Люди
120 лет со дня рождения Героя Советского Союза,
капитана дальнего плавания Ивана Афанасьева
Иван Иванович Афанасьев родился 20 (по новому стилю) января 1901 года в деревне Устье (ныне входит в состав города Сосновый Бор Ленинградской области) в семье рабочего. После исполнения восьми лет он пошел в сельскую школу в деревне Устье и в 1914 г. окончил шесть классов. После школы начал работать на стекольном заводе «Калище» учеником токаря. В 1916 г. Иван Афанасьев пошел на работу на Франко-Русский завод в Петрограде, где работал токарем до закрытия завода (1918 г.). В 1918 г. он перешел на работу в Петроградское пароходство матросом, а в зимнее время стал учиться на профессиональных курсах водного транспорта (Соединенные училища дальнего плавания и судовых механиков торгового флота) в Петрограде.
В 1921 г. Иван Афанасьев окончил судоводительское отделение Петроградского техникума водных путей сообщения и получил звание «штурман дальнего плавания». С 1921 г. он служил помощником капитана на судах Ленинградского торгового порта: «Красный Флот», «Рошаль», «Комсомолец», «Герцен», «Урсус». С 1928 г. служил старшим помощником капитана на судах БГМП: пароход «Герцен», теплоход «А. Жданов». В 1931 г. Иван Иванович Афанасьев становится капитаном пароходов БГМП «Юман» и «Ладога».
В 1940 г. Иван Иванович Афанасьев был назначен капитаном лесовоза «Старый большевик». «Старый большевик» был построен в 1933 году на Северной верфи в Ленинграде и относился к разряду крупнотоннажных лесовозов. Проект оказался настолько удачным, что в течение пяти лет — с 1930 по 1935 годы — построили очень крупную серию из 15 судов. Поскольку основным районом плавания для больших лесовозов были определены северные моря, то они получили усиленный корпус и ледовые подкрепления. С началом Великой Отечественной войны эти лесовозы стали использоваться для военных перевозок. Чтобы обеспечить защиту теплохода «Старый большевик» от атак вражеской авиации, на нем смонтировали два зенитных орудия и несколько зенитных пулеметов — и лесовоз превратился в транспорт.
Транспорт «Старый большевик» участвовал в перевозке грузов в составе Полярных конвоев. Всего он принял участие в пяти конвоях (QP-1, PQ-8, QP-7, PQ-16, QP-13).
В конце марта 1942 г. «Старый большевик» пришел в Нью-Йорк, где на его борт погрузили свыше 4000 т снарядов и взрывчатки, а также полтора десятка самолетов. В начале мая судно вышло в открытое море и взяло курс на Рейкьявик (Исландия), где в то время формировалось большинство Полярных конвоев. Поздним вечером 19 мая 1942 г. сформированный караван PQ-16 взял курс на Мурманск. В его составе шли 35 грузовых судов под прикрытием 17 эскортных кораблей, а также сопровождавших караван до острова Медвежий четырех крейсеров и трех эсминцев. Первые пять дней пути прошли спокойно: гитлеровские самолеты или подводные лодки не добирались до каравана. Утром 25 мая, когда конвой достиг острова Ян-Майен, его атаковали два десятка немецких бомбардировщиков и торпедоносцев. И начался ад. Атаки следовали одна за другой, а короткие майские ночи не приносили судам и кораблям конвоя большого облегчения. Самым тяжелым для PQ-16 стал день 27 мая — тот самый, который навсегда изменил судьбу «Старого большевика» и его экипажа.
Волею судеб советский транспорт оказался в хвосте ордера, и потому подвергался особенно яростным атакам немецких самолетов. До поры до времени от крупных неприятностей его спасал плотный огонь собственных зенитных орудий и пулеметов, а также очень активное и точное маневрирование. Судно буквально уворачивалось от пикировавших на него «Юнкерсов», и главная заслуга в этом принадлежала его капитану — моряку с 20-летним стажем, опытному северному мореходу Ивану Афанасьеву, и рулевому — бывшему военному моряку-балтийцу Борису Аказенку. Именно стараниями рулевого «Старый большевик» трижды сумел увернуться от близких торпед, сброшенных торпедоносцами врага.
Однако как ни маневрировал транспорт, как ни ставили огневой заслон на пути атакующих самолетов его зенитчики, одна из 47 воздушных атак закончилась успехом гитлеровцев. Одновременно «Старый большевик» атаковали девять вражеских самолетов, и одному из них удалось попасть прямо в полубак судна, непосредственно перед настройкой. Взрывом был убит расчет переднего зенитного орудия, а само оно разбито; взрывной волной задело и капитанский мостик, контузив Ивана Ивановича Афанасьева. Но самое страшное, что эта же бомба вызвала пожар в трюме, где располагался груз боеприпасов. Чтобы не допустить немедленного взрыва, Борис Аказенок и первый помощник капитана по политчасти Константин Петровский выстроили людской конвейер, по которому снаряды вручную переправили из горящего трюма в безопасное место. Заметив, что на «Старом большевике» разгорается пожар, и хорошо представляя себе, какой именно груз находится у него на борту, командование конвоя PQ-16 предложило советским морякам покинуть судно. К «Старому большевику» подошел английский эсминец, чтобы забрать экипаж русского транспорта, а затем потопить пароход: такой была обычная практика конвоев. Но экипаж «Старого большевика» на это предложение ответил одной фразой: «Мы не собираемся хоронить судно». И тогда конвой, огрызаясь на продолжающиеся атаки самолетов, пошел дальше, а горящий транспорт остался один на один с холодным морем и обжигающим пламенем. Восемь часов экипаж «Старого большевика» боролся за спасение своего корабля — и в конце концов победил! Пожар удалось погасить, на пробоины поставили пластырь, и транспорт двинулся вдогонку за конвоем. Он нагнал его на следующий день, когда его возвращения уже никто не ожидал. Увидев, как израненный, с пробоиной в борту, фактически снесенной трубой и обгоревшей палубой лесовоз подходит к ордеру и занимает свое место в нем, командир конвоя приказал поднять на леерах флагманского корабля охранения сигнал «Сделано хорошо». На скупом на эмоции языке морских сигналов это означает восхищение действиями экипажа корабля, которому адресована эта фраза.
Вечером 30 мая, когда основная часть конвоя PQ-16 вошла в Кольский залив, дымивший изуродованной трубой «Старый большевик» встретил артиллерийский салют стоявших на рейде кораблей. Старший офицер эскорта передал командованию флотом следующую телеграмму: «Разрешите передать вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями вашего теплохода «Старый большевик». Так могли поступить только русские». А вскоре в адрес командования советского ВМФ пришла новая телеграмма — из британского Адмиралтейства: «От имени Королевского военно-морского флота хочется поздравить ваши суда по поводу прекрасной дисциплины, храбрости и решимости, проявленных во время боя в течение шести дней. Поведение команды «Старого большевика» было великолепным». Из состава конвоя PQ-16 немцами было потоплено семь транспортов; один транспорт и один траулер возвратились в Исландию. Транспорты конвоя PQ-16 доставили в СССР 321 танк, 124 самолета, 2507 автомобилей и другие нужные для фронта грузы.
Иван Иванович Афанасьев был представлен к высшей награде Англии – 12 января 1943 г. он был награжден орденом «Золотой Крест Виктории» и назначен почетным офицером Королевского Флота Великобритании. В его адрес поступила телеграмма: «Король Великобритании поздравляет Ивана Ивановича Афанасьева, капитана теплохода «Старый Большевик» морского флота СССР, в связи с тем, что мы сочли Вас достойным именовать и назначить почетным офицером нашего высшего ордена Британской Империи».
Советских моряков-героев чествовали в Соединенных Штатах Америки, куда их пригласили в сентябре 1942 года. Крупнейшие нью-йоркские газеты помещали на своих страницах портреты Героев Советского Союза, рассказывали о подвигах членов экипажа теплохода «Старый Большевик». В честь посланцев Советского Союза устраивались торжественные приемы, на которых И.И. Афанасьев выражал благодарность американскому народу от имени советских людей за предоставленную помощь в борьбе с общим врагом - фашизмом и обращался к правительству Америки с просьбой ускорить открытие второго фронта.
В Советском Союзе подвиг экипажа «Старого большевика» оценили не менее высоко. За мужество и героизм, проявленные при выполнении служебного долга, Ивану Ивановичу Афанасьеву 28 июня 1942 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 798).
Звание Героя Советского Союза было присвоено также помполиту Константину Петровскому и рулевому Борису Аказенку. Орденами и медалями наградили и всех остальных членов экипажа — как живых, так и погибших (после сражения в море похоронили четверых моряков).
Сам «Старый большевик» тоже был награжден — орденом Ленина: его изображение с тех пор украшало флаг судна. С этим орденоносным флагом теплоход в июне 1942 года в составе очередного конвоя ушел в Англию, откуда перешел на Тихий океан и до ноября 1945 года, действуя в составе Дальневосточного морского пароходства, продолжал заниматься доставкой военных грузов из США.
В 1946 г. Иван Иванович Афанасьев стал капитаном теплохода «Маршал Говоров» БМП. В 1950 г. теплоход получил задание провести буксировку важного многотоннажного объекта из Балтийского моря на Дальний Восток. Аналогичная буксировка, как правило, проводилась ранее в две навигации (из Балтики на Черное море и с Черного моря на Дальний Восток). Перед экипажем теплохода встала задача провести буксировку в одну навигацию. Тщательно продумав время выхода из Балтики, экипаж успешно и впервые в истории мореплавания за одну навигацию в невиданно короткий срок выполнил буксировку.
В сентябре 1952 г., после посещения родных в деревне Устье, Иван Иванович Афанасьев направился на «Маршале Говорове» в рейс в Китай. 8 октября при подходе к Таллину капитан теплохода «Маршал Говоров», находясь на капитанском мостике, скончался. Так закончилась жизнь нашего земляка – прославленного капитана Иван Ивановича Афанасьева.
Иван Иванович Афанасьев был похоронен в Ленинграде на Серафимовском кладбище.
Иван Иванович Афанасьев был награжден медалью «Золотая Звезда» (1942), орденами Ленина (1942, 1952), Красного Знамени (1942), Трудового Красного Знамени (1945) и медалями, в том числе «За победу над Японией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Иван Иванович был награжден орденом «Золотой Крест Виктории» и назначен почетным офицером Королевского Флота Великобритании.
Имя Ивана Ивановича Афанасьева носит улица в городе Сосновый Бор Ленинградской области, в 2010 г. на одном из домов по улице Афанасьева была установлена мемориальная доска в память об Иване Ивановиче. Имя Ивана Ивановича Афанасьева носила школа-интернат № 60 в Ленинграде (Санкт-Петербурге), спасательное судно-буксир Мурманского морского пароходства. В 2003 г. решением Собрания представителей Афанасьев Иван Иванович был занесен в Книгу Славы города Сосновый Бор (посмертно).
Центр патриотического образования