Курсанты, студенты

76-ая годовщина снятия минной блокады с Ленинграда

5 июня в Центральном парке культуры и отдыха имени С.М. Кирова на Малой Невке у памятника на месте базирования дивизиона катеров тральщиков Дважды Краснознаменного Балтийского флота состоялась торжественно-траурная церемония. В память о погибших моряках-балтийцах во время боевого траления в Финском заливе участники мероприятия возложили цветы к памятнику катерным тральщикам и спустили венки на воду.

В церемонии приняли участие председатель Комитета по социальной политике Санкт Петербурга Елена Фидрикова, депутат Законодательного собрания Санкт Петербурга Александр Ржаненков, ответственный секретарь Морского совета при Правительстве Санкт Петербурга Татьяна Чекалова, члены Морского совета: ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников, директор МТК имени адмирала Д.Н. Сенявина Виктор Никитин, проректор по молодежной политике ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Роман Кузнецов. Также присутствовали представители городских общественных организаций ветеранов ВМФ и судостроения, студенты и курсанты высших учебных заведений, юнармейцы, кадеты, юные моряки морских школ и классов.

Стали участниками и курсанты Колледжа ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова во главе с заместителем директора Колледжа по учебно-производственной практике Руфатом Мамедовым.

В честь 76-й годовщины прорыва морской минной блокады Ленинграда из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости полуденный выстрел произвел ветеран Великой Отечественной войны, награжденный знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ветеран военной службы, ветеран труда, награжденный орденом Трудового Красного знамени Николай Колесник.

Дата 5 июня, День прорыва морской минной блокады Ленинграда, внесена в Закон Санкт-Петербурга «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге». В память о моряках, воевавших и служивших на тральщиках, на Елагином острове установлена памятная стела «Морякам тральщиков».

Именно 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн - Хельсинки, имеющего уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт. Окончился первый этап прорыва минной блокады Ленинграда.

Всего за годы Великой Отечественной войны на Балтийском море погибло и затонуло 130 тральщиков. За время разминирования Финского залива и Балтийского моря более пяти тысяч моряков не вернулись на родные базы, но они сделали все возможное ради мира и безопасности судоходства по Большому корабельному фарватеру.

Справка:

Из военной истории

Военный Совет Ленинградского фронта в апреле 1943 года принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах осаждённого города малых минных тральщиков - «стотонников». Одновременно на Катерном заводе (ныне - НПО «Алмаз») форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ». После полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года и после выхода Финляндии из войны в сентябре того же года, появилась возможность для проведения операции боевого траления по очистке Финского залива от мин. Однако когда закончилась война, Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов.

Ограниченное морское сообщение Ленинграда с «большой землей» поддерживалось только по предоставленному Финляндией шхерному фарватеру, проходящему по внутренним водам этого государства. Он был предназначен для прохождения судов малого водоизмещения. Поэтому сразу же после окончания войны важнейшее государственное значение приобрело восстановление традиционного глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу, тем более что морские порты Прибалтики были полностью разрушены.

До войны основным фарватером для такого морского сообщения был Большой корабельный фарватер, который за годы морской блокады оказался многократно перегорожен минными заграждениями. По решению правительства СССР именно этот фарватер и предстояло открыть для безопасного прохождения кораблей и судов в первую очередь. Несколько месяцев мужественным балтийским минёрам пришлось «прорубать» во вражеских минных заграждениях новое «окно в Европу». Враг хорошо позаботился о том, чтобы сделать свои минные поля практически неприступными. Их специально окружали небольшими минами – «минными защитниками», в большом количестве ставили мины-ловушки и использовали другие ухищрения, затрудняющие траление и делающие его чрезвычайно опасным.

Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944 г., завершилась к началу июня 1946 года. Перед открытием фарватера по нему был совершён одновременный переход четырёх дивизионов тральщиков с поставленными тралами. В результате траления был вытравлено еще несколько мин.

Выпускники и сотрудники вуза - участники боевого траления на Балтике

Многие наши выпускники и сотрудники участвовали в боевом тралении на Балтике. Вспомним некоторых из них.

Семен Степанович Веселов. Окончил ВМУ в 1934 г., ККС УОПП в 1936 г. Капитан 2 ранга. В 1943 – 1945 гг. командовал 3-м дивизионом тральщиков КБФ.

В 1951 – 1952 гг. Семен Степанович служил преподавателем военно-морской кафедры ВАМУ имени адмирала С.О. Макарова.

Александр Карпович Момот. Окончил: Военно-морское училище в 1931 г., Штурманский класс Специального класса командного состава ВМС РККА в 1935 г. Капитан 1 ранга. С октября 1939 г. по май 1942 г. командовал 5-м дивизионом тральщиков БФ, в мае 1942 г. был прикомандирован к штабу ОВР ГБ КБФ. С сентября 1942 г. по сентябрь 1943 г. командовал 17-м дивизионом тральщиков ОВР Ленинградской ВМБ. Затем убыл на лечение.

В январе - марте 1944 г. исполнял должность командира крейсера «Петропавловск». С марта 1944 г. по сентябрь 1944 г. командовал дивизионом тральщиков КБФ, с сентября 1944 г. по май 1947 г. командовал ОВР Кронштадтского МОР КБФ, Северного БФ. Капитан 1 ранга.

Александр Карпович был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Нахимова 2-й степени, Красной Звезды и многими медалями.

С февраля 1951 по сентябрь 1954 г. Александр Карпович Момот служил начальником организационно-строевого отдела в ЛВМУ.

Александр Васильевич Халатов. В 1934 г. окончил судоводительское отделение Ленинградского морского техникума - штурман дальнего плавания, сдал экзамен по военно-морскому делу (по приказу НК ВМФ № 260 1939 г.).

С 1939 г. по 1942 г. А.В. Халатов командовал тральщиками «Инженер» и «Т-62» КБФ. С 1942 г. по 1944 г. он командовал 2-м дивизионом тральщиков, 17-м дивизионом тральщиков Ленинградской ВМБ. С 1944 г. по 1946 г. А.В. Халатов командовал 6-м дивизионом тральщиков Рижского МОР КБФ. Александр Васильевич был награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Красного Знамени и медалями.

После окончания Великой Отечественной войны Александр Васильевич Халатов продолжил службу в ВМФ. С апреля 1950 г. капитан 3 ранга А.В. Халатов в запасе.

Сергей Александрович Касаткин в 1941 г. окончил ТОВВМУ имени Макарова.

В 1944 – 1945 гг. был в специальной командировке в США (Нью-Йорк) по приему тральщиков (командир тральщика). С июля 1945 г. по ноябрь 1949 г. участвовал в боевом тралении неконтактных мин на Балтийском море.

Сергей Александрович был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды; медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

С 1971 г. по 1988 г. Сергей Александрович работал старшим лаборантом заочного факультета, старшим лаборантом, начальником лаборатории кафедры судовождения, начальником АХО, старшим инженером АХО ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова.

Александр Владимирович Климов окончил ВМУ в 1934 г., ККС УОПП в- 1935 г.

В 1940 – 1942 гг. А.В. Климов командовал плавбазой «Полярная звезда». В 1942 – 1943 гг. – начальник отдела плавсредств и гаваней КБФ. В 1943 – 1944 гг. А.В. Климов командовал плавбазами «Иртыш», «Смольный», «Полярная звезда». В 1944 – 1945 гг. – командовал тральщиками № 177 и № 65 КБФ.

Капитан 2 ранга Климов А.В. был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны II степени и медалями.

В 1947 г. Александр Владимирович служил начальником ОРСО ВАМУ, а в 1947 – 1951 гг. – командиром роты в ВАМУ имени адмирала С.О. Макарова.

Юрий Михайлович Сухоруков родился 31 июля 1926 г. в Ленинграде. В 1952 г. он окончил ЛГУ, в 1955 г. - ВВМУ.

С февраля 1942 г. Ю.М. Сухоруков – боец-водопроводчик 1-го аварийно-восстановительного полка МПВО г. Ленинграда. В 1943 г. – «воспитанник» (сын полка) 8-го дивизиона катерных тральщиков КБФ (Ленинград), с июля 1943 г., в 17 лет добровольно был зачислен старшим краснофлотцем (мотористом) на КТЩ «МИ-8» 8-го дивизиона катерных тральщиков КБФ (Ленинград). В июле 1944 г. служил мотористом КТЩ-25, командиром КТЩ-954. С мая 1945 г. по 1950 г. Сухоруков участвовал в боевом тралении на Балтике.

Старшина 2 статьи Юрий Михайлович был награжден орденами и медалями, в том числе «За оборону Ленинграда», «Адмирал Ушаков», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

С 1959 г. по 1978 г. капитан 1 ранга Юрий Михайлович Сухоруков служил командиром курсантской роты, начальником ОРСО ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова.

В Санкт-Петербурге в свое время был создан Объединенный Совет ветеранов охранно-водных районов и бригад траления Балтийского флота, ныне - Совет ветеранов общественной организации соединений ОВР и бригад траления ВМФ в минной войне на море. Первым руководителем Совета был избран Юрий Михайлович Сухоруков, капитан I ранга в отставке, участник разминирования Финского залива, с помощью которого удалось ликвидировать 500 подводных мин.

Юрий Михайлович Сухоруков ушел из жизни в июле 2010 года.

Больше фото

Центр патриотического воспитания управления внеучебной и воспитательной работы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.