Поздравления
На нашем сайте мы продолжаем размещать материалы под рубрикой, посвященной заслуженным работникам нашего университета – «Слава Макаровки». Жизнь и деятельность этих людей – пример для новых поколений курсантов и студентов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Приглашаем преподавателей, сотрудников Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова присылать материалы для публикации под этой рубрикой. В них вы можете написать о вашей профессии, о ваших выдающихся коллегах, вашей жизни в стенах родного вуза, увлечениях, обо всём, что считаете интересным.
Материалы просьба присылать по электронному адресу: kovalskayaai@gumrf.ru
С юбилеем, Виктор Николаевич!
Сначала – большая цитата.
«Антонов Виктор Николаевич.
Капитан-наставник учебного парусного судна «Мир» Санкт-Петербургского государственного университета морского и речного флота имени адмирала
С.О. Макарова.
Родился 22 июля 1937 года в Ленинграде. Окончил ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика В.И. Образцова (1959), Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С.О. Макарова (1967) по специальности инженер-судоводитель.
Работал старшим инженером на Октябрьской железной дороге, диспетчером Ленинградского морского порта. С 1962 года – матрос, помощник капитана, капитан учебных судов, с 1987 года – капитан парусника «Мир», который носит неофициальный статус самого быстроходного парусника мира за победы на трансатлантической регате «Колумбус-500» (1992) и регатах «Катти Сарк».
Заслуженный работник транспорта РФ, Почетный работник Морского флота.
Награжден медалями «Ветеран труда» и «300 лет Российскому Флоту».
Женат, имеет дочь»
(Ю.И. Светлов, В.Б. Угрюмов «Кто есть кто в Санкт-Петербурге», выпуск 20, Издательский дом «Кто есть кто в Санкт-Петербурге», Санкт-Петербург, 2019 г.)
«Мир» - это самый быстроходный парусник… Эти слова часто произносятся и об этом много написано. Но «Мир» ничем принципиально не отличается ни от своего прототипа – польского «Дар Млодзежи», ни от четырех аналогичных парусников, построенных в Польше по заказу Советского Союза. Самым быстроходным сделали «Мир» всего несколько человек. Сегодня исполняется 85 лет главному из них – первому капитану парусника «Мир» - Виктору Николаевичу Антонову.
Для того, чтобы суметь это сделать, будущий знаменитый парусный капитан
В.Н Антонов прошел большую школу управления парусными судами. Началось с детских и юношеских увлечений парусным спортом. А потом пришло понимание, что море и парус - это его призвание и, как следствие, резкое изменение сферы деятельности и, наряду с обучением в «Макаровке», прохождение парусных «университетов». Вначале – матросом и помощником капитана баркентины «Сириус» под руководством легендарного капитана Чечулина Александра Анатольевича. В 1963 году курсантом 1 курса ЛВИМУ я проходил трехмесячную практику на учебном судне «Сириус» и у меня навсегда отложилась в памяти атмосфера постоянных неофициальных гонок, если не со шхуной «Кодор», то с временем и пространством. А.А. Чечулин не только не любил, но и терпеть не мог «ленивого плавания».
Потом – параллельно с работой на учебно- производственных судах - в яхт-клубе Балтийского морского пароходства.
В 1978 г. советские яхтсмены впервые участвовали в гонках «Операции Парус», после которых экипаж ленинградской яхты «Рица» (капитан А. Чечулин) вернулся в свой яхт-клуб с серебряной медалью, завоеванной в борьбе с сильными зарубежными соперниками. В экипаже яхты «Рица»1978 года мы видим будущих создателей славы парусника «Мир» - Виктора Николаевича Антонова и Вячеслава Васильевича Бурлакова. Вместе с ними в экипаже яхты был и курсант ЛВИМУ Сергей Валентинович Тимошков, позднее сменивший В.Н. Антонова на посту капитана учебного судна «Мир». По результатам этой регаты все члены экипажа выполнили нормы мастеров спорта международного класса. В 1980 году яхта «Рица» (капитан В.Н. Антонов) заняла первое место.
С самой приемки «Мира» мастер спорта международного класса капитан В.Н. Антонов занимался выработкой особого стиля управления судном, наиболее выгодным именно для этого судна с его корпусом и его парусным вооружением. Самую активную помощь в этом ему оказывал друг и соратник, мастер спорта международного класса электрорадионавигатор В.В. Бурлаков. Вот он – «секрет» быстроходности «Мира».
До сих пор с восторгом вспоминаю исполнительную прокладку на переходе Фальмут – Травемюнде регаты «Катти Сарк» 1989 года. Сначала – идеально синхронизировнные с направлением и скоростью приливо-отливного течения галсы, а потом – уловленный ночной бриз с побережья Германии и - одним галсом, по самому краешку безопасной изобаты подъем на север в то время как все остальные парусники ушли в длиннющий галс в Северное море. На подходе к Скагену «Мир» выигрывал уже не часы, а сутки. Быстроходными парусники не делаются сами по себе – их такими делают капитаны!
И не зря В.Н. Антонов всегда пользовался безмерным уважением как со стороны организаторов регат, так и, самое главное, со стороны капитанов больших парусных судов (а таких капитанов в мире всего десятки). Я не говорю о капитанах и яхтсменах крейсерских яхт, для которых, по-моему, капитаны Tall Ships – небожители.
Но В.Н. Антонов был не только капитаном, а позднее капитаном-наставником парусника «Мир». Он многие годы командовал нашими учебно–производственными судами. Я знаю таких, по крайней мере, два – «Профессор Хлюстин» и «Профессор Ухов» (возможно, были и другие). И это – другая, отличная от командования парусным судном, работа. Мне доводилось выходить в рейс старшим помощником капитана В.Н. Антонова На мой взгляд, стиль его командования наиболее комфортный для подчиненных – полное доверие, но при этом ненавязчивый контроль и владение ситуацией. Это – Капитан (с большой буквы).
Кроме того, долгие года В.Н. Антонов был доцентом кафедры Навигации и, я думаю, многие выпускники «макаровки» с благодарностью вспоминают его и его уроки.
Сегодня Виктору Николаевичу – 85. С юбилеем! Здоровья! И долгих лет жизни!
С. Кургузов