Люди

К 75-летию Победы

Макаровцы: война на Балтийском море

Начало Великой Отечественной войны подводная лодка «С-10» встретила под командованием капитана 3 ранга Бакунина Бориса Константиновича (командир с сентября 1939 года) в составе 2-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ в Усть-Двинске. 23 июня подводная лодка вышла в боевой поход для действий в северной части Данцигской бухты. На переходе «С-10» подверглась безрезультатной атаке немецкой субмарины «U-140». (24 июня она выпустила по советской подводной лодке 2 торпеды). 24 июня «С-10» приказано разведать подходы к Пиллау. В ночь на 28 июня с «С-10» пришло сообщение, что она имеет повреждения, не может погружаться и утром будет в Либаве (Лиепае). Поскольку город был уже в руках немцев, то подводная лодка получила приказ следовать в Усть-Двинск. Спустя несколько часов, штаб бригады принял донесение: «Терплю бедствие. Нуждаюсь в немедленной помощи». По характеру работы ключа радиста было решено, что донесение было передано с «С-10». Больше сигналов с лодки не поступало, и в базу она не вернулась. По немецким данным утром 27 июня севернее мыса Брюстерорт находившийся в дозоре сторожевик «V-307» был атакован подводной лодкой. В ответ было сброшено 4 глубинных бомбы, а вскоре к месту боя подошли тральщики, сторожевики, охотники, появление которых, возможно, было принято командиром «С-10» за погоню. Возможно, «С-10» погибла на минах в районе Либавы. К этому времени юго-западнее базы в ночь на 22 июня торпедные катера Кригсмарине (S-Boot) выставили 30 донных неконтактных мин. 22 – 23 июня в этом районе выставил 206 якорных мин тральщик «Фугас» БФ.

Бакунин Борис Константинович

 (20.03.1905 – 27.09.1941)

Окончил: Ленинградский морской техникум (1927 г., штурман дальнего плавания), Ленинградский институт инженеров водного транспорта (1931), Высшие специальные курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания им. Кирова (СККС УОПП) в 1935 г. Капитан 3 ранга.

После окончания Специальных курсов командного состава УОПП Б.К. Бакунин назначается помощником командира подводной лодки «Пикша» (Щ-306) КБФ. В 1936 г. Б.К. Бакунин назначается командиром подводной лодки «Щ-314» КБФ. В последующие годы он командует подводными лодками «Щ-402», «Щ-313», «Щ-402», «К-23», «С-10» 1-й бригады подводных лодок КБФ. Великую Отечественную войну Б.К. Бакунин встретил командиром подводной лодки «С-10» КБФ. 27 сентября 1941 г. капитан 3 ранга Бакунин Б.К. был исключён из списков начальствовавшего состава РККФ, как пропавший без вести.

Вечером 31 октября 1941 г. подводная лодка «С-9» покинула Кронштадт с задачей ведения дозора у острова Эре на подходах к Ханко с целью прикрытия эвакуации базы с последующим действием в Аландском море и Ботническом заливе.

Утром 7 ноября при нахождении на грунте во время шторма подводная лодка ударами о камни повредила лопасти правого винта, вертикальные и горизонтальные рули были заклинены. Через несколько часов при безграмотном всплытии (лодка всплыла кормой к волне в 9-балльный шторм) смыло за борт командира Рогачевского, вахтенного офицера Милованова и сигнальщика Дрохина. Масса воды, попавшая в лодку через открытый рубочный люк, придала подводной лодке отрицательную плавучесть, и она чуть не погибла, провалившись на глубину 56 м. К счастью, люк удалось задраить. Через 10 минут лодка всплыла, но обнаружить смытых волной людей не удалось. В отсутствие командира в командование лодкой вступил его помощник старший лейтенант Дьяков. 9 ноября «С-9» начала возвращение в базу, и 13 ноября благополучно прибыла в Кронштадт.

Рогачевский Сергей Антонович

(30.06.1908 – 29.05.1942)

Образование: Ленинградский морской техникум (1929 г., штурман дальнего плавания), СККС УОПП в 1936 г. Капитан 3 ранга.

После окончания техникума С.А. Рогачевский до 1933 г. плавал 4-м помощником капитана на пароходе «Смольный».

После окончания СККС УОПП С. А. Рогачевский служил помощником командира подводной лодки «Л-1» КБФ. В 1936 г. С.А. Рогачевский назначается командиром подводной лодки «Щ-318» КБФ. В 1938 г. С. А. Рогачевский командует подводной лодкой «Л-2» КБФ. В 1938 г. он был уволен по ст. 43 п. «б». В 1939 г. увольнение было отменено и С.А. Рогачевский назначается командиром подводной лодки «С-9» КБФ. 29 мая 1942 г. капитан 3 ранга Рогачевский С.А. исключён из списков начальствующего состава ВМФ, как погибший в борьбе с германским фашизмом.

13 ноября 1941 года «М-98» под командованием капитан-лейтенанта Беззубикова вышла в боевой поход для действия на коммуникации Таллин − Хельсинки. До меридиана острова Найссар подводная лодка должна была следовать в составе конвоя на Ханко. В ночь на 14 ноября в районе острова Кери караван попал на плотное минное поле. На минах подорвались эсминец «Суровый» и подводная лодка «Л-2».

Около 01.20 «М-98» вышла из состава конвоя, и, взяв курс на северо-запад, погрузилась. Больше её никто не видел и не слышал. В 01.57 на кораблях конвоя в направлении «М-98» были услышаны два сильных взрыва. Вероятно, подводная лодка погибла на мине заграждения D.35 или D.46. Так же не исключена возможность гибели субмарины на плавающей мине в районе Таллина, а так же ошибка личного состава или отказ техники. На «М-98» в её последнем походе было 18 человек.

Беззубиков Иван Иванович

(20.01.1907 – 11.1941)

Образование: Ленинградский морской техникум (1927 г., штурман дальнего плавания), Ленинградского кораблестроительного института (в 1933 г. окончил 2 курс института), Высшие специальные курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания им. Кирова (СККС УОПП) в 1935 г. Капитан-лейтенант.

После окончания СККС УОПП служил помощником командира подводной лодки «Щ-120» ТОФ. В 1937 г. был уволен в запас. В 1940-1941 гг. служил помощником командира подводной лодки «С-10» КБФ. В 1941 г. И. И. Беззубиков назначается командиром подводной лодки «М-98» КБФ. В ноябре 1941 г. капитан-лейтенант Беззубиков И.И. погиб в районе о. Кэри.

24 июня 1941 г. при возвращении с боевого патрулирования подводная лодка «С-7» (командир Лисин С. П.) была атакована двумя торпедными катерами противника. Германское радио сообщало, что «красная субмарина» уничтожена, однако лодка успешно достигла морской базы в Виндаве.

В течение 1941 года заметных боевых успехов корабль не добился, ввиду отсутствия конвоев противника в открытом море вне нейтральных территориальных вод. Зимой 1941-1942 года в условиях блокады Ленинграда команда готовила корабль к кампании 1942 года и, завершив ремонт на 45 дней раньше плана, вышла в море в составе первого эшелона подводных лодок.

Во время боевого похода 29 июня -11 августа 1942 года лодка потопила и повредила 5 транспортов суммарным водоизмещением 11 000 брт, захватив пленных и секретные документы с картами немецких минных полей. Этот поход стал одним из самых результативных походов советской подлодки за все годы войны.

17 октября 1942 года лодка вышла в очередной боевой поход. Через три дня, 20 октября, от лодки было получено сообщение, подтверждающее выход в крейсерство в открытом море. После этого лодка перестала выходить на связь. В декабре 1942 года лодка была исключена из списков кораблей Балтийского флота. Командиру лодки, Сергею Прокофьевичу Лисину, было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1944 году, после выхода Финляндии из войны, из плена вернулись командир лодки Лисин, рулевой-сигнальщик Оленин, комендор Субботин, трюмный старшина Куница. По их словам 21 октября 1942 года шедшая в надводном положении для зарядки аккумуляторов «С-7» была обнаружена радиоразведкой и в 19.30 торпедирована финской субмариной «Весихииси» в Аландском море.

В 1998 году «С-7» была обнаружена группой шведских аквалангистов-любителей вблизи пролива Южный Кваркен в Балтийском море.

Лисин Сергей Прокофьевич

(1909 - 1992)

В 1936 г. окончил ВВМУ им. М.В. Фрунзе. Служил штурманом на подводных лодках СФ и БФ. В числе добровольцев участвовал в национально-революционной войне испанского народа 1936-1939 гг.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 г. Командир подводной лодки «С-7» КБФ капитан 3 ранга Лисин С.П. к сентябрю 1942 г. совершил 4 боевых похода. Лодка потопила 4 транспорта противника и один повредила.

Звание Героя Советского Союза С.П. Лисину присвоено 23 октября 1942 г.

В 1945 г. С. П. Лисин участвовал в боях против Японии. С.П. Лисин был награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды и медалями.

В 1961-1970 гг. кандидат военно-морских наук, доцент, капитан 1 ранга Лисин С. П. – заместитель начальника ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова по военно-морской подготовке, начальник военно-морской кафедры. С 1970 г. капитан 1 ранга С. П. Лисин − в запасе.

1.Условная линия в Финском заливе по меридиану, проходящему от Таллинна до Хельсинки – морской памятник для отдания воинских почестей в память о подводных лодках, погибших в Финском заливе.

22 июня 1941 года подводная лодка «П-2» встретила под командованием капитан-лейтенанта Попова Ивана Петровича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Ораниенбауме. В сентябре 1941 года её решили привлечь в качестве транспортной для снабжения гарнизона Ханко, но после гибели «П-1» решение отменили.

25 октября 1941 года «П-2» вышла в Нарвский залив для артобстрела береговых объектов, но в районе острова Большой Тютерс из-за дополнительного груза снарядов и неправильных действий командира подводной лодки и командира БЧ-5 не смогла удиферентоваться и погрузилась с дифферентом 25-28 градусов на нос. В результате пролива электролита началось выделение хлора, и вышла из строя часть механизмов. При всплытии «П-2» подверглась атаке самолета противника. Сброшенные им две бомбы взорвались в 5 метрах от левого борта субмарины, ранив одного человека. Подводная лодка получила 4 осколочные пробоины в лёгком корпусе у рубки. «П-2» легла на обратный курс. При возвращении корабль подвергся безрезультатному обстрелу береговой артиллерии противника.

В конце декабря 1941 года подводная лодка доставила из Кронштадта в блокадный Ленинград 700 тонн соляра. Несмотря на камуфляжную окраску и движение в позиционном положении «П-2» была обстреляна береговой артиллерией противника из района Петергоф-Стрельна, в результате чего получила 14 пробоин в легком корпусе.

4 апреля 1942 года на стоянке у моста лейтенанта Шмидта в Ленинграде подводная лодка получила лёгкие осколочные повреждения от близких разрывов авиабомб. 1 мая 1942 года «П-2» была поставлена на консервацию. С 28 июля 1942 г. по 9 апреля 1943 г. подводной лодкой командовал капитан-лейтенант Лошкарев Лев Александрович.

28 июля 1944 года лодка выведена из кампании, штат закрыт.

Лошкарев Лев Александрович

(05.03.1907 - ?)

Образование: Ленинградский морской техникум (1930 г, штурман дальнего плавания), СККС УОПП в 1941 г., Академические курсы офицерского состава Военно-морской академии в 1951 г. Капитан 1 ранга.

После окончания техникума по 1940 г. плавал помощником капитана на судах БМП.

После окончания СККС УОПП был назначен помощником командира подводной лодки «П-1» КБФ. Служил помощником командира на подводной лодке «П-3» КБФ. В 1942 г. Л.А. Лошкарев был назначен командиром подводной лодки «П-3» КБФ. До 1947 г. он командовал подводными лодками «Б-2», «Щ-407», «Щ-318» КБФ, подводными лодками «Щ-318», «Н-30» Южного БФ. В 1947 -1950 гг. Л. А. Лошкарев командовал учебным кораблем «Комсомолец». В 1951-1953 гг. Л. А. Лошкарев служил начальником штаба 99-й бригады ОВР Рижской ВМБ 8-го ВМФ. С 1953 г. по 1962 г. Л.А. Лошкарев служил уполномоченным по надводным кораблям Балтийской группы приемки Управления Государственной приемки кораблей ВМС.

В 1962 г. капитан 1 ранга Лошкарев Л. А. был уволен по выслуге лет в запас.

2.Полуостров Ханко.

С 26 октября по 2 декабря 1941 г. Балтийский флот проходил операцию по эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко. В этой операции участвовал и пароход «Майя», капитаном которого был Борис Михайлович Хирхасов (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1931г.). 2 декабря пароход благополучно достиг порта Ханко. Погрузка происходила под непрерывным артиллерийским огнем. Приняв около 800 тонн боеприпасов и продовольствия, а также 3000 бойцов и командиров, в ночь на 3 декабря судно в сопровождении конвоя вышел в Кронштадт. На пути следования конвоя были установлены дополнительные минные банки. Трижды «Майя» подвергалась артиллерийскому обстрелу. В течение 40 минут пароходу пришлось следовать по узкому заминированному фарватеру под огнем фашистских батарей. На рассвете по пароходу открыли артиллерийский огонь четыре вражеские канонерские лодки, но канонерская лодка КБФ «Волга» огнём своих орудий отогнала противника. При подходе к Кронштадту судно опять подверглось обстрелу вражеской 130-миллимитровой батареи. Б. М. Хирхасов, умело маневрируя, вывел судно из зоны попадания тяжелых снарядов. 5 декабря судно прибыло в Кронштадт. В походе особо отличились первый помощник капитана М. Л. Забелло, второй помощник Э. П. Лаан, старший механик М. А. Белик, второй помощник Э. Л. Пылху, второй механик Николай Алексеевич Крылов (выпускник судомеханического отделения Ленинградского морского техникума 1932 г.).

31 октября Военный совет Ленинградского фронта приказал приступить к вывозу в Ленинград, прежде всего боеспособных войск. По расчётам штаба КБФ эвакуацию гарнизона Ханко предполагалось осуществить в течение примерно одной недели. Но вмешались разного рода обстоятельства и только в середине дня 2 декабря с Ханко улетели последние советские восемь истребителей. На переходе морем при эвакуации гарнизона было потеряно 18% эвакуированных. В результате этой операции Ленинградский фронт получил в своё распоряжение 23000 закаленных в боях бойцов и командиров с вооружением, боеприпасами и продовольствием.

В данной операции принимал участие и гису «Азимут». 18 ноября у острова Гогланд была сосредоточена группа тихоходных кораблей в составе сторожевого корабля «Вирсайтис», гидрографического судна «Азимут», тральщиков «Дзержинский», «Менжинский», «Орджоникидзе», «Клюз», «Волнорез». На гису «Азимут» старшим помощником командира служил Герой Советского Союза, выпускник ЛИИВТ 1933 г. военный инженер 3-го ранга Андрей Георгиевич Ефремов. Командиром этой группы был назначен командир 3-го дивизиона тральщиков капитан 3 ранга Белов Д. М. Группа начала движение в 14 часов 19 ноября и через 22 часа прибыл на Ханко. Корабли приняли на борт 2060 человек из состава гарнизона. На гису «Азимут» было принято 288 человек.

Отряд в кильватерном строю вышел в 16 часов 21 ноября. В голове колонны шёл «Вирсайтис» с командиром группы, за ним гису «Азимут», транспорт «Вахур», тральщики «Клюз», «Волнорез», «Менжинский», «Орджоникидзе», «Дзержинский». В 4 часа утра 22 ноября подорвался и затонул тральщик «Менжинский». Общее число погибших было 290 человек.

В 5 часов 45 минут 22 ноября в двух – трёх милях юго-западнее банки Калбодагрунд гису «Азимут» подорвался на мине и затонул со всем экипажем и перевозимой воинской частью.

Продолжение следует под рубрикой «75. Победа. Уникальные судьбы макаровцев».

 

Управление внеучебной и воспитательной работы

Под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.