События

Петербург отметил годовщину Таллинского прорыва

27 августа в Санкт-Петербурге и Кронштадте состоялись мероприятия, посвященные 81-й годовщине Таллинского прорыва кораблей и вспомогательных судов Краснознаменного Балтийского флота в Кронштадт и Ленинград. Мероприятие организовало и реализовало некоммерческое партнерство «Память Таллинского прорыва» при поддержке Совета ветеранов Военно-морского флота, командования Ленинградской ВМб, администрации Кронштадта, Комитета по молодежной политике при Правительстве Санкт-Петербурга, потомков участников Таллинского прорыва.

У памятника «Портовикам и морякам Балтийского морского пароходства и Ленинградского порта, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» у въезда в порт на Межевом канале, д.5 прошел митинг с возложением цветов. В мероприятии приняли участие и выступили внучка поэта-мариниста Юрия Инге Мария Инге-Вечтомова - генеральный директор некоммерческого партнерства «Память Таллинского прорыва», от Совета ветеранов ВМФ выступил контр-адмирал Кирилл Туллин, от Комитета по молодежной политике - советник председателя Комитета Денис Куликов, правнучка Петра Рыбкина, сподвижника Александра Попова, Евгения Рыбкина.

В мероприятии участвовали курсанты факультета Навигации и связи Института «Морская академия» и сотрудники университета. От ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова к памятнику были возложены цветы.

Справка:

События в августе 1941 года развивались стремительно, и вскоре немецко-фашистские войска стояли у стен Таллина – главной военно-морской базы Краснознаменного Балтийского флота, где базировались корабли и главный штаб флота во главе с командующим Балтийского флота Владимиром Трибуцем. Остро встал вопрос эвакуации защитников Таллина и гражданского населения города, сохранения боевых кораблей. Прорыв флота предполагалось совершить в следующем порядке: отряд главных сил, отряд прикрытия, арьергард, четыре конвоя. Отряду главных сил ставилась задача прикрытия первого и второго конвоев от мыса Юминда до острова Гогланд. Отряду прикрытия - защищать второй и третий конвои от острова Кери до острова Вайндло. Арьергарду - прикрывать с тыла третий и четвёртый конвои.

В составе четырёх конвоев находились 107 кораблей (45 судов и 62 корабля охранения), ещё 51 корабль и судно, участвующие в переходе, официально ни в один конвой включены не были. По ходу операции корабли могли перемещаться из одного конвоя в другой - как по приказу, так и несанкционированно. Всего из Таллина в поход 28 августа 1941 года вышли 225 кораблей и судов (в том числе 151 военный корабль, 54 вспомогательных судна, 20 транспортов). До Кронштадта дошли 163 из них (132 военных корабля, 29 вспомогательных судов, 2 транспорта).

Потери в боевых кораблях во время Таллинского перехода составили 19 единиц, потери транспортов и вспомогательных судов - 43 единицы, из общего количества в 62 единицы боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов причины гибели были следующие:

- погибли на минах – 31, из них: 15 боевых кораблей и 16 транспортов и вспомогательных судов;

- авиация врага потопила 19 транспортов и вспомогательных судов;

- уничтожен береговой артиллерией один боевой корабль;

- потоплено торпедой вражеского катера одно судно;

- авария (столкновение с другим кораблем при уклонении от бомб) - 5, из них 1 боевой корабль и 4 судна;

- причина гибели 2 кораблей и 1 судна неизвестна.

Корабли главных сил стали прибывать в Кронштадт с 17:20 часов 29 августа, до конца дня туда дошли 24 корабля и судна, в тот же день в базу на остров Гогланд прибыли 16 небольших судов и катеров. 29 августа погибло наибольшее количество эвакуированных бойцов и гражданских лиц. Вместе с тем героическими действиями экипажей остальных кораблей и судов под огнём вражеской авиации были спасены в море свыше 9300 человек, ещё свыше 6100 человек сошли на остров Гогланд с подошедших к нему горящих или прибуксированных повреждённых кораблей. Для спасения людей в море высылались корабли из Кронштадта, с островов Гогланда и Лавенсаари, на их счету - тысячи спасённых жизней.

И все же несмотря на героические действия экипажей кораблей и вспомогательных судов пройти маршрут перехода из Таллина в Ленинград без потерь через выставленные минные поля, сети, при постоянном налете немецкой авиации на слабо вооруженные зенитными средствами суда было практически невозможно. Ближайшие аэродромы, с которых немецкие самолеты бомбили корабли и суда, находились всего в 100 километрах он района перехода. Количество погибших бойцов Красной армии и гражданских лиц за период перехода в разных источниках немного разняться, но это около 15000 человек.

Большинство кораблей Балтийского флота прибыли в Кронштадт и приняли участие в обороне Ленинграда, поддержке сухопутных частей огнём с моря в период блокады Ленинграда.

Больше фото

Центр патриотического воспитания управления внеучебной и воспитательной работы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.