость хода, тактика применения кораблей и принимаемые решения командованием русской эскадры на ведении боя и другие объективные и субъективные причины, слаженность и боевая подготовка экипажей кораблей российского и японского флота, материально-техническое снабжение; даже морально-психологическое, физическое состояние моряков, тяжелый и длительный переход и т.д. Все это не могло не сказаться на итогах Цусимского сражения.
Управление внеучебной и воспитательной работы
Под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью