События

ГУМРФ установит тренажер для подготовки специалистов по управлению

морскими автономными надводными судами

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова подписал контракт на приобретение навигационного тренажера для подготовки и повышения квалификации плавсостава судов, береговых специалистов в области а-Навигации и е-Навигации.

Тренажер предназначен для проведения исследований и практической подготовки членов экипажей морских автономных надводных судов (МАНС), операторов центров дистанционного управления и операторов береговых систем управления движением судов (СУДС), в зоне действия которых могут эксплуатироваться автономные суда.

Таким образом, университет включился в реализацию федерального проекта «Автономное судовождение».

Правительством Российской Федерации в лице первого заместителя председателя Правительства Андрея Белоусова одобрены проект-маяк «Автономное судовождение» и проект дорожной карты Маринет НТИ «Платформа моделирования безэкипажного судовождения», реализована ОКР «Разработка тренажера по а-Навигации и е-Навигации на основе технологий виртуальной реальности» в рамках федерального проекта «Автономное судовождение» государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Цели реализации проектов – формирование технологий автономного судовождения и принципов их внедрения на объектах и в инфраструктуре водного транспорта РФ, а также их коммерческое использование.

Очевидно то, что параллельно с этим процессом необходимо совершенствование и системы подготовки специалистов морского транспорта, способных эксплуатировать как новые типы судов, так и современное оборудование береговой инфраструктуры.

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова поставил перед собой задачу ввести в эксплуатацию тренажер для подготовки и повышения квалификации плавсостава судов, береговых специалистов в области а-Навигации и е-Навигации на базе передовых российских технологий:

  • технологии компьютерного моделирования различного уровня интенсивности судопотока действующих и разрабатываемых классов морских автономных надводных судов различного уровня автоматизации на основе трехмерных компьютерных моделей с адекватной пространственной динамикой, различными маневренными характеристиками и размерениями, функционирующих и перспективных средств навигационного обеспечения, комплексов береговой инфраструктуры во взаимосвязи с моделированием изменяющихся условий внешней среды;

  • технологии виртуальной и дополненной реальности имитационного управления и отображения оборудования ходового мостика, навигационной обстановки, обеспечивающей адекватное тактильное и визуальное восприятие обучаемым окружающей и навигационной обстановки в условиях реального времени.

«Новейшие технические решения в сочетании с передовыми образовательными технологиями позволят нам совместно с партнерами из Российского университета транспорта, где был ранее в этом году введен в эксплуатацию подобный тренажер, создать систему и методику подготовки и повышения квалификации экипажей основных категорий МАНС, операторов центров дистанционного управления МАНС и операторов СУДС в районах функционирования МАНС», — отметил ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, профессор Сергей Барышников.

«Университет выбрал концепцию совмещения функций одобренных конвенционных тренажеров и перспективных технологий виртуальной и дополненной реальности, что позволит обеспечить максимальную гибкость и универсальность при организации учебного процесса как в рамках основных образовательных программ подготовки курсантов, так и при реализации программ дополнительного профессионального образования специалистов отрасли», — подчеркнул ректор.

Следует отметить, что Международная морская организация приступила к разработке Международного Кодекса МАНС. Предполагается, что это займет примерно 2,5 года (до конца 2025 г.) и позволит ввести Кодекс как необязательный инструмент ИМО уже в 2026 г., как обязательный — в 2028 г. Такие решения были приняты на 107-й сессии Комитета по безопасности мореплавания ИМО в июне 2023 г.

В то же время Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 10 июля 2023 года в Кодекс торгового мореплавания РФ и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ вводится понятие «автономное судно», регламентируются вопросы управления таким судном, а также предусматриваются особенности его эксплуатации.

Одновременно с этим в федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «О транспортной безопасности» и «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносятся изменения, направленные на регулирование правоотношений, связанных с эксплуатацией автономных судов.

Институт ДПО ГУМРФ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.