События
ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова открыл уникальный тренажер для подготовки персонала морских автономных надводных судов
15 декабря Государственный университет морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова открыл в Санкт-Петербурге тренажерный комплекс для подготовки персонала морских автономных надводных судов (МАНС).
Торжественное открытие состоялось при участии председателя Попечительского совета ГУМРФ, председателя Совета директоров ООО «ВодоходЪ» Виктора Олерского, ректора ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, профессора Сергея Барышникова, членов Попечительского совета ГУМРФ, руководителей предприятий морского и внутреннего водного транспорта.
ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова стал первым из учебных заведений Росморречфлота, внедривших тренажерные технологии автономного судовождения для использования в образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза.
Университет получил Свидетельство Росморречфлота о соответствии своего учебно-тренажерного центра требованиям Минтранса России для подготовки специалистов по управлению морскими автономными надводными судами. Федеральное агентство морского и речного транспорта выдало разрешение на подготовку в Морском УТЦ университета по 10 программам повышения квалификации специалистов МАНС.
Подготовка специалистов МАНС становится актуальной в связи с активным внедрением технологий А- и Е-Навигации в мировом судоходстве, появлением новой регуляторной базы как в мировом, так и в отечественном законодательстве. Международная морская организация разрабатывает Кодекс МАНС, который ожидается в 2026 г., а с 1 марта 2024 г. в России уже вступает в силу ФЗ-294 от 10.07.23 г., регулирующий внесение изменений в национальное законодательство для обеспечения правового статуса морских автономных надводных судов.
Для реализации проекта ГУМРФ сформировал проектную команду из числа специалистов двух институтов – дополнительного профессионального образования и «Морская академия», а также экспертов Крыловского государственного научного центра и ПАО «Газпром нефть». Проектная команда разработала техническое задание на новый тренажерный комплекс, ГУМРФ произвел закупку, ввел тренажер в эксплуатацию, в сотрудничестве с Российским университетом транспорта (РУТ-МИИТ) провел обучение инструкторского состава, разработал рабочие программы и учебно-методические комплексы, успешно прошел освидетельствование комиссией Российского морского регистра судоходства.
Тренажер МАНС университета:
- Реализован на платформе сертифицированного отечественного ПО, имеющего регистрацию Минцифры России.
- Предназначен для подготовки судоводителей МАНС, операторов береговых ЦДУ и СУДС, включая отработку задач их скоординированного взаимодействия.
- Предоставляет возможность проведения исследований и выработки практических рекомендаций в области а-навигации и е-навигации, основанных на технологиях виртуальной и дополненной реальности.
- Позволяет отрабатывать действия операторов МАНС с использованием системы поддержки принятия решений по расхождению судов.
- Позволяет отрабатывать вопросы взаимодействия автономных и конвенционных судов, а также в перспективе - управление несколькими автономными судами одновременно.
- Реализует функции контроля и управления системами и автоматикой МАНС на основе многофункциональной автономной навигационной системы.
- Реализует принципы обмена маршрутными данными между участниками судоходства, позволяет отрабатывать взаимодействие с учетом специфики дополнительной цифровой информации.
- Тренажер позволяет моделировать негативное вредоносное информационное воздействие, отрабатывать как способы его идентификации, так и формирование рекомендуемых действий при неполадках в каналах передачи данных видео и телеметрии, потере сигналов датчиков и получении ложных сигналов, появлении ложных целей, неисправностях бортового оборудования.
В соответствии с принятой университетом концепцией тренажер может использоваться в трех исполнениях, что дает учебному центру определенную гибкость в применении методологии обучения:
- традиционное консольное исполнение полномасштабных тренажеров;
- применение технологий VR (виртуальной реальности);
- применение технологий AR (виртуальной и дополненной реальности).
Основным фокусом в тренажере стало моделирование взаимодействия полуавтономных судов ФГУП «Росморпорт» – паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», а также Центра дистанционного управления этими паромами на линии Усть-Луга – Балтийск.
По словам директора Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ Сергея Айзинова, в планах вуза - развитие тренажерного комплекса, разработка нового функционала и проведение дополнительных исследований:
«Мы рассчитываем совместно с поставщиком тренажера разработать реальную судовую навигационную систему. Сам тренажер позволит нам не только реализовывать программы ДПО, но и интегрировать его в основные образовательные программы подготовки плавсостава морских судов, а также применять в качестве научно-практической лаборатории при проведении научных исследований и экспериментов. Учитывая планы реализации другого нашего стратегического проекта «Ледовая навигация», мы намерены создать интегрированный тренажерный комплекс для обучения применению информации Штаба морских операций ФГБУ «ГлавСевморпуть», а также Единой платформы цифровых сервисов, которая должна быть внедрена ГК «Росатом» в 2024 г.».
Введение в эксплуатацию тренажера МАНС осуществлено «Макаровкой» в рамках федерального проекта «Автономное судовождение» при финансовой, организационной и методической поддержке Минтранса России и Росморречфлота. Реализация проекта позволит ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова подтвердить свой статус лидера отрасли, обеспечить внедрение новейших технологий в образовательные программы вуза.
ИДПО ГУМРФ