События

Исполняется 65 лет со дня спуска на воду атомохода «Ленин»

Освоение Арктики, создание регулярно действующей национальной транспортной магистрали, Северного морского пути, – такие задачи стояли перед Советским Союзом и стоят сегодня современной Россией. Необходимость мощного ледокола для форсирования тяжелых льдов в Арктике продиктовала сама жизнь. Небольшая мощность энергетической установки неатомных ледоколов (10000 – 12000 л.с.) не позволяла судам форсировать льды ранней весной и поздней осенью, в условиях сильного сжатия и низких температур. Кроме этого, неатомные ледоколы постоянно требовали бункеровки, что в условиях Арктики было непростым делом. Поэтому неслучайно внедрение атомной энергетики на морском флоте СССР было начато с ледоколов.

Организаторами создания атомного ледокола «Ленин» были министр судостроительной промышленности В.А Малышев, заместитель министра судостроительной промышленности А.М. Фокин, заместитель министра морского флота СССР А.С. Колесниченко, начальники Главсевморпути В.Ф. Бурханов и А.А. Афанасьев. Коллектив разработчиков отечественной ядерной энергетической установки работал под руководством академиков И.В. Курчатова и А.П. Александрова. Главным конструктором первого атомного ледокола «Ленин» был В.И. Неганов, а реактор строился под руководством доктора технических наук, профессора И.И. Африкантова.

Академик А.П. Александров


Академик И.В. Курчатов


А.М. Фокин

А.С. Колесниченко

В 1954 г. в ЦКБ «Айсберг» в условиях строгой секретности началось проектирование атомного ледокола «Ленин» (проект 92).

В.Ф. Бурханов


А.А. Афанасьев


В.И. Неганов

 

И.И. Африкантов

 

24 августа 1956 г. на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде началась постройка первого атомного ледокола «Ленин». В его строительстве участвовали около 500 предприятий СССР.

5 декабря 1957 г. на Адмиралтейском заводе состоялся торжественный спуск на воду первого атомного ледокола «Ленин». Начались достроечные работы на плаву. 3 декабря 1959 г. атомный ледокол «Ленин» вошел в строй и был передан в опытную эксплуатацию Мурманскому морскому пароходству.

Атомный ледокол «Ленин» имеет следующие характеристики:

  • Длина наибольшая – 134 м.
  • Ширина наибольшая – 27,6 м.
  • Высота борта – 16,1 м.
  • Водоизмещение полное – 17810 т.
  • Тип главной установки – атомная турбоэлектрическая.
  • Мощность главной установки – 44000 л.с.
  • Максимальная скорость хода на чистой воде – 19,6 уз.

Приказом министра морского флота СССР от 1 июля 1957 г. Ленинградскому высшему инженерному морскому училищу имени адмирала С.О. Макарова поручили подготовить инженерный состав для экипажа строящегося на Адмиралтейском заводе атомного ледокола «Ленин». Ответственным за организацию курсов и проведение подготовки был назначен ассистент кафедры «Судовые комплексные установки и двигатели внутреннего сгорания» кандидат технических наук В.А. Кузнецов.

Так начиналась атомная эра ледоколов в нашей стране.

 

Центр патриотического воспитания управления внеучебной и воспитательной работы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.