Люди
О герое войны, выпускнике ЛИИВТа – в рубрике «Научный полк»
Ко Дню Победы центр патриотического воспитания ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова подготовил материал для рубрики «Научный полк»
Дмитрий Парфенов окончил в 1937 году среднюю школу и поступил на первый курс Ленинградского института инженеров водного транспорта (ЛИИВТ). В ноябре 1937 года по специальному набору он был направлен на обучение в Ейское военно-морское авиационное училище имени Сталина. После его окончания в 1939 году Дмитрий был направлен на службу лётчиком-наблюдателем ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Дмитрий Георгиевич принимал участие в войне с Финляндией (1939 - 1940 гг.). Летал на самолете-торпедоносце ДБ-3Т.
Великую Отечественную войну лейтенант Дмитрий Георгиевич Парфенов встретил штурманом звена 1-го минно-торпедного авиаполка 8-й минно-торпедной авиадивизии Краснознамённого Балтийского Флота. Полк базировался под Ленинградом (Копорье, Беззаботное, Клопицы). Комсомольский экипаж дальнего бомбардировщика ДБ-3Т младшего лейтенанта П.С. Игашова (штурман - лейтенант Д.Г. Парфёнов, бортстрелки - краснофлотец В.Л. Новиков и лейтенант А.М. Хохлачёв) атаковал войска врага в районе Мемеля (Клайпеда) и Кенигсберга, бомбил транспорты, высаживавшие десант в районе Либавы (Лиепая). Торпедоносцам приходилось выполнять несвойственные им задачи - бомбардировку наступающих гитлеровских войск в дневное время.
30 июня 1941 г. перед полком была поставлена задача - задержать продвижение моторизированных частей противника в районе города Двинска (ныне - Даугавпилс). Экипажу П.С. Игашова было поручено уничтожить понтонный мост через Западную Двину. Прикрытия истребителями не было. В 14:20 первые самолёты из состава полка подошли к цели. Наши бомбардировщики зашли на цель с тылу и разбомбили мост. По отчётам полка, на переправу были сброшены 30 ФАБ-100 и 269 ФАБ-50, уничтожено 50 единиц бронетехники и около 200 автомашин.
При возвращении на базу самолеты были атакованы тремя фашистскими истребителями Me-109. Стрелки экипажа Игашова сбили один «мессер», но огнем другого был поврежден их самолет. Он стал терять высоту, в это время был атакован другой четвёркой Me-109F. Тогда Игашов довернул свой самолёт им навстречу и правым крылом снёс хвостовое оперение одного истребителя. После направил горящий самолёт на колонну противника, скопившуюся у переправы через реку. Ни один из членов экипажа самолета не предпринял попытки покинуть гибнущую машину, что свидетельствует об «огненном таране», совершенном по единодушному решению всех четырех авиаторов. Это был первый в истории авиации таран воздушной и наземной цели в одном бою.
Однополчане долго добивались награждения экипажа. Несмотря на ряд представлений к званию Героев Советского Союза, члены экипажа 7 мая 1970 г. были удостоены только орденов Отечественной войны I степени (посмертно). В 1975 г. останки экипажа были найдены школьниками Даугавпилса (Латвия) вместе с учителем В. Фроловым и перезахоронены в городе. На месте гибели экипажа был установлен памятник. В городе Окуловка именем Дмитрия Георгиевича Парфёнова была названа улица. На здании Военной прокуратуры Балтийского Флота и Военного Следственного Управления СК РФ по Балтийскому Флоту (г. Калининград, Советский проспект, д. 68) была установлена мемориальная доска Героям Российской Федерации членам экипажа младшего лейтенанта П.С. Игашова.
Указом Президента Российской Федерации (№ 679) от 6 июля 1995 г. за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, лейтенанту Дмитрию Георгиевичу Парфёнову присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.
Имя Дмитрия Георгиевича Парфенова было увековечено на мемориальной доске, посвященной памяти работников и студентов Ленинградского института инженеров водного транспорта, погибших во время войны.
Мемориальная доска установлена на здании Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.
Центр патриотического воспитания