Научно-исследовательская лаборатория технологии ремонта машин и механизмов

Заведующий лабораторией технологии ремонта машин и механизмов
Ксенофонтов Николай Михайлович
198035, ул. Межевой канал, д. 2, к. 1, каб. 15
тел. 748-97-54, м.т. 732
e-mail: ksenofontovnm@gumrf.ru

 

Научно-исследовательская лаборатория технологии ремонта машин и механизмов основана в 1973 г. на базе кафедры Технологии судоремонта и судостроения Ленинградского института водного транспорта. С 1984 г. выделена, как отдельное подразделение.

С 1998 г. на постоянной основе Лаборатория проходит аттестацию в системе неразрушающего контроля в соответствии с ПБ 03-372-00 «Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля».

Специалисты лаборатории аттестованы в соответствии с ПБ 03-440-02 «Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля».

Все применяемое оборудование и технические средства контроля проходит поверку / калибровку / аттестацию в установленном порядке.

С момента основания по сентябрь 2019 года Лабораторию возглавлял доктор технических наук Кузьмицкий Михаил Леонидович. Он являлся одним из ведущих специалистов в области обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений. При его участии была организована и продолжает действовать система наблюдений и исследований за изменением технического состояния механического оборудования судоходных шлюзов.

Сотрудники Лаборатории участвуют в выполнении научно-исследовательских работ отраслевого значения по проблемам повышения безопасности и надежности механического оборудования судоходных гидротехнических сооружений, в том числе по разработке нормативно-технической документации, по совершенствованию эксплуатации и ремонта механического оборудования гидротехнических сооружений, рецензированию проектной документации по реконструкции и ремонту сооружений, обследованию и определению технического состояния механического оборудования судоходных шлюзов Канала имени Москвы, Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балтийского водного пути, Волго-Донского судоходного канала, Азово-Донского, Волжского, Камского и Обского бассейнов, Северо-Двинской шлюзованной системы, а также Красноярского судоподъемника.

Основные направления деятельности

  • проведение исследований в области обеспечения надежности и безопасной эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений;
  • оценка технического состояния механического оборудования водно-транспортных гидротехнических сооружений;
  • контроль технического состояния судового оборудования;
  • разработка и освоение новых методов и средств неразрушающего контроля;
  • разработка методических и инструктивных документов по применению методов и средств неразрушающего контроля;
  • исследование деструктивных процессов, снижающих техническое состояние элементов механического оборудования технических систем долговременного пользования.

 

Применяемые методы неразрушающего контроля

  • ультразвуковой – ультразвуковая дефектоскопия и ультразвуковая
  • толщинометрия;
  • магнитный – магнитопорошковый;
  • вихретоковый;
  • проникающими веществами – капиллярный;
  • визуальный и измерительный, включая измерение твердости материала и толщины защитных покрытий.

 

Оказываемые услуги

  • разработка программ технического диагностирования, методик и инструкций по проведению неразрушающего контроля;
  • проверка технического состояния металлоконструкций и механизмов зданий и сооружений в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;
  • проведение неразрушающего контроля в соответствии с заявляемой областью аттестации, в частности измерение остаточной толщины металла, выявление внутренних и поверхностных дефектов;
  • определение причин разрушения и отказов элементов металлоконструкций и механизмов зданий и сооружений;
  • оценка напряженно-деформированного состояния конструкций;
  • определение остаточного ресурса металлоконструкций и механизмов;
  • определение критериев безопасности механического оборудования гидротехнических сооружений;
  • участие в комиссионных обследованиях гидротехнических сооружений в области определения надежности эксплуатируемого механического оборудования;
  • экспертная оценка технического состояния механического оборудования гидротехнических сооружений;
  • изготовление контрольных образцов с выращенной усталостной трещиной для проверки технических средств магнитопорошкового, капиллярного и вихретокового методов контроля;
  • разработка паспортов и руководств по эксплуатации на механическое оборудование гидротехнических сооружений.

 

На базе Лаборатории Учебным центром Дополнительного профессионального образования специалистов водного транспорта Института дополнительного профессионального образования Университета проводятся курсы повышения квалификации по следующим программам:

  1. «Оценка технического состояния механического оборудования судоходных гидротехнических сооружений» (с 1973 г.; с 2015 г. введена отраслевая аттестация);
  2. «Дефектация корпусов судов и судовых механизмов» (более 20 лет);
  3. «Подготовка (повышение квалификации) эксплуатационного персонала судоходных гидротехнических сооружений по контролю технического состояния элементов механического оборудования» (с 2016 г.).

Также разрабатываются и реализуются индивидуальные программы обучения по согласованию с заказчиком.

 

Обзор выполненных научных исследований

 

 

 

Разрешительная документация