Люди

Наши герои

Сотрудники, преподаватели, студенты и курсанты нашего учебного заведения – Герои Советского Союза, Герои России.

Воевали в авиации

   

Василий Алексеевич Балебин

16 июля 1942 г. Василий Алексеевич Балебин привёл шестёрку ДБ-3 для нанесения бомбового удара по станции Дно. Выполнив задание, приказал заместителю вести группу домой, а сам полетел на разведку дорог. Так было предусмотрено планом полёта. Самолет В.А. Балебина был атакован шестью «Ме-109», два из них экипажу удалось сбить. Но и стрелок и штурман погибли, повреждённый самолет плохо слушался рулей, загорелся. Тогда лётчик покинул на парашюте машину над территорией занятой врагом. Партизанами был выведен к линии фронта и только через месяц вернулся в свой полк.

  

Заместитель командира 1-й эскадрильи капитан В.А. Балебин (слева) и штурман Галевич уточняют боевое задание на крейсерский полет в Балтийское море.

Летом 1942 г. В.А. Балебин открыл счёт потопленным кораблям противника. Несколько строк из наградных документов лётчика: «10 июля 1942 г. Торпедировал транспорт противника водоизмещением в 3000 тонн. 11 июля 1942 г. Потопил сторожевой корабль водоизмещением в 400 тонн. 12 июля 1942 г... В составе звена, ведущий В.А. Балебин, бомбовым ударом потоплен сторожевой корабль. 15 июля 1942 г. Потоплен транспорт водоизмещением 5000 тонн....». Вскоре имя Балебина встало в ряд лучших лётчиков-торпедоносцев ВМФ. К ноябрю 1942 г. гвардии капитан В.А. Балебин совершил 90 боевых вылетов, потопил 2 транспорта, канонерскую лодку, 3 сторожевых корабля, эсминец и сбил 2 самолёта противника.

Указом Президиума ВС СССР от 22 февраля 1943 г. за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Балебину Василию Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1948 г. майор Балебин В.А. был уволен в запас по состоянию здоровья. После увольнения в запас В.А. Балебин служил командиром роты в Ленинградском высшем мореходном училище (ЛВМУ), работал в научно-исследовательском институте. Потом переехал в Москву.

Василий Алексеевич Балебин скончался 23 декабря 1979 г. в Москве и был похоронен на Лианозовском кладбище Москвы.

Награждён медалью «Золотая Звезда» (1943), орденами Ленина (1943), Красного Знамени (1940, 1942, 1942), Красной Звезды (1946) и медалями, в том числе «За оборону Ленинграда» (1943), «За боевые заслуги» (1944), «За Победу над Германией в годы Великой Отечественной войны 1841 – 1945 гг."(1945).

В посёлке городского типа Янтарный (Калининградская область) улица была названа именем В.А. Балебина. В сельском поселении Ивановское установлен памятник В.А. Балебину вблизи мемориала войнам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

 

  

Владимир Николаевич Гаврилов

14 января 1943 года воздушная разведка ВВС СФ обнаружила при входе в Варангер-фиорд конвой противника в составе пяти транспортов и около трёх десятков кораблей охранения. Из-за сильного снегопада, плотно окутавшего караван врага, пробиться к цели было почти невозможно. Вылетевшие первыми экипажи не смогли обнаружить цель и вскоре возвратились на аэродром с торпедами под фюзеляжем. Командир 24-го минно-торпедного авиационного полка решил повторить попытку торпедировать вражеский конвой. Для нанесения удара вылетел экипаж: командир капитан А.А. Баштыркова, воздушный стрелок-бомбардир сержант В.Н. Гаврилов.

Тяжёлая, давящая облачность окружила самолеты. Внизу угрюмо штормило море. Летели почти вслепую. Однако лётчики довольно уверенно вели машину к цели, так как за время боевых действий хорошо изучили береговую линию, каждый её выступ, вплоть до вражеской базы, куда направлялся конвой. Наконец в глубине Варангер-фиорда они обнаружили конвой и легли на боевой курс. Береговые зенитные батареи, зенитные орудия и пулеметы миноносцев и сторожевых катеров открыли сильный заградительный огонь. На пути торпедоносцев встала сплошная огненная завеса. Транспорт, атакованный Баштырковым, находился ближе к берегу, поэтому враг сосредоточил на самолёте – торпедоносце Баштыркова весь огонь корабельной и береговой артиллерии. Охваченный пламенем торпедоносец Баштыркова стремительно несся к самому крупному транспорту. Торпеда, сброшенная Гавриловым, угодила в борт судна в 8000 тонн, но транспорт держался на плаву. Тогда Баштырков направил горящую машину на вражеское судно. Над морем раздался ещё один взрыв.

  

Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 февраля 1943 г. звание Героя Советского Союза было посмертно присвоено командиру экипажа капитану А.А. Баштыркову и воздушному стрелку-бомбардиру сержанту В.Н. Гаврилову.

Сержант Гаврилов В.Н. был награждён (посмертно) медалью «Золотая Звезда» (22 февраля 1943 г.), орденами Орден Отечественной войны I степени (4 февраля 1943 г.), Ленина (22 февраля 1943 г.).

В 1950 г. Гаврилов В.Н. был навечно зачислен в списки личного состава одной из частей ВМФ СССР. В честь Владимира Николаевича Гаврилова был назван буксирный теплоход, ходивший на реке Каме. В 1968 г. бюст В.Н. Гаврилова был установлен на Аллее Героев — авиаторов Северного флота в посёлке Сафоново в черте города Североморска Мурманской области.

Имя Гаврилова увековечено на мемориальной доске, посвящённой памяти работников и студентов Ленинградского института инженеров водного транспорта, погибших во время войны. Мемориальная доска установлена на здании Государственного университета морского и речного флота имени С.О. Макарова.

Подвиг героического экипажа капитана А.А. Баштыркова послужил основой для создания художественного фильма «Торпедоносцы», рассказывающего о борьбе лётчиков морской авиации Северного флота против фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне.

В 1939 г. после окончания первой средней школы Пушкина (ныне школа № 500) Владимир Гаврилов поступил в Ленинградский институт инженеров водного транспорта. В 1939 г. по комсомольской путёвке Владимир Гаврилов был призван на службу в Рабоче-Крестьянский Красный флот (РККФ).

В 1940 г. Гаврилов окончил школу младших авиационных специалистов Харьковского военного округа, в 1941 г. — Военно-морское авиационное училище имени С.А. Леваневского.

 

  

Парфёнов Дмитрий Георгиевич

30 июня 1941 г. 1-я авиационная эскадрилья под командованием капитана Челнокова вылетела во 2-й группе с заданием уничтожить понтонный мост через Западную Двину. В составе 1-й эскадрильи был бомбардировщик ДБ-3Т младшего лейтенанта Игашова П.С. (штурман лейтенант Парфёнов Д.Г., бортстрелки краснофлотец Новиков В.Л. и лейтенант Хохлачёв А.М.) Прикрытия истребителями не было. В 11-07 четыре эскадрильи в количестве 32 самолётов начали взлёт с аэродромов, к 14-20 первые самолёты из состава полка подошли к цели. Наши бомбардировщики зашли на цель с тыла и разбомбили мост. По отчётам полка, на переправу были сброшены 30 ФАБ-100 и 269 ФАБ-50, было уничтожено 50 единиц бронетехники и около 200 автомашин. При возвращении на базу самолёты были атакованы тремя фашистскими истребителями Me-109. Стрелки экипажа Игашова сбили один «мессер», но огнём другого был повреждён и их сам самолет. Он стал терять высоту, в это время был атакован другой четвёркой Me-109F. Тогда Игашов довернул свой самолёт им навстречу и правым крылом снёс хвостовое оперение одного истребителя. После этого направил горящий самолёт на колонну противника, скопившуюся у переправы через реку.

Ни один из членов экипажа самолёта не предпринял попытки покинуть гибнущую машину, что свидетельствует об «огненном таране», совершенном по единодушному решению всех четырех авиаторов. Это был первый в истории авиации таран воздушной и наземной цели в одном бою.

В 1975 г. останки экипажа были найдены школьниками Даугавпилса (Латвия) вместе с учителем В. Фроловым и перезахоронили в городе. На месте гибели экипажа был установлен памятник.

  

Указом Президента Российской Федерации (№ 679) от 6 июля 1995 г. за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов лейтенанту Парфёнову Дмитрию Георгиевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

Дмитрий Парфёнов пошёл в школу в 8 лет. Школу Дмитрий окончил в посёлке Парахино и поступил в Ленинградский институт инженеров водного транспорта. Проучившись в институте три месяца, Дмитрий по спецнабору был направлен на учёбу в Ейское военно-морское авиационное училище. В 1939 г. Дмитрий Парфёнов окончил училище и был направлен для дальнейшей службы лётчиком-наблюдателем в ВВС Краснознаменного Балтийского флота.

В городе Окуловка именем Дмитрия Георгиевича Парфёнова была названа улица. На здании Военной прокуратуры Балтийского Флота и Военного Следственного Управления СК РФ по Балтийскому Флоту (г. Калининград, Советский проспект, д. 68) была установлена мемориальная доска Героям Российской Федерации членам экипажа младшего лейтенанта Игашова П.С.

 

  

Покровский Владимир Павлович

Покровский Владимир Павлович окончил 3 курса Ленинградского морского техникума в 1937 г. и по путёвке комсомола поступил в Ейское военно-морское авиационное училище. В 1940 г. окончил училище и в декабре прибыл для дальнейшего прохождения службы на Северный флот. С мая 1941 г он пилот 72-го САП СФ.

30 мая 1942 г Командующий ВВС Северного флота лично приказал максимально усилить прикрытие конвоя PQ-16. К непрерывно патрулировавшей над кораблями паре самолётов Пе-3 было послано ещё 4 истребителя «Томагаук» во главе с командиром 2-го Гвардейского авиаполка Героем Советского Союза подполковником Б.Ф. Сафоновым. В группу командира полка вошли майор А.Н. Кухаренко, капитан П.И. Орлов и старший лейтенант В.П. Покровский.

Четвёрка Сафонова, взлетев в 0 часов 20 минут, взяла курс на остров Кильдин. У острова развернулись на курс 280°. Перелетев Кольский залив, в районе мыса Сеть - Наволок четвёрка «Томагауков» повернула в сторону каравана. Майор А. Н. Кухаренко с последнего этапа маршрута вынужден был вернуться из-за неисправности мотора. При подходе к каравану лётчики увидели, что с высоты 2000 метров 6 Ju-88 бомбят корабли.

Подполковник Б.Ф. Сафонов, пропустив первый Ju-88, атаковал второй, когда тот выходил из пикирования. Старший лейтенант В.П. Покровский атаковал с задней полусферы третий «Юнкерс». Четвёртый Ju-88 при выходе из пикирования зашёл в хвост «Томагауку» Покровского, но сам был в свою очередь атакован капитаном П.И. Орловым.

Немецкие бомбардировщики, атакованные Покровским и Орловым, отвернули влево и со снижением перешли на бреющий полёт. Покровский и Орлов стали их преследовать. Подполковник Сафонов продолжал один вести бой с четырьмя пикировщиками Ju-88.

  

Капитаны В. П. Покровский (слева) и П. И. Орлов. 2-й ГвИАП, 1942 г.

Старший лейтенант Покровский, преследуя «Юнкерс», вёл огонь до полного израсходования боеприпасов. Наконец, самолёт врага горящим факелом упал в воду. Капитан Орлов на высоте 30 метров с дистанции 200 метров выпустил 6 очередей по неприятелю. У «Юнкерса» загорелся левый мотор...

После боя Покровский и Орлов, договорившись по радио, встретились над конвоем, но самолёта командира не обнаружили. Внизу на воде горели обломки двух Ju-88. Израсходовав боезапас и имея очень мало горючего, лётчики возвратились на свой аэродром.

К январю 1943 г. командир звена 2-го Гвардейского Краснознамённого истребительного авиационного полка им. Б.Ф. Сафонова (6-я истребительная авиационная бригада, ВВС Северного флота) гвардии капитан В.П. Покровский совершил 265 боевых вылетов, провёл 30 воздушных боёв, сбил лично 10 и в группе 7 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 г. гвардии капитан Владимир Павлович Покровский был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания Великой Отечественной войны В.П. Покровский окончил Военно-воздушную академию и до 1956 г. служил на командных должностях в ВВС ВМФ.

С октября 1956 г. гвардии полковник В. П. Покровский − в запасе. Жил в Ленинграде.

Владимир Павлович Покровский умер 22 марта 1998 г. в Санкт-Петербурге и был похоронен на Серафимовском кладбище.

В.П. Покровский был награждён медалью «Золотая Медаль» (24.07.1943), орденами Ленина (24.07.1943), Красного Знамени (16.09.1941, 15.02.1942), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (20.04.1953) и медалями, в том числе «За оборону Советского Заполярья».

Бюст В.П. Покровского в числе 53-х лётчиков − североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, был установлен на Аллее Героев − авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года в посёлке Сафоново (ЗАТО город Североморск Мурманской области, автор Э. И. Китайчук).

 

 

Геннадий Дмитриевич Цоколаев

Геннадий Дмитриевич Цоколаев в 1935 г. поступил в Ленинградский институт инженеров водного транспорта. В 1936 году Геннадий Цоколаев был направлен по путёвке комсомола в Ейское военно-морское училище летчиков имени И.В. Сталина. В 1938 г. он окончил училище и был зачислен в состав лётчиков-истребителей морской авиации Балтийского флота.

Этот бой произошёл 14 марта 1942 г. Цоколаев, конечно, отличался и до этого боя, но то, что он сделал 14 марта, во многом раскрывает его характер. На одном из участков Ленинградского фронта не удалось засечь огневые точки, которые мешали нашим пехотинцам. Попросили помощи у лётчиков. Когда Цоколаев привёл в этот район свою шестерку истребителей, противник встретил их полным молчанием. А без стрельбы огневых точек не засечь. И Геннадий Цоколаев решил «расшевелить» врага: снизился и начал бить по земле. Ему противник ответил градом огня. Именно этого и добивался летчик. Выскочив из зоны обстрела, он тут же снова вернулся. Разведка разведкой, а ведь можно и ударить по врагу – четыре раза Цоколаев водил группу в атаку.

В другой раз Цоколаев повёл истребители на уничтожение окружённой группы немцев, засевших на маленьком участке длиной 120 метров и шириной 200 метров. Цоколаев мастерски выполнил задачу, несколькими штурмовыми заходами вся фашистская группа была уничтожена, причём ни один из наших пехотинцев, окруживших врага, не пострадал. Товарищи по Гвардейскому полку называли блестящую технику пилотирования Цоколаева – ювелирной работой.

К апрелю 1942 г. командир эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка (61-я авиационная бригада, ВВС Балтийского флота) гвардии старший лейтенант Г.Д. Цоколаев совершил 309 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил лично 6 и в группе 11 самолётов противника. Всего за годы войны произвёл более 510 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 7 самолетов противника лично и 15 в группе. Более 100 раз штурмовал он войска и технику противника, уничтожил в Балтийском море 10 катеров с экипажами, провёл 82 разведки в глубоком тылу противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 г. гвардии старший лейтенант Цоколаев Г.Д. был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания Великой Отечественной войны Геннадий Дмитриевич Цоколаев продолжал служить в морской авиации. В 1955 году он окончил Центральные лётно-тактические КУОС авиации ВМФ.

В 1958 г. гвардии подполковник Г. Д. Цоколаев был уволен в запас. Работал на заводе в городе Орджоникидзе (ныне город Владикавказ, Северная Осетия). Проживал в Кисловодске и Москве.

13 июля 1976 г. Геннадий Дмитриевич погиб в автомобильной катастрофе и был похоронен в Пантеоне города Владикавказ.

Геннадий Дмитриевич Цоколаев награждён медалью «Золотая Звезда» (1942), орденами Ленина (02.1942, 06.1942), Красного Знамени (1940, 1942), Красной Звезды и медалями, в том числе «За оборону Ленинграда».

Именем Г.Д. Цоколаева названа улица г. Орджоникидзе и установлен бюст. В Мемориальном комплексе Лагерного сада г. Томска на Памятной стеле томичей – Героев Советского Союза представлено имя Г.Д. Цоколаева. Г.Д. Цоколаеву посвящены стенды в музеях городов Владикавказ, Беслан, в селе Ольгинском. Организация РОСТО республики Северная Осетия учредила и проводит ежегодно, накануне Дня воздушного флота, межреспубликанские соревнования по мотокроссу памяти Героя Советского Союза Геннадия Цоколаева.

Управление внеучебной и воспитательной работы

Под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.