Люди
80 лет назад создан институт воспитанников-юнг
Приказ НКМФ № 300 от 16.10.1942 г. «О введении на судах Наркомморфлота института воспитанников-юнг»
16 октября 1942 года народный комиссар Морского флота Петр Ширшов подписал приказ № 300 «О введении на судах Наркомморфлота института воспитанников-юнг». В нем говорилось: «в целях воспитания и подготовки квалифицированных кадров моряков... ввести на судах Наркомморфлота институт воспитанников-юнг... Начальникам пароходств приступить к организации в подходящем месте стационара для воспитанников-юнг на время обучения на берегу…». В соответствии с этим приказом на суда торгового флота стало возможным принимать ребят возрастом от 12 лет. Во всех пароходствах страны стали создавать школы юнг.
Больше всего информации можно относительно легко найти про школу юнг торгового флота при Дальневосточном государственном морском пароходстве.
О школе юнг Северного государственного морского пароходства отлично написал Геннадий Попов в книге «Беломорские юнги». Очень немного информации удалось найти по Ленинградской школе юнг Балтийского государственного морского пароходства.
Пароход «Карелия» СГМП
В соответствии с приказом в Архангельске при Северном морском пароходстве была создана Архангельская школа юнг. Первоначально ее разместили на пароходе «Карелия», немного позже - в помещениях Архангельского морского техникума. Начальником школы был назначен капитан дальнего плавания Г.В. Беркуль, имевший большой опыт плавания. Первый набор состоял из 31 подростка, почти все они поступили из детприемников НКВД. 13 января 1943 г. Школа юнг при СГМП начала занятия. Программа предусматривала подготовку дублеров матросов палубной и машинной команд. Общеобразовательные дисциплины вели преподаватели Морского техникума. Летом 1943 г. Школе юнг было выделено одно из зданий порта. Его помещения в короткие сроки отремонтировали моряки с судов и прибывшие с плавательной практики юнги.
Осенью 1943 г. был объявлен новый набор в Школу юнг, в комиссию при пароходстве было подано 320 заявлений. Многие приехали из дальних мест. После тщательного отбора было принято 189 детей — «исключительно из семей погибших моряков, фронтовиков, сирот и многосемейных». К этому времени не удалось решить вопрос о форменной одежде. Трудно было с продовольствием. Руководство пароходства добивалось, чтобы в зимнюю учебу юнги получали завтрак, обед, ужин и вечерний чай с добавлением продуктов из подсобного хозяйства. Трудности встречались на каждом шагу. Почти не было бумаги и карандашей — приходилось писать на чем попало. И все же ребята учились! Благодаря энергичной помощи пароходства, а также повседневным хлопотам небольшого преподавательского коллектива многие возникавшие трудности устранялись, и жизнь в школе по меркам военного времени становилась вполне сносной.
Геннадий Павлович Попов пишет: «...Все юнги обмундировываются сейчас в теплую одежду: ватированные костюмы, валенки, шапки, рукавицы. Одновременно заказаны в пошивку парадные костюмы: брюки, фланелевки, бушлаты, бескозырки и ленточки с надписью «Школа юнг СГМП», рабочие костюмы из легкой ткани и белье». В конце декабря 1943 г. газета «Моряк Севера» посвятила юнгам целую полосу под заголовком «Будущие мореплаватели». Так подводились первые итоги работы школы: «Прошло около года. За это время юнги побывали в море на практике, познакомились с судовой жизнью, ее суровой действительностью, с жизнью и работой моряка, полной опасности, мужества и отваги. А познакомившись с нею — полюбили ее».
Весной 1944 г. юнги первого набора были направлены на суда на штатные должности в машинную и палубную команды. А летом для прохождения практики прибыли все юнги осеннего набора. Часть из них попала на мелкие буксиры, шаланды, катера. Вместе с экипажами юнги подвергались смертельной опасности при плавании в конвоях, в каботажных рейсах. Наравне со взрослыми они «часто использовались в боевых расчетах у орудий и пулеметов, постах наблюдения и на общих судовых работах — как дублеры матросов и машинистов». Плавание в пределах Белого моря тоже было опасным. На пароходе «Селенга» проходили практику юнги П. Павлов, Ю. Будиев, К. Трусо, X. Гареев, А. Бронников, В. Ильин; на пароходе «Карелия» — В. Потапкин, Б. Гаврилов, Б. Третьяков, В. Грибанов; на пароходе «Рошаль» — А. Семенов, Р. Гафитуллин, В. Ипполитов, В. Петерсон, Б. Парников, В. Слезнев, Н. Иванов, К. Алексеев, Л. Васильев, Н. Богданов.
Выпускник Архангельской школы юнг СГМП, выпускник АМУ, ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова Ю.А. Будиев | Выпускник Архангельской школы юнг СГМП, выпускник АМУ, ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова Н.И. Куроптев |
С.О. Макарова Н.И. Куроптев Ленинградская школа юнг Балтийского государственного морского пароходства была открыта в Ленинграде в 1943 г. – требовалось пополнение торгового флота новыми кадрами. В.И. Соболев в своей книге «Ветер Балтики» пишет: «Когда об открытии школы сообщило Ленинградское радио, в отдел кадров пришли 300 подростков. Медицинская и кадровая комиссия отобрали самых здоровых ребят. Их направили на пароход «Отто Шмидт», а затем перевели в здание речного техникума на Васильевском острове (10 линия, д. 19, Особняк С. Сиверс). Здесь капитаны В.М. Миронов и М.В. Дятлов обучали будущих моряков. Через три месяца пароходство получило 70 молодых матросов и кочегаров».
На основании распоряжения ГКО № 9883 от 19.08.1945 г. «О создании мореходного училища на базе Ленинградской школы юнг», приказом НКМФ СССР от 12.09.1945 года № 390 было организовано Ленинградское мореходное училище.
Особняк С. Сиверс (10 линия Васильевского острова, д. 19). Наши дни
В соответствии с приказом № 300 Наркома морского флота от 1942 г. помимо создания стационарных школ юнг при пароходствах на судах создавался институт юнг непосредственно на судах. Положение рекомендовало направлять на судно воспитанников-юнг от двух до пяти человек «в зависимости от размера судна». Капитан и его помощник по политической части несли персональную ответственность за состояние работы с юнгами и их воспитание. Однако на некоторых крупных судах, в частности на ледоколах, плавало до 20 и более подростков. Так, в экипаже ледокола «Ленин» осенью 1944 г. было 24 ученика-юнги. Пятеро из них самостоятельно работали кочегарами второго класса, один — матросом второго класса.
Школы юнг НКМФ (ММФ) СССР просуществовали до 1948 года и внесли свою лепту в дело подготовки кадров рядового плавсостава для морского транспортного (торгового) флота: матросов 1 класса, машинистов 1 класса, мотористов 1 класса.
Центр патриотического воспитания управления внеучебной и воспитательной работы