Наука
Дискуссии на Конгрессе молодых учёных касались проектов в области опережающего научно-технического развития
Второй день Конгресса молодых учёных выдался насыщенным не менее первого. Утренняя часть деловой программы касалась наиболее актуальных реализуемых проектов в области опережающего научно-технического развития Российской Федерации.
Дискуссия «Развитие кадрового управленческого резерва в области науки и образования как инструмент для решения основных вызовов общества» под руководством помощника президента России Андрея Фурсенко подвела промежуточные итоги формирования кадрового резерва будущих управленцев в научной сфере. Участники очертили возникающие перед молодыми учёными трудности и пути решения: важна первичная помощь и продвижение первых проектов. Необходимо с одной стороны наличие собственного научного опыта, с другой стороны - желание двигаться вперёд и вести за собой крупные трудовые коллективы, понимать всю ответственность при принятии кадровых решений. Новые глобальные вызовы требуют от России перестройки многих областей знаний и подходов по управлению ими, нужны драйверы роста. Коллегиальное обсуждение открыло новый мощный импульс программе формирования кадрового резерва, прозвучали предложения по ее развитию, привлечению в программу новых учёных.
Проректор по образовательной деятельности ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Соколов и начальник отдела научно-технической информации и интеллектуальной собственности Артём Буцанец участвовали также в оживленной дискуссии вокруг понятия «научный результат» в рамках секции «Экспертиза и оценка научной деятельности». Совместно с коллегами обсудили политику работы экспертной системы Российского научного фонда и рассмотрели основные аспекты оформления и подачи заявок на грантовую поддержку при проведении научно-исследовательских работ в интересах отрасли.
Дневная дискуссия «Интеллектуальные конкурсы и соревнования как инструмент привлечения талантов в науку» определила сюжетные линии процесса самоопределения юных учёных, который начинается на школьной скамье и продолжается в профессиональной деятельности в научных коллективах, на производстве. Существующая система олимпиад, интеллектуальных конкурсов, соревнований не в полной мере отвечает требованиям времени, позволяя частично выявлять юные таланты, в то же время не в полной мере позволяет сопровождать их в дальнейшем, концентрируясь только на самых лучших, упуская концепцию «наука - в массы».
Спикеры отметили, что результаты конкурсов и соревнований необходимо учитывать наравне с результатами олимпиад, поддерживая школьников при поступлении в вузы. Важно не только идти по пути выявления направленных на научную деятельность детей, но и проводить такую работу с профориентационным акцентом. Здесь ярким примером служит Единая отраслевая мультипредметная Морская олимпиада, проводимая под руководством Росморречфлота вузами: ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, ВГУВТ, СГУВТ, МГУ имени адмирала Г.И. Невельского.
Участники дискуссии подчеркнули, что за последние годы в работе по выявлению талантливой молодёжи сделан прорыв, но ее нужно систематически развивать, расширяя вовлечённость регионовв данное направление деятельности.
Во второй половине дня состоялась ожидаемая многими яркая научно-популярная лекция президента Российской академии наук академика Геннадия Красникова на тему «Микроэлектронные и квантовые технологии: состояние и перспективы развития». Она стала одним из ключевых мероприятий Конгресса. На лекции слушатели смогли взглянуть «за горизонт событий» в области микроэлектроники и развития квантовой науки. Вопросы, заданные академику, коснулись как рассматриваемой научной области, так и развития отечественной промышленности и экономики.
Вечернее обсуждение приоритетов мирового научно-технического развития до 2030 года проходило в международном коллективе: своим мнением поделились учёные из России, Армении, Республики Беларусь, Азербайджана, Узбекистана, Республики Кыргызстан. Исследования в экологии, биомедицине, радиоэлектронике и многих других областях, синхротронные исследования, социально-гуманитарное партнёрство проводятся совместными научными коллективами упомянутых стран. По итогам дискуссии молодые учёные договорились о продолжении научной кооперации.