Историческая справка

28 февраля 1798 года указом Императора Павла I был учрежден «Департамент водяных коммуникаций» и при нем «Экспедиция устроения дорог в государстве». «Департамент водяных коммуникаций» был первым государственным органом, ведавшим водными путями России.

20 ноября (2 декабря) 1809 г. по указу Императора Александра I «Департамент водяных коммуникаций» и «Экспедиция устроения дорог в государстве» были преобразованы в самостоятельное «Управление водяными и сухопутными сообщениями».

С образованием путейского ведомства одновременно были учреждены «Корпус инженеров водяных и сухопутных сообщений» и «Институт корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений». В 1810 г. эти названия были заменены названиями: «Корпус инженеров путей сообщения» и «Институт корпуса инженеров путей сообщения».

«Институт корпуса инженеров путей сообщения» был первым транспортным и строительным высшим техническим учебным заведением в России. В Манифесте Императора Александра I «Об управлении водяными и сухопутными сообщениями» было сказано: «Для образования способных исполнителей учреждается особенный Институт, в коем юношеству, желающему посвятить себя сей важной части, открыты будут все источники наук ей свойственных».

Директором (Инспектором) Института был назначен крупный известный инженер-механик и строитель испанского происхождения. А.А. Бетанкур (1758-1824). С 1809 по 1835 годы институт готовил инженеров только для водных сообщений и шоссейных дорог. До 1920 г. институт выпускал инженеров-путейцев широкого профиля без разделения на факультеты и специализации.

В 1920 г. в институте созданы первые факультеты по видам транспорта, а в 1930 г. на их базе были образованы в Ленинграде четыре транспортных вуза: Водный, Железнодорожный, Автодорожный и Гражданского воздушного флота. Ленинградский институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ) был создан на базе водного факультета института путей сообщения 1 апреля 1930 г.

В 1959 г. произошло укрупнение института за счет слияния с Центральным научно-исследовательским институтом речного флота - ЦНИИРФом, и ЛИИВТ получил название Ленинградский институт водного транспорта (ЛИВТ). В 1980 г. институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1993 г. ЛИВТу присвоен статус университета, и он получил название Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций (СПГУВК). Экспозиция, представленная в музее, освещает исторические этапы развития транспортного образования в России, в том числе и нашего вуза. Историко-просветительский комплекс по истории развития внутреннего водного транспорта и университета располагает текстом «Высочайшего Указа» Императора Павла I об учреждении Департамента водяных коммуникаций и Манифеста, провозгласившего основание Института корпуса инженеров путей сообщения. На стенде помещены портреты Императора Александра I и Августина Августиновича Бетанкура, демонстрируется образец эполет мундира генерал-лейтенанта (звание генерал-лейтенанта Бетанкур получил в 1809 г.).

По предложению коллектива СПГУВК имя первого ректора института корпуса инженеров путей сообщения увековечено во Вселенной: в 2003 г. планета № 11446 названа именем «Бетанкур». Почетное свидетельство на планету «Бетанкур» передано на вечное хранение в Историко-просветительский комплекс по истории развития внутреннего водного транспорта и университета.

Особое место в экспозиции музея занимают портреты первых воспитанников института: Сергея Муравьева-Апостола, барона С.Г. Строганова, капитана корпуса инженеров путей сообщения А.Ф. Львова (известного музыканта и композитора своего времени, автора национального российского гимна «Боже, царя храни»), капитана И.Г. Куприянова. Помещен и портрет поэта Г.С. Батенькова, который в 1816 г. одним из первых сдал экзамены-экстерны в институте и, получив звание инженера-строителя III класса, был назначен на работу в Сибирский округ.

Гордость музея - первый номер «Журнала путей сообщения» (подлинный) от 1826 г., напечатанный на русском и французском языках. С 1826 по 1836 гг. в журнале было напечатано свыше 50 статей по строительному искусству.

В экспозиции представлен мундир чиновника ведомства путей сообщения образца эпохи Императора Николая I (1830 г.). Это мундир из сукна темно-зеленого цвета со светло-зеленой выпушкой, с серебряными эполетами, серебряными пуговицами и шитьем на воротничке и манжетах. В девятнадцатом веке большое внимание уделялось мундиру, да оно и понятно, ведь по нему можно было определить, к какому ведомству принадлежит чиновник, какое положение он занимает. Всего же для работающих на транспорте было установлено семь форм мундиров.

Демонстрируется образец формы студента 1900 г. из сукна темно-зеленого цвета со светло-зеленой выпушкой. В честь учредителя института Александра I были введены плечевые знаки с вензелем Александра I. К подлинным экспонатам того периода относятся два альбома чертежей студентов 1900 года. На каждом чертеже стоит штамп: институт инженеров путей сообщения Императора Александра I,1900 год.

В музее хранится зачетная книжка выпускника института 1911 г. Василия Михайловича Баланина. Демонстрируются монографии и учебные пособия того времени, например, «Курс внутренних водных сообщений» профессора Ф.Г. Зброжека в трех выпусках, изданный в 1890-1893 гг., который включался в число рекомендуемых учебных пособий в течение 30 лет после его выхода в свет и являлся настольной книгой русских гидротехников.

Хранится в музее и титульный лист первой в России книги по гидротехнике «Книга слюзная», изданной в 1708 г. в Москве по распоряжению Петра I. Автор книги - французский гидротехник Буйе, перевод - Бориса Волкова. В книге, хранящейся в библиотеке, освещены достижения французских и голландских гидротехников того периода.

История института и его выпускников 1930-1941 гг. в музее представлена многими экспонатами: газета «Вперед», которая регулярно выпускалась в институте; почетные грамоты студентов и выпускников института (почетная грамота за шлюпочный переход «Ленинград-Москва» в 1936 г., грамота подписана министром речного флота 3.А. Шашковым); фотографии, отражающие быт студентов; документы, отражающие связь института с великими стройками страны.

Первыми орденоносцами института были три студента судомеханического факультета: И.С. Нестеров, Л.Д. Мартисов и В.А. Задоров. Весной 1933 г. они были направлены на прохождение преддипломной практики на пароход «Челюскин», который совершал сквозное плавание от Мурманска до Берингова пролива. Возглавлял эту экспедицию Отто Юльевич Шмидт. У Берингова пролива «Челюскин» был раздавлен льдами. Участники экспедиции успели высадиться на льдину, с которой они после длительных поисков были сняты летчиками. Летчики стали первыми Героями Советского Союза, а все члены экипажа парохода, в т.ч. и наши студенты, были награждены орденом Красной Звезды. В музее хранятся их фотографии, книги «Поход Челюскина», «Комсомол лагеря Шмидта», в которых рассказывается об этом героическом событии и их участниках.

Славную страницу в историю освоения Арктики вписали участники 812 дневного дрейфа на ледоколе «Г. Седов». Среди членов экипажа судна находился помощник капитана А. Ефремов, выпускник института 1932 года. Родина высоко оценила подвиг седовцев: 3 февраля 1940 г. за проявленный героизм всем 15 членам экипажа, в их числе воспитаннику нашего вуза А.Г. Ефремову, было присвоено звание Героя Советского Союза. В музее хранятся его награды: Золотая Звезда и орден Ленина.

Широко освещается в музее военный период в истории страны и института: в годы Великой Отечественной войны выпускники, студенты и сотрудники Ленинградского института инженеров водного транспорта сражались с немецко-фашистскими захватчиками. 265 человек, ушедших на защиту Родины из стен института, не вернулись с войны. Их имена навечно занесены в университетский мемориал - филиал музея.

Пять человек были удостоены высокого звания Героя Советского Союза: Н. Лебедев (посмертно), В. Гаврилов (посмертно), М. Тургель, Г. Цоколаев и И. Сокольский. Есть много фильмов о войне, один из них - «Торпедоносцы». В основу этого фильма положен подвиг экипажа, в котором находился Володя Гаврилов. Подвиг Н. Лебедева увековечен в космосе: по предложению коллектива института малая планета № 2342 носит имя «Лебедев». Почетное свидетельство на планету хранится в музее.

Послевоенный период деятельности института и его выпускников особо широко представлен в музее: демонстрируются фотографии выпускников, работающих на водных объектах страны, участвующих в освоении целинных земель. За ударный труд на целинных землях шесть студентов награждены медалями «За освоение целинных земель», которые хранятся в музее. Многие наши выпускники стали Героями Социалистического труда, их фотографии также представлены в музее. 29 апреля 1980 г. институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени, Историко-просветительский комплекс по истории развития внутреннего водного транспорта и университета бережно хранит эту награду.

Спортивный раздел музея всегда пользуется большим успехом. За последние два года воспитанники университета получили пять золотых медалей чемпионов мира, а в настоящее время в университете учатся три чемпиона мира. Демонстрируются призы 30-х годов и настоящего времени. Историко-просветительский комплекс по истории развития внутреннего водного транспорта и университета гордится таким экспонатом, как Почетное свидетельство на планету № 13049 «Бутов», названную в честь А.С. Бутова, выпускника ЛИВТа 1965 года, д.т.н., профессора, бывшего президента Российской Академии транспорта, возглавлявшего университет c марта 1992 года по июнь 2004 года. 25 октября 2002 года А.С. Бутов передал на вечное хранение Почетное свидетельство на планету «Бутов» в Историко-просветительский комплекс по истории развития внутреннего водного транспорта и университета университета.

В марте 2006 года у СПГУВК появилась еще одна планета, ее номер 15203 и названа она в честь Гришанина Кирилла Владимировича. Кирилл Владимирович (1909-2002) выдающийся специалист в области гидрометеорологии. На протяжении почти 50 лет Гришанин К.В. читал лекции в СПГУВК. Он является автором многочисленных научных статей и нескольких учебников, один из которых издавался трижды. Почетное свидетельство на планету «Гришанин» хранится в музее СПГУВК. Университет живет и развивается, а это значит, что Историко-просветительский комплекс по истории развития внутреннего водного транспорта и университета университета постоянно пополняется новыми и новыми экспонатами, рассказывающими о жизни университета, о его выпускниках, преподавателях и сотрудниках.