Историческая справка
Кафедра судостроения и энергетических установок
Создана в результате объединения кафедр теории и конструкции судовых ДВС и судостроения, каждая из которых имела достойную историю.
История кафедры судостроения берет свое начало с организации Ленинградского института инженеров водного транспорта (ЛИИВТ) в 1930 году. Первоначально кафедра получила название «кафедра теории и устройства корабля». Первым ее заведующим стал академик АН СССР Валентин Львович Поздюнин (1883 - 1948), крупнейший ученый – кораблестроитель того времени, один из организаторов первых советских НИИ судостроительной промышленности и морского флота. В 1929 г. он организовал и возглавил НИИ судостроения и судоремонта Наркомата путей сообщения, принимал активное участие в проектировании и строительстве судов советского торгового флота, участвовал в работе комиссии судостроения Всесоюзного Совета Народного Хозяйства (ВСНХ), возглавлял комиссию ВСНХ по организации речного судостроения и т.п. В.Л. Поздюнин также был одним из создателей Ленинградского кораблестроительного института (1930) и заведующим отделения гидравлики Института механики АН СССР.
В 1935 году В.Л. Поздюнина на посту заведующего кафедрой сменил профессор Владимир Людвигович Сурвилло (1873 - 1961), ведущий советский кораблестроитель, впоследствии главный инженер Морского Регистра СССР.
С 1938 года кафедру возглавил известный специалист в области речного судостроения профессор Николай Константинович Дормидонтов (1891-1975), автор первого в стране учебника по проектированию речных судов «Основы проектирования речных судов» (1938 г.). По инициативе Н. К. Дормидонтова в ЛИИВТ впервые в нашей стране была организована подготовка инженерных кадров для собственно речного судостроения. В послевоенные годы кафедра несколько раз меняла свое название, полностью сохраняя при этом профиль подготовки инженеров и научно-исследовательской деятельности.
В 1954 году кафедра была разделена на кафедру архитектуры и проектирования корабля (АПК), которую по-прежнему возглавил Н.К. Дормидонтов и кафедру теории корабля (КТК). Руководить кафедрой КТК был приглашен выдающийся советский ученый в области гидродинамики корабля профессор Абрам Моисеевич Басин (1909-1978), человек огромной научной эрудиции, с именем которого были связаны основные достижения кафедры, как в подготовке инженерных кадров, так и в научной работе.
В 1959 году по решению правительства ЛИИВТ был объединен с Центральным научно-исследовательским институтом речного флота (ЦНИИРФ) в единый Ленинградский институт водного транспорта (ЛИВТ) и поэтому отдел корпуса ЦНИИРФ вошел в состав кафедр АПК и КТК. Происшедшее объединение ЛИИВТа и ЦНИИРФа привело к расцвету научной работы обеих кафедр.
В 1978 году обе кафедры - АПК и КТК – были вновь объединены под названием «кафедра теории, проектирования и конструкции судов». До этого объединения каждая из этих кафедр внесла большой вклад в развитие речного судостроения.
Большие успехи в учебной и научной работе обеих кафедр в значительной мере были предопределены высоким научным потенциалом, широким кругозором и авторитетом их руководителей, которые смогли собрать вокруг себя высококвалифицированные коллективы преподавателей и научных работников.
Профессор Н. К. Дормидонтов был принят заведующим кафедры теории и устройства корабля Ленинградского института инженеров водного транспорта (ЛИИВТ) в 1938 году. К этому времени Н. К. Дормидонтов, окончивший в 1921 году с отличием кораблестроительный факультет Ленинградского политехнического института (ЛПИ), успел приобрести большой опыт практической и преподавательской работы.
В 1925-30 гг. он преподавал в ЛПИ, работал в конструкторском бюро Балтийского судостроительного завода (сначала конструктором, затем - главным конструктором). В 1930 г. Н. К. Дормидонтов заведовал кафедрой речного судостроения и был деканом речной специализации в Ленинградском кораблестроительном институте (ЛКИ), а 1934-38 гг. будучи профессором ЛКИ, одновременно работает в Речсудопроекте.
Во время Великой Отечественной войны ЛИИВТ был эвакуирован в г. Горький (Нижний Новгород) и Н. К. Дормидонтов заведовал кафедрой судостроения в объединенном (ЛИИВТ и ГИИВТ) институте (1941-45гг.). В 1948г. после возвращения из эвакуации в ЛИИВТе по инициативе Н. К. Дормидонтова была организована подготовка инженерных кадров по специальности "судостроение и судоремонт", которая с перерывом (1963-1974гг) продолжается по настоящее время.
В послевоенное время кафедра несколько раз меняла свое название (1946г - кафедра теории и устройства корабля, 1951- кафедра проектирования и архитектуры корабля, затем в том же году - кафедра теории и устройства корабля, 1954r - кафедра архитектуры и проектирования корабля (АПК)). С 1968г после выхода Н.К. Дормидонтова на пенсию кафедру АПК возглавил один из его учеников доцент к.т.н. П. А. Малый (1930-1992), впоследствии ставший профессором, д.т.н. и академиком Российской Академии транспорта.
Учитывая выдающиеся заслуги Н. К. Дормидонтова в педагогической и научной деятельности, Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил одному из судов смешанного плавания Минречфлота наименование «Профессор Дормидонтов».
В 1978г кафедра АПК была вновь объединена с кафедрой теории корабля (ТК) и образована единая кафедра теории проектирования и конструирования судов (ТПиКС), просуществовавшая под таким названием до 2000 г.
Основные научные достижения кафедры ТК связаны с деятельностью ученого с мировым именем A. M. Басина, который с 1951 г работал на кафедре профессором, а затем руководил ею с 1954 по 1978г.
После окончания в 1933г корпусостроительного факультета ЛКИ А.М. Басин работал в научно-исследовательских организациях (ЦНИИВТ и ЦНИИРФ), преподавал в ЛКИ и ЛПИ, защитил кандидатскую (1941 г) и докторскую (1946г) диссертации.
Ко времени прихода в ЛИИВТ А.М. Басин сформировался как один из крупнейших в нашей стране специалистов по теории корабля. Руководя кафедрой, А.М. Басин наряду с интенсивной преподавательской работой очень много внимания уделял научным исследованиям. Отличительной чертой его научного творчества являлось сочетание глубины и строгости теоретических решений с умением довести их результаты до практической реализации и внедрения на флоте
К моменту слияния в 1978г кафедры АПК и ТК насчитывали в своем составе более сотни преподавателей, научных сотрудников, учебного и вспомогательного персонала. Кафедры проводили занятия на четырех факультетах (судомеханическом, судоводительском, электротехническом и экономическом) по полутора десяткам учебных дисциплин. Обучение на кафедрах прошли несколько тысяч студентов. Особое внимание при этом уделялось подготовке инженеров-кораблестроителей (специальность "судостроение и судоремонт"). За время существования кафедр АПК и ТК, а затем - ТПиКС было выпущено около 2-х тысяч высококвалифицированных инженеров-кораблестроителей, которые успешно работали или работают в народном хозяйстве на всей территории бывшего Советского Союза.
С целью обеспечения высокого уровня подготовки выпускников кафедры АПК и ТК постоянно уделяли большое внимание повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, подготовке молодых педагогов и научных сотрудников из числа наиболее одаренных выпускников через систему аспирантуры. За время существования кафедр АПК, ТК и ТПиКС было подготовлено около 80 кандидатов наук и 6 докторов наук (Беляк Ю.Л., Гофман А. Д., Зайков В. И., Ляховицкий А. Г., Малый П. А, Шац В. Н.).
В разное время штатными преподавателями кафедр АПК, ТК и ТПиКС были А. М. Басин, Н. К. Дормидонтов, П. А. Малый, В.Н. Анфимов, В.Ф. , Л.Г. Лысенко, Бавин В. Ф., А. А. Лукашевич, Горянский Ю. В.,А. И. Павлов, В. И. Зайков, В.П. Кузнецов, Л.Н. Стреляев, М. П. Зорин, Г.А. Егоров, И.О. Веледницкий, В. Ф. Кришен, Б.А. Пахомов, В.М. Алексеев, В.А. Ивахненко, Крутицкая Г. М., Е. В. Барканова.
Кроме штатных преподавателей к педагогической работе на кафедрах привлекали также наиболее известных педагогов из других учебных заведений (проф. Филин А. П. из Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта), а также научных работников и ведущих инженеров-практиков (к.т.н. Резницкий Л.Я., к.т.н. Соколова А. П., к.т.н. Бельгова М. А., Шмуйлов Н. Л., О. З. Степанов и др.).
Параллельно с большой учебной работой кафедры АПК и ТК выполняли большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИР и ОКР) по заказам Министерства Речного Флота РСФСР и пароходств. Наибольшего расцвета научная работа, выполнявшаяся научными подразделениями кафедр АПК и ТК, достигла в 70-е годы. К этому времени каждая из кафедр обладала весьма внушительным и высококвалифицированным научно-педагогическим составом и была способна выполнять сложные комплексные исследования. Наиболее важными из них следует считать обоснование возможности и целесообразности создания судов смешанного река-море плавания, включая создание соответствующей нормативной базы, активное участие в создании сеток типов судов, разработка Правил Регистра, а также участие в создании быстроходного пассажирского флота, в том числе, катамаранов и глиссирующих судов, а также СПК.
Кафедрой АПК выполнялись научные исследования по следующим направлениям:
- нормирование прочности корпуса судна для обеспечения безопасности эксплуатации судов внутреннего и смешанного плавания;
- разработка Правил Речного Регистра;
- использование судов внутреннего плавания в прибрежных морских районах и создание судов смешанного плавания;
- совершенствование архитектурно-конструктивных типов судов внутреннего и смешанного плавания (в первую очередь, обеспечение интенсификации их грузообработки );
- повышение эффективности эксплуатации судов смешанного плавания посредством исследования возможности расширения районов их плавания. а также увеличения их грузоподъемности при полном использовании минимального надводного борта в бассейнах низших разрядов в полноводный период навигации;
- улучшение условий обитаемости судов внутреннего плавания);
- разработка мероприятий и технических средств продления навигации на внутренних водных путях;
- исследование и совершенствование корпусных конструкций судов внутреннего и смешанного плавания;
- анализ требований международных Конвенций и разработка рекомендаций для пароходств по их своевременному учету при строительстве новых и дооборудовании существующих судов смешанного плавания, выполняющих загранперевозки, с целью приведения их в соответствие с требованиями международных нормативных документов.
Для решения конкретных задач по вышеуказанным направлениям в составе кафедры АПК были созданы следующие научные подразделения:
сектор обоснования новых типов судов (рук. к.т.н. Тамберг Д. Э., затем - к.т.н. Тен В. М.). Состав сектора: Задунаева Г. Г., Ступина А. В., Колесова Л. И., Кочков Н. А., Богуславский А. Н., Петрова Г. М., Кушникова Н. М., Адушкина Н. В., Носова В. А., Алексеев В. М., Лебедев В. Ф., Крутто Н. И., Плотникова И.;
лаборатория испытания прочности судовых конструкций (рук. Беляк Ю. Л., затем к.т.н. Галахов И. Н. и к.т.н. Степанов А. З.);
сектор конструкции корпуса (рук. Дурнов В.П.).
В состав лаборатории прочности и сектора конструкции корпуса входили: Шац В. Н., Кандель Ф. Г., Ивахненко В. А., Раскин Ю. Н., Михеев Ю. В., Чуприков В. Г., Кулаков Ю., Семьянов И., Караванов С. Б., Ефименков Ю. И., Железнов С. С., Гусарова А. Ф., Клементьева Л. А. Трапезникова И. Г., Удалова Т. В.;
сектор технических средств продления навигации (рук. к.т.н.Левит Б. М., затем - к.т.н. Михеев Ю. В.). Состав сектора: Боцан М. Г., Ратнер Е. Р., Зугрова Э., Петрова Г. М., Макарова Л., Николаев Б., Буравкин Б., Малыхина Н.
сектор внедрения НИР (рук. Попов Г. П., в составе сектора - Васильева
Н. Г.).
Кафедрой АПК был выполнен огромный объем научно-исследовательских работ. Совместно с ЦНИИЭВТ’ом были разработаны сетки перспективных типов судов, послужившие основой для строительства нового речного флота. Кафедрой была также выполнена большая и исключительно важная для отрасли работа по обоснованию возможности и практическому осуществлению смешанной «река-море» эксплуатации крупнотоннажных речных грузовых судов (Ю.Л. Беляк, Ю.Н. Раскин), за которую была присуждена Государственная премия СССР.
Кроме того, кафедрой АПК с привлечением специалистов других кафедр ЛИВТа систематически проводилась экспертиза всех новых проектов судов внутреннего и смешанного плавания. Указанная экспертиза проводилась сектором обоснования новых типов судов. Это позволяло еще на стадии проектирования выявлять недостатки проектов судов и своевременно их устранять.
Результаты научных исследований, выполненных сотрудниками кафедры АПК, постоянно публиковались в периодических научных сборниках и трудах, ведомственной печати и монографиях.
Накопленный опыт преподавания дисциплин кафедры находил свое отражение в учебной литературе. За период 1950-1975 г.г. были опубликованы такие учебники и монографии, как «Конструкция и устройство судов внутреннего плавания. ч. 1. Деревянные суда», 1953 г. (Дормидонтов Н. К.); «Строительная механика корабля», 1957 г. (Филин А. П., Соколова А. С.); «Конструкция и устройство судов внутреннего плавания. ч.11. Металлические суда»,1962 г. (Дормидонтов Н. К., Лысенко Л. Г., Павлов А. И. и др.); «Изгибающие моменты для судов внутреннего плавания», 1966 г. (Бельгова М. А.); «Освоение морских прибрежных районов судами внутреннего плавания», 1967 г. (Беляк Ю. Л.); «Судовые конструкции из алюминиевых сплавов»,1973 г. (Павлов А. И.); «Проектирование судов внутреннего плавания», 1974 г. (Дормидонтов Н. К., Анфимов В. Н., Малый П. А., Пахомов Б. А., Шмуйлов Н. Л.); «Прочность судов смешанного плавания»,1974 г. (Кандель Ф. Г., Галахов И. Н., Раскин Ю. Н., Фридлянский А. З.).
В 60-70 годы большинство научных исследований и вся научно-практическая работа кафедры ТК проводились под непосредственным руководством А. М. Басина. Эта работа охватывала практически все проблемы гидродинамики речных судов, включая:
- .теорию и расчет судовых движителей; в том числе водометных;
- управляемость и нормирование управляемости судов и составов внутреннего плавания;
- теорию волнового сопротивления, в том числе, на мелководье;
- оптимизацию обводов судов внутреннего и смешанного плавания;
- взаимодействие движителя и корпуса судна;
- остойчивость и качку судов.
Высокий уровень научных исследований по всем этим проблемам был обусловлен созданием на кафедре специализированных научных подразделений:
- сектора исследовательского проектирования гидромеханического комплекса речных судов (позднее - лаборатории судовых движителей) (рук. В. Н. Шушкин., затем Ю. Н Мамонтов и А. Г. Ляховицкий );
- лаборатории ходкости и мореходности судов (рук. Ю.Н. Мамонтов)
- сектора скоростных судов (рук. Г. К. Авдеев, затем М. И. Френкель);
- лаборатория управляемости (рук. Г. К. Авдеев, А. Д. Гофман, затем
О. Ф. Потапов); - сектора внедрения НИР (рук. Е. И. Степанюк, затем О. Ф. Потапов и А. З. Городецкий ).
Проф. А. М. Басин
Работники кафедры Теории корабля (около 1970 года)
На основе теоретических и экспериментальных исследований, выполненных кафедрой совместно с сотрудниками ЦАГИ, было спроектировано, а затем при непосредственном участии кафедры было построено и испытано первое в СССР гражданское судно на воздушной подушке (СВП) "Нева" (рук. А. М. Басин и
Г. К. Авдеев). Результаты теоретических исследований сопротивления воды движению скоростных судов в условиях мелководья и экспериментов, проведенных в опытовом бассейне кафедры, позволили спроектировать и построить первое судно со сверхкритической скоростью хода пр.Р-69 (рук. А. М. Басин и А. Г. Ляховицкий) и первый скоростной пассажирский катамаран пр. Р-104 "Анатолий Угловский" (рук. А. М. Басин, и А. Г. Ляховицкий при участии М. П. Зорина).
В результате теоретических и экспериментальных исследований кафедры была разработана и получила широкое распространение на речном флоте серия скоростных полуглиссирующих судов с водометными движителями типа «Заря» проектов 946, 946а и Р-83 (рук. А. А. Оскольский, М.И. Френкель, А.З. Городецкий).
Наряду с работами по исследованию и созданию новых типов скоростных судов кафедрой выполнялся широкой круг наиболее актуальных для речного флота исследовательских работ. Так, разработанная на кафедре методика расчета и проектирования гребных винтов в направляющих насадках и открытых гребных винтов позволила произвести революцию в движителях грузовых речных судов и буксиров-толкачей, привести в порядок движительное хозяйство речного флота страны, обеспечить повышение скоростных и тяговых показателей судов внутреннего и смешанного плавания. В составе работ по этому направлению были разработаны Руководства по расчету и проектированию гребных винтов (А. М. Басин, Е. И. Степанюк) и по проектированию водометных движителей (М. И. Френкель и А. З. Городецкий).
Учитывая высокую квалификацию сотрудников кафедры, ее большой научный потенциал, Речной Регистр постоянно привлекал ее специалистов к разработке Правил и норм. Так, например, кафедрой были разработаны Нормы остойчивости Речного Регистра для водоизмещающих судов (рук. В. Н. Анфимов и Г. К. Авдеев) и для судов на подводных крыльях (рук. М. И. Френкель и А. З. Городецкий).
Начиная с 1962 г. одним из важнейших направлений работы стало исследование и регламентирование маневренных качеств грузовых и пассажирских судов, а также толкаемых составов в целях обеспечения безопасности их плавания. Впервые в мировой практике были созданы Нормы управляемости судов внутреннего и смешанного плавания (А.Д. Гофман, В.И. Коган, А.В. Семенова-Тяншанская). За несколько лет были проведены натурные испытания управляемости более 40 судов Кроме сотрудников лаборатории управляемости такие испытания проводил и В. И. Асиновский. . В работах по исследованию управляемости речных судов под руководством А.Д. Гофмана активнейшее участие принимали и защитили диссертации Е. В. Аганин, В. И. Зайков, В. И. Коган, А.В. Семенова-Тяншанская, П.Н. Крюков, Ю. В. Яцук. В настоящее время эта большая работа завершена включением в 2004 г. в Правила Российского Речного Регистра нового раздела «Маневренность». Работы кафедры по улучшению управляемости и ее нормированию позволили существенно поднять уровень безопасности плавания судов.
Исследование и создание кафедрой в столь короткое время целого ряда скоростных судов нового типа, выполнение широкого круга актуальных для речного флота исследовательских работ оказалось возможным только благодаря активному участию в них всего коллектива кафедры, особенно таких энтузиастов, как инженеры-исследователи и экспериментаторы М. П. Зорин, В. Я. Иванов, В.П. Соколов, В.И. Вашуков, а также технического персонала (М. Н. Щелокова (Корн), А.Д Архипова, Е. Б. Мартынова и другие). Нельзя не отметить очень большой вклад в теоретические и экспериментальные исследования кафедры безвременно ушедших молодых ученых В. Б. Старобинского и А. М. Чудновского.
Важнейшим достижением кафедры стало создание современной гидроаэродинамической учебной и научно-исследовательской базы- большого опытового судоиспытательного бассейна и аэродинамической лаборатории (рук. - А. Д. Гофман).
На протяжении всей истории существования кафедры ТК в ее состав входил опытовый бассейн. Вначале это был маленький 12-метровый бассейн, затем - 40-метровый. В 1975 году был введен в строй самый крупный среди учебных заведений СНГ 120-метровый опытовый бассейн, на базе которого был выполнен большой объем научно-исследовательских работ. Большие экспериментальные исследования средств управления судов, положенные затем в основу Руководства МРФ по выбору и расчету движительно-рулевых комплексов судов, были выполнены в аэродинамической трубе. В состав лабораторной базы кафедры входил также небольшой ротативный бассейн, позднее ликвидированный. Большую и кропотливую работу по созданию, оборудованию и совершенствованию лабораторной базы выполнили В. П. Пичужкин, А. Д. Ассиновский, А. Е. Васильев, В. И. Зайков, М. П. Зорин, А. М. Чудновский, А. М. Берестецкий, О. Ф. Потапов, А. И. Васильев, О. В. Пашков, Т. В. Черных, Е. А. Шашкина, Ю. В. Яцук.
Создание мощной современной лабораторной базы, а также оборудования и приборов для проведения натурных испытаний позволило кафедре развернуть широкий фронт научно-исследовательских работ.
С 70-х – 90-х годов лабораторная база кафедры стала основным центром исследования и проектирования гидродинамических комплексов большинства строившихся в то время новых судов внутреннего и смешанного "река - море" плавания, начиная с крупнейшей тогда серии судов типа "Волго-Дон" и кончая такими гигантами как танкер пр.15540, г/п 45тыс.т (ЦКБ "Балтсудопроект") и скоростной рефрижератор водоизмещением 13000т. (Невское ПКБ). За 30 лет работы в опытовом бассейне было выполнено исследовательское проектирование свыше 50 проектов судов различных проектных организаций ("Вымпел", "Шельф", "ИЦС" и др.) Большой ряд исследовательских работ выполнялся и выполняется для оборонных предприятий страны.
Результаты исследовательских работ кафедры постоянно печатались в периодической научной печати, докладывались на международных и национальных научных конференциях в России и за рубежом (США, Англия, Норвегия, Польша), публиковались в таких крупных монографиях как «Теория и расчет гребных винтов» (А. М. Басин, И. Я. Миниович), «Гидродинамика судов на мелководье» (А. М. Басин, И. О. Веледницкий, А. Г. Ляховицкий), «Теория и расчет поворотливости судов» (А. Д. Гофман), «Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна» (А. Д. Гофман). Кафедрой издан целый ряд учебников, до настоящего времени являющихся одними из лучших учебников по теории корабля: «Гидродинамика судна» (А. М. Басин, В. Н. Анфимов), «Ходкость и управляемость судов» (А. М. Басин), «Качка судов» (А. М. Басин).
Целый ряд учебников и монографий был написан работниками кафедры совместно с преподавателями и научными сотрудниками других вузов и организаций: «Ходкость и управляемость судов» (В. Ф. Бавин, В. И. Зайков, В. Г. Павленко, Л. Б. Сандлер); «Судовые тяговые расчеты» (В. Н. Анфимов, Г. И. Ваганов, В. Г. Павленко); «Устройство и гидромеханика судна» (В. Н. Анфимов,
Г. Н. Сиротина, А. М. Чижов), «Технико-эксплуатационные качества судов смешанного плавания» (В. Н. Анфимов, В. И. Асиновский, Ю. Л. Беляк, А. Ф. Видецкий, Ю. Н. Мамонтов).
После ухода А. М. Басина на пенсию кафедрой ТК недолгое время (1977-1979) руководил проф. В. Н. Анфимов, после смерти которого кафедры АПК и ТК были объединены в единую кафедру "Теории, проектирования и конструкции судов" (ТПиКС), которой стал руководить П. А. Малый.
В 1984г к руководству кафедрой ТПиКС пришел д.т.н. В. Ф. Бавин. При нем продолжались научные исследования по традиционным направлениям деятельности кафедры. Однако в 1988 г по распоряжению Минречфлота было образовано НПО "Судостроение", включившее в свой состав Центральное технико-конструкторское бюро (ЦТКБ МРФ), экспериментально- исследовательский завод (ЭИЗ) ЛИВТа и научную часть. В соответствии с распоряжением Минречфлота большое количество научных сотрудников кафедры и оборудования было переведено в НПО. Поэтому численный состав кафедры ТПиКС и объем научных исследований и опытно-конструкторских работ существенно сократились.
Кафедра ТП и КС (1991 год)
Первый ряд (слева-направо): Б. А. Пахомов, О. Ф. Потапов, В. Ф. Бавин, А. Г. Ляховицкий, А. Д. Гофман, М. П. Зорин, В. И. Коган
Второй ряд (слева –направо): Адушкина Н. В., Е. А. Шашкина, Н. Г. Васильева, Т. В. Черных, Г. А. Егоров, Г. А. Крутицкая
Третий ряд (слева-направо): Ю. В. Яцук, Д. Смирнов, А. Е. Васильев, И. Царева, Ю. Д. Павлов, М. И. Войников, Ю. В. Михеев, А. Бычков, О. В. Пашков
В последующие годы объем НИР и ОКР на кафедре постоянно сокращался в связи с общим тяжелым экономическим положением в стране в целом и, в частности, в отрасли. В 1996 г по решению руководства института научные подразделения выведены из подчинения всех кафедр и в настоящее время входят в состав научного центра (НЦ).
В 1985-1995 гг. на кафедре под рук. Бавина В. Ф. была развернута активная работа по внедрению вычислительной техники в учебном процессе. В это время было разработано около 30 прикладных программ, используемых в учебном процессе
Несмотря на очевидные финансовые трудности, не позволяющие в настоящее время обновлять и совершенствовать лабораторную базу, педагогический состав кафедры ТПиКС делал все возможное для обеспечения высокого уровня подготовки специалистов.
Усилия кафедры по подготовке инженеров-кораблестроителей были положительно оценены при аккредитации этой специальности комиссией Института морских инженеров (Англия) в 1995-96 гг. Начиная с 1997 г. выпускники кораблестроительной специальности получают дипломы (сертификаты), признанные за рубежом.
В 2000 г. на базе кафедры ТПиКС и кафедры технологии судоремонта была создана ныне существующая кафедра Судостроения во главе с проф. д.т.н. В. В. Веселковым.
В настоящее время штатный состав преподавателей на кафедре включает Веселкова В. В., Гофмана А. Д., Войникова М. И., Михеева Ю. В., Павлова Ю. Д., Иванюту Ю. Ф., Лебедеву М. П., Яцука Ю. В. К преподаванию также по-прежнему привлекаются наиболее квалифицированные научные работники и крупные практики-производственники.
В качестве основной задачи новой кафедры была определена подготовка инженеров-кораблестроителей для работы в сферах проектирования и строительства судов, активно использующих в своей деятельности современные информационные технологии и средства автоматизации технологических процессов как в проектных организациях, так и на судостроительных предприятиях.
Кафедр, аналогичных кафедре судостроения по охвату дисциплин и учебному плану в России не существует. В процессе обучения студенты кафедры, наряду с освоением классической учебной программы по специализации «кораблестроение», дополнительно изучают:
- основы автоматизации инженерной деятельности;
- принципиальное устройство и основы эксплуатации автоматизированного оборудования, включая особенности подготовки управляющих программ для него;
- основы автоматизированного проектирования судов и автоматизации технологической подготовки их строительства.
С целью обеспечения в процессе обучения доступа студентов к реальным программным системам автоматизации проектирования и подготовки строительства судов кафедра судостроения имеет свой филиал на Балтийском судостроительном заводе, где используются современные информационные технологии во всех составляющих инженерной подготовки производства.
Студенты-отличники, доказавшие свое желание работать в судостроении, имеют возможность получать дополнительно к основной стипендии специальную «Балтийскую стипендию».
Дипломные проекты выпускники кафедры выполняют по направлениям: проектирование судна (в том числе в среде САПР); модернизация судостроительного производства на основе внедрения автоматизированного технологического оборудования и информационных технологий, подготовка производства в сфере АСТПП – в зависимости от выбранного направления будущей работы.
Кафедра является выпускающей по направлению180101 ”Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры”. Работа кафедры ведется в сотрудничестве с ведущими отечественными судостроительными организациями Российский Речной Регистр, ОАО ”Балтийский завод”, ЦНИИ Технологии судостроения, Проектно-конструкторским бюро ”Петробалт”, ОАО ”Инженерный центр судостроения”, конструкторским бюро ”Спецсудопроект” и другими.
Сотрудники кафедры Судостроения (2010)
Первый ряд (слева-направо): В. В. Веселков, М. П. Лебедева, А. Д. Гофман
Второй ряд (слева-направо) М. И. Войников, О. В. Пашков, Ю. В. Яцук
В 1931 году в ЛИИВТе была создана кафедра двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Огромный вклад в создание и развитие кафедры ДВС ЛИИВТа внесли теплоэнергетики: В. Я. Долголенко, К. А. Стриж, Л. В. Арнольд.
Владимир Яковлевич Долголенко (1864-1941) окончил Московское высшее техническое училище. Инженерная деятельность началась на Балтийском судостроительном заводе в Петербурге. В.Я. Долголенко прошел все ступени профессионального и служебного роста и по правилам послереволюционного времени, на общем собрании рабочих был избран начальником (директором) завода. В. Я. Долголенко предложил новую конструкцию котлов (котлы системы Долголенко), которыми оснащался не только отечественный (в том числе исторический крейсер «Аврора»), но и французский военный флот. В ЛИИВте работал с первых дней его основания. В 1941г. в правительство СССР были внесены документы на представление В. Я. Долголенко к званию «Герой труда». В.Я. Долголенко является автором учебников «Теоретический курс морских паровых котлов» (1930) и «Судовые паровые установки, часть I Котлы» (1940).
Константин Александрович Стриж (1887-1946). В 1910 году окончил Военно-морское инженерное училище в г. Кронштадте, плавал на кораблях Балтфлота с 1910 по 1920 гг., заведуя машинными и котельными установками линейных кораблей «Павел I» и «Гангут». Участник ледового похода кораблей – перехода из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт в 1918 г. В 1917–1918 гг. преподавал в Матросском университете в г. Гелсингфорс. В 1924 г. окончил военно-морскую академию, после чего с 1925 г. преподавал в Высшем военно-морском инженерном училище им. Дзержинского: декан факультета в 1926 –1928 гг., помощник начальника училища по учебной части (1928 – 1933 гг.), начальник кафедры (1933 – 1939 гг.). В 1933 г. ему присвоено ученое звание профессора. В ЛИИВТе по совместительству работал с 1930 г., а на штатной должности с 1940 г. В 1941-1942 гг. был деканом судомеханического факультета. Автор учебника «Теория судовых паровых поршневых машин» (1932). С 1939 г. К.А. Стриж работал в ЛИИВТе. В период Великой Отечественной войны, когда институт был эвакуирован – профессор объединенного Ленинградского и Горьковского института водного транспорта. После возвращения из эвакуации института до 1946 года возглавлял кафедру «Паровых машин, теплотехники, термодинамики и ДВС».
Леонид Владимирович Арнольд (1904-1970). В 1926 г. окончил Институт инженеров путей сообщения, после окончания которого работал в нем 4 года. В 1930 г. был одним из организаторов завода-ВТУЗа на базе Ленинградского Металлического завода, в котором в течение 11 лет возглавлял кафедру паровых котлов, занимая должности декана и заместителя директора по научной работе. В 1937 г. был избран по конкурсу заведующим кафедрой ДВС, термодинамики и теплотехники ЛИИВТа. В том же году Л.В. Арнольду было присвоено ученое звание профессора и ученая степень кандидата технических наук, а после Великой Отечественной войны – ученая степень доктора технических наук. Во время Великой Отечественной войны Л.В. Арнольд находился в Ленинграде, работая до марта 1942 г. в ЛИИВТе, затем – в ЦНИИ Морского флота, в топливной инспекции, выполняя задания Уполномоченного Госплана СССР и командования Ленинградского фронта по изысканию топливных ресурсов. С 1941 года Л.В. Арнольд возглавил кафедру ДВС, с 1946 г. по 1947 г. объединенную кафедру «Паровых машин, теплотехники, термодинамики и ДВС», с 1947 г. по 1957 г. заведовал кафедрой «Паровых котлов и термодинамики», а с 1959 г. по 1970 г. – «Термодинамики и общей теплотехники». В период с 1945 г. по 1951 г. был декан судомеханического факультета.
Николай Владимирович Красноперов стал первым заведующим кафедрой ДВС. Н. В. Красноперов, закончивший кораблестроительный факультет Петроградского политехнического института, с 1924 по 1931 год был заместителем директора Центрального научно-исследовательского дизельного института и одновременно преподавателем и деканом механического факультета Ленинградского технологического института. Богатый практический опыт позволил Н.В. Красноперову, возглавлявшему кафедру с 1931 по 1934 год, заложить прочные основы созданной кафедры.
Иван Афанасьевич Пономарев (1890-1959) в 1917 г. окончил курсы гардемаринов флота («черные гардемарины») и стал мичманом-инженер-механиком. В ЛИИВТе по совместительству работал доцентом (1931-1934), заведующим кафедрой ДВС (1934-1939), профессором (1939-1941), а также в штатной должности заведующего кафедрой ДВС (1946-1957) и профессором (1957-1959). В 1939 году кафедра ДВС была преобразована в кафедру ДВС, термодинамики и теплотехники под руководством профессора Л. В. Арнольда. Она просуществовала до эвакуации ЛИИВТа в Горький в 1942 году. После возвращения института из эвакуации в 1944 году была создана кафедра паровых машин, теплотехники, термодинамики и ДВС под руководством профессора К.А. Стрижа.
Потребность в специалистах в области двигателей внутреннего сгорания на водном транспорте в те годы не была значительной, так как главенствующее место, по-прежнему, занимала паровая энергетика. Массовый взрывной характер перехода флота от паровой энергетики к дизельным энергетическим установкам произошел в 1950-1960 годы. С подготовкой требуемого количества высококачественных специалистов в области судовых дизелей ЛИИВТ справился с честью. В том велика заслуга создателей и преподавателей кафедры которые сумели предвидеть эти тенденции в развитии судовой теплоэнергетики, создать и подготовить учебно-методические и кадровые основы школы, сохранить их в условиях войны и восстановительный период. Воспитанные ими ученики продолжили их работу.
В 1957 году кафедру ДВС возглавил Зосима Александрович Хандов (1907-1975), который окончил в 1930 г. Технологический институт им. Ленсовета по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». С 1933 г он работал по совместительству, а с 1934 г. по 1938 г. перешел на постоянную работу в ЛИИВТ в качестве ассистента кафедры «ДВС, термодинамики и теплотехники», затем с сентября 1944 г. по 1947 г. работал на кафедре «Паровых машин, теплотехники, термодинамики и ДВС». После разделения кафедр З.А. Хандов перешел на кафедру ДВС, был избран деканом, приняв факультет у профессора Л.В. Арнольда. В 1947 г. З.А. Хандов защищает кандидатскую, а в 1957 году докторскую диссертацию. В этом же году он становится заведующим кафедрой «Судовых ДВС».
В 1959 году происходит объединение ЛИИВТа с Центральным научно-исследовательским институтом речного флота и в этой связи образуется новая, объединенная кафедра «Судовые силовые установки». Объединение научно-исследовательского института с высшим учебным заведением заметно усилило экспериментальную базу кафедры, повысило качество учебного процесса. Руководство вновь образованной кафедры было возложено на профессора З.А. Хандова. В этот период кафедра насчитывала 58 человек. Увеличение кадрового состава кафедры произошло в основном за счет включения в ее структуру научно-исследовательских подразделений ЦНИИРФа: лаборатории ДВС (заведующий лабораторией к.т.н. Горяков С.К.), лаборатории автоматики (зав. лаб. к.т.н. Антонович С.А.), лаборатории воды, топлива и масла (заведующий лабораторией к.т.н. Тув И.А.), сектора перспективного развития судовых силовых установок (заведующий сектором к.т.н. Урланг Ф.Д.), лаборатории измерительных приборов (заведующий лабораторией инж. Никитин В.А.).
Учебный процесс в это время осуществлялся профессором Хандовым З.А., профессором Понамаревым И.А., доцентом Ермаковым В.Ф., ассистентом Голубковым Н.И. К занятиям со студентами привлекались ведущие научные сотрудники кафедры. В 1961 году произошла реорганизация кафедры судовых силовых установок, в результате которой была образована кафедра «Судовые ДВС», которую возглавил профессор З.А. Хандов.
Кафедра «Судовые ДВС» в 70-е годы ХХ века (слева - направо):
1-й ряд: доц. Хлюпин А.А., доц. Ермаков В.Ф., зав. каф. Хандов З.А., доц. Браславский М.И., доц. Недошивин А.И.,
2-й ряд: ст. инж. Кузнецов Е.В., доц. Нестеренко И.Ф., зав. отд. Кулик Ю.В., доц. Соколов Н.П., инж. Андреева А.П., зав. лаб. Гительсон Я.З.
Учебная работа кафедры велась параллельно с решением научных задач, которые ставились отраслью. Наиболее актуальными из них были совершенствование рабочего процесса судовых дизелей за счет использования двухфазной подачи топлива, над которым работали профессор Хандов З.А. и доцент Ермаков В.Ф., применение испарительного охлаждения наддувочного воздуха (к.т.н. Абрамович В.А., к.т.н. Шишатский В.Н.), теплоизоляции втулок цилиндров (к.т.н. Браславский М.И.). Были широко развернуты исследования, связанные с применением в ДВС низкокачественных топлив (к.т.н. Браславский М.И., к.т.н. Недошивин А.И., к.т.н. Нестеренко И.Ф.). В течение 60-70 годов ХХ века сотрудниками кафедры были выполнены исследования по повышению эффективности работы судовых дизелей на долевых нагрузках (к.т.н. Браславский М.И.), по установлению влияния технического состояния судовых ДВС на их технико-экономические показатели (к.т.н. Нестеренко И.Ф.), по замене импортных турбонагнетателей на отечественные (инж. Гительсон Я.З.). Совместно с заводом «Красное Сормово» и Луганским машиностроительным заводом сотрудники кафедры к.т.н. Козев А.Д., к.т.н. Недошивин А.И., инж. Роднянский В.Б., к.т.н. Нестеренко И.Ф. принимали активное участие в создании газотурбохода на подводных крыльях «Буревестник» и комбинированной газотурбинной установки со свободнпоршневыми генераторами газа. Результаты исследований широко освещались в печати, докладывались на конференциях различного уровня.
В 70-80 годах одним из важнейших направлений учебного процесса кафедры стала плавательская практика студентов, которая проходила как на судах смешенного река-море плавания, так и на речных судах в бассейнах рек Сибири: Индигирка, Лена, Колыма, Яна. В руководстве практикой принимали участие доценты Голубков Н.И., Нестеренко И.Ф., Безюков О.К., ассистенты Макарчук А.А., Жуков В.А.
В 1975 году кафедру возглавил д.т.н., профессор Виталий Александрович Сомов (1926-1988 г.), крупный специалист в области ДВС, автор большого числа научных трудов. Научно-исследовательская деятельность кафедры в 70-80 годы ХХ века проводились по заданию государственного комитета СССР по науке и технике и была направлена на повышение эффективности работы систем смазки судовых ДВС, применение водотопливных эмульсий в судовых ДВС. Кафедра являлась головной в МРФ РСФСР по рациональному использованию и экономии смазочных масел, проводила широкие исследования по применению альтернативных (синтетических) жидких топлив из угля и горючих сланцев (к.т.н. Иванченко А.А., к.т.н. Макарчук А.А.), использованию газового топлива в судовых ДВС (к.т.н. Хлюпин Л.А.). В 1979 Государственным комитетом СССР по науке и технике была образована временная научно-техническая комиссия по оценке технического уровня ДВС, выпускаемых отечественной промышленностью, действующая до июля 1981 г. От ЛИВТа в нее вошли профессор, д.т.н. Сомов В.А. и к.т.н., доц. Нестеренко И.Ф. Их работа в комиссии была отмечена благодарностью председателя Государственного комитета СССР по науке и технике академика Г. Марчука.
С 1986 по 1999 г. кафедрой заведовал известный специалист в области динамики ДВС д.т.н., профессор Леонид Васильевич Тузов. С приходом на кафедру профессор Тузова Л.В. продолжились исследования по использованию в качестве топлив судовых дизелей водотопливных эмульсий на базе моторных топлив, эффективному использованию моторных масел на речном флоте, оптимизации теплового режима в системах охлаждения ДВС, снижению дымности и токсичности отработавших газов судовых дизелей, диагностирования дизелей в процессе эксплуатации. Все это оказало положительное влияние на педагогическую деятельность преподавателей кафедры, способствовало увеличению числа аспирантов и соискателей из числа выпускников университета. За это время успешно защитили кандидатские диссертации Жуков В.А., Дудко П.П., Хамзин Р.М., Брызгалин В.П, Кудян А.А, Якубов Т.Ж., Чернов С.Е., Афанасьева О.В., докторские диссертации Безюков О.К., Иванченко А.А., польский исследователь Листевник Е.
В 1989 г. за разработку и внедрение комплекса новых научно-технических решений по широкому использованию на судах речного флота низкосортных видов топлив профессорам Тузову Л.В., Селивестрову В.М. и Браславскому М.И.. была присуждена премия Совета Министров РСФСР. В 1993 г. Л.В. Тузову было присвоено почетное звание «Заслуженный машиностроитель РФ».
Состав кафедры в 80-годы ХХ века (слева - направо):
проф. Ерофеев В.Л., доц. Семенов П.Д., доц. Пряхин А.С., асс. Хандов А.М., зав. лаб. Серженко М.П., проф. Безюков О.К., доц. Иванченко А.А.,
зав. кафедрой Тузов Л.В., проф. Нестеренко И.Ф., зав. лаб. Гительсон Я.З.
С 1999 по 2014 год кафедрой заведовал д.т.н., профессор Олег Константинович Безюков, научные интересы которого лежат в области исследования в теплообмена, эрозионно-коррозионных процессов, оптимизация схем и параметров систем охлаждения, диагностирования судовых ДВС, оценки технического уровня судовых дизелей и элементов СЭУ, использования газомоторного топлива на водном транспорте.
Основным направлением совершенствования учебно-методической деятельности кафедры в те годы была компьютеризация учебного процесса. По предложению д.т.н., профессора О.К. Безюкова в учебные планы ряда специальностей судомеханического факультета были внесены новые дисциплины: «Компьютерная графика», «Пакеты прикладных программ для автоматизации проектирования», «Математическое обеспечение ПЭВМ», «Персональный компьютер в инженерной деятельности».
Занятия в учебных аудиториях и на производственной практике.
В 2000 г. был создан филиал кафедры при Северо-Западной инспекции Российского Речного Регистра. К учебному процессу привлечены ее сотрудники к.т.н., профессор Фомин Н.Н., инженер Васильева И.В. и др.
В 2002 г. на кафедре создана лаборатория автоматизированного проектирования и математического моделирования процессов, в которых с использованием специализированных программных продуктов выполняется численное моделирование рабочих процессов ДВС и прочностные расчеты их деталей. Это позволило повысить заинтересованность студентов и качество курсового и дипломного проектирования.
Результаты численного моделирования и прочностных расчетов
Научные исследования сотрудников кафедры были посвящены:
– совершенствованию методов проектирования, технической эксплуатации дизелей, судового энергетического и теплообменного оборудования;
– разработке методов снижения вредного воздействия судовых дизелей на окружающую среду;
– выбору и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов в новых условиях эксплуатации флота;
– совершенствованию физико-химических и эксплуатационных показателей топлив, масел и охлаждающих жидкостей судовых четырехтактных дизелей;
– энергетическому надзору и энергосбережению на речном транспорте.
В этот же период под руководством Безюкова О.К. был выполнен ряд важнейших научно-исследовательских работ, в том числе:
– Поисковые исследования в области создания дизельной анаэробной установки нового типа для подземных и подводных объектов вооружений и военной техники на основе схемы с возвратом окислителя в цикл (2001-2003 гг., заказчик – Секция прикладных проблем при Президиуме Российской академии наук);
– Исследование влияния внедрения инновационных мероприятий, направленных на совершенствование работы главных и вспомогательных энергетических установок, на величину индекса энергоэффективности в соответствии с требованиями ИМО, регламентирующими выбросы парниковых газов на транспортных судах объектов (2010-2012 гг., заказчик – Крыловский государственный научный центр);
– Разработка перечня основных технических и эксплуатационных требований, предъявляемых к комплектующему оборудованию, входящего в состав газотурбинных и дизельных двигателей для судов и морских нефтегазовых объектов (2014-2016 гг., заказчик – Крыловский государственный научный центр).
Результаты проведенных исследований легли в основу диссертаций, защищенных аспирантами Головиновым С.А., Орловым А.Е., Жуковой О.В., Кардаковым А.А., Макарьевым Е.В., Денисовой А.А.
В эти годы большую научно-организационную и учебно-методическую работу вели профессор Безюков О.К. в качестве проректора по научной и учебной работе, профессора Семенов П.Д., Пряхин А.С. соответственно в качестве декана факультета дополнительного профессионального образования и заместителя декана судомеханического факультета.
Состав кафедры в начале 2000-х годов (слева - направо):
1-й ряд: проф. Ерофеев В.Л., доц. Жукова О.В., зав. кафедрой Безюков О.К., доц. Афанасьева О.В., проф. Тузов Л.В.,
2-й ряд: доц. Юдин Ю.А., проф. Дергачев А.В., проф. Гаврилов В.В., проф. Пряхин А.С., проф. Фомин Н.Н., проф. Семенов П.Д., зав. лаб. Серженко М.П., доц. Ганин Н.Б., ст.пр. Афанасьев М.П.
С 2014 года кафедру возглавляет выпускник Ленинградского института водного транспорта доктор технических наук Жуков Владимир Анатольевич.
Под руководством В.А. Жукова сохраняются традиции кафедры, основная из которых – участие в решении наиболее актуальных для отрасли проблем. Основными целями исследований кафедры в настоящее время является создание научного задела, необходимого для реализации Транспортной и Энергетической стратегий РФ, Федеральных целевых программ. «Основными направлениями исследования кафедры теории и конструкции судовых ДВС в настоящее время являются: рабочий процесс, кинематика, динамика, виброактивность, автоматизированное проектирование судовых дизелей, теплоэнергетических установок и их систем; разработка методов оценки энергоэффективности тепловых двигателей, энергетических установок и их научно-технического уровня; ресурсо- и энергосбережение, совершенствование методов использования традиционных и альтернативных топлив, моторных масел и охлаждающих жидкостей; совершенствование технической эксплуатации и диагностирования судовых дизелей и теплоэнергетических установок, защита окружающей среды.
Одной из актуальных проблем, решаемых кафедрой в настоящее время, является переход на образовательные стандарты нового поколения, максимально ориентированные на запросы работодателей, которыми являются предприятия отрасли. Этот переход требует обновления учебных планов и рабочих программ дисциплин, модернизации материальной базы.
Кафедра теории и конструкции судовых ДВС в 2015 году (слева - направо):
1-й ряд: проф. Ерофеев В.Л., проф. Тузов Л.В., зав. каф. Жуков В.А., проф. Безюков О.К., проф. Гаврилов В.В.,
2-й ряд: проф. Пряхин А.С., зав. лаб. Серженко М.П., ст.пр. Афанасьев М.П., инж. Жукова Н.П., доц. Мельник О.В., асп. М. Маади, доц. Ганин Н.Б.
На кафедре продолжают успешно работать ведущие профессора Безюков О.К., Гаврилов В.В., Ерофеев В.Л., передавая свой богатейший опыт молодым сотрудникам, аспирантам, студентам.
Учебные занятия и научные исследования проводятся в лабораториях теплотехники и термодинамики, химмотологии и эксплуатационных материалов, судовых двигателей внутреннего сгорания. Огромный вклад в создание и развитие этих лабораторий внес М.П. Серженко, долгие годы являвшийся заведующим лабораториями. В настоящее время лабораториями заведует выпускник кафедры к.т.н. Макарьев Е.В.
Продолжает развиваться подготовка студентов в области автоматизированного проектирования. В 2016 году в составе кафедры была создана лаборатория автоматизированного проектирования судов и предприятий CADMATIC. Большую работу по использованию лаборатории в учебном процессе проводят доценты Мельник О.В., Афанасьев М.П.
Традиционной является активная методическая работа преподавателей кафедры, которыми подготовлены десятки учебных и учебно-методических пособий. В центральных издательствах изданы учебники для ВУЗов, подготовленные преподавателями кафедры, получившие рекомендации учебно-методических объединений для использования в учебном процессе.
Научные разработки преподавателей кафедры нашли отражение в большом колличестве публикаций в научных журналах таких как Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, «Речной транспорт (ХХI век)», «Вестник машиностроения», «Двигателестроение», «Судостроение» и других, научных трудах различных всероссийских и международных конференций. Важнейшие результаты научных исследований опубликованы в монографиях, подготовленных преподавателями кафедры. Десятки технических решений кафедры защищены авторскими свидетельствами и патентами, в том числе, полученные в последние годы.
Профессора кафедры О.К. Безюков, В.В. Гаврилов, В.Л. Ерофеев, В.А. Жуков являются членами диссертационного совета, созданного при ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова по специальности «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)». Долгие годы в состав совета входил профессор Тузов Л.В. Диссертационный совет активно работает, рассматривая кандидатские и докторские диссертации как аспирантов и сотрудников не только ГУМРФ, так и других вузов и предприятий отрасли, с которыми кафедра традиционно поддерживает тесные партнерские отношения.
В 2021 году кафедра теории и конструкции судовых ДВС была преобразована в кафедру судостроения и энергетических установок в результате объединения с кафедрой судостроения.
Кафедра судостроения
До 2000 года подготовка инженеров для проектных организаций и предприятий, строящих суда речного флота, велась в Лениградском институте водного транспорта, а затем в Санкт-Петербургском университете водных коммуникаций на кафедре «Теории проектирования и конструкции судов». Содержание и методику преподавания основных теоретических дисциплин – теория корабля, конструкция корпуса судна, проектирование судов, строительная механика в разное время сформировали ведущие профессора и доценты кафедры ТПиКС – Бавин В.Ф., Гофман А.Д., Войников М.И., Михеев Ю.В.
Для создания научных основ проектирования речных и морских судов еще в 60 годы прошлого века по инициативе профессоров Басина А.М., Лаврентьева В.М. и Дормидонтова Н.К. был создан уникальный комплекс лабораторий гидро-аэродинамики судов, в основе которого лежал опытовый бассейн. В последующие годы он активно использовался для подготовки инженерных кадров высшей квалификации и выполнения научно-исследовательских и проектных работ для нужд речного судостроения.
За время существования опытового бассейна учеными и аспирантами университета с его помощью было выполнено множество крупных научно-исследовательских работ, включая:
- обоснование возможности создания флота смешанного плавания (класса «река-море») и подготовку проектов первых судов этого типа;
- разработку государственной сетки перспективных судов внутреннего и смешанного плавания;
- разработку по заданию Российского Речного Регистра ряда документов, регламентирующих эксплуатационные требования к судам;
- испытания элементов океанотехники по заказам ЦНИИ «Гидроприбор».
В период мая-августа 2007 года в рамках модернизации лабораторной базы университета была проведена масштабная реконструкция опытового бассейна и аэродинамической трубы. В результате выполненных работ в данных лабораторных комплексах установлено современное оборудование. Модернизированный бассейн имеет размеры 120м×6м×3м, что позволяет проводить испытания моделей водоизмещающих и скоростных судов длиной до 6 м со скоростями движения до 6 м/с. Значительный вклад в развитие лабораторного комплекса сделал видный ученый кафедры доктор технические наук, профессор Александр Давидович Гофман.
Основными предпосылками к созданию кафедры Судостроения было изменение ситуации в отечественном судостроении. В частности, судостроительные предприятия, не потерявшие заказы на строительство судов, в борьбе за рынок начали конкретные действия по коренной модернизации своих производственных мощностей. В результате возросла потребность в специалистах, комплексно разбирающихся в вопросах использования компьютерной техники и автоматизированного оборудования.
В НИИ начали активно применять методы компьютерного моделирования для разработки новых технологий и оборудования, однако готовых специалистов для реализации такого подхода никто не готовил. Опыт показал, что выпускники специализированных кафедр типа «Вычислительная техника» не всегда успешно справляются с данной задачей, так как моделирование чего-либо требует глубокого понимания объекта моделирования, а не только средств и математического аппарата собственно моделирования.
В конструкторских бюро вопросы проектирования «без кульмана» стали обычными. Однако практика выявила, что формирование необходимого кадрового состава лучше всего осуществлять на основе обучения приемам проектирования с помощью ЭВМ молодых специалистов, чем переучивать конструкторов, 20 лет отстоявших за кульманом.
Основным направлением внедрения компьютерной техники в технологической подготовке производства стало обеспечение управляющими программами оборудования с ЧПУ. Поэтому многие предприятия стали формировать штат службы подготовки производства программистами, выращенными из специалистов с кораблестроительным образованием. В качестве основной задачи кафедры была определена подготовка морских инженеров, обладающих современными знаниями, обеспечивающими возможность эффективной работы в направлениях, связанных с внедрением информационных технологий и средств автоматизации производственных процессов, как в проектных организациях, так и на судостроительных предприятиях. Заведующим кафедрой был избран доктор технических наук, профессор, Лауреат премии совета министров СССР Веселков Вячеслав Васильевич, к тому времени более 35 лет, отработавший в судостроении.
В основу концепции формирования нового уровня подготовки специалистов для судостроения был заложен принцип: выпускник кафедры должен быть готов к решению определенного класса задач, как в научной организации, так и в конструкторском бюро, и на судостроительном предприятии. Анализ путей решения данной задачи показал, что для этого необходимо реализовать возможность доступа студентов в процессе их обучения к реальным компьютерным системам (уровня CAD/CAM), используемым при проектировании и подготовке строительства судов и действующему автоматизированному оборудованию судостроительных предприятий. Кафедра судостроения с начала своего существования стала формировать широкие связи с проектными организациями и заводами, активно внедряющими у себя новые информационные технологии и оборудование с ЧПУ. Это позволило по-новому организовывать проведение производственной практики студентов кораблестроителей в обеспечение формирования практических навыков в областях работ, связанных с автоматизацией проектирования судов и подготовкой производства. Одной из основных дисциплин профессионального образования инженеров кораблестроителей стала дисциплина «Комплексная автоматизация производства в судостроении», которую подготовил профессор Веселков В.В. На ее основе были созданы дисциплины – Системы Автоматизированного Проектирования Судов (САПР судов) и Автоматизированные Системы Технологической Подготовки Производства (АСТПП).
В рамках научной деятельности на кафедре постоянно ведется подготовка аспирантов университета и соискателей – специалистов предприятий судостроительной отрасли к защите диссертаций по специальностям «Теория корабля и строительная механика» и «Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства».
В 2013 году кафедра судостроения перешла на подготовку кадров по двухуровневой системе образования – бакалавриат -ммагистратура. Этот шаг потребовал серьезных изменений в программе обучения. В отличие от программы подготовки инженеров программы обучения бакалавров и магистров по направлению КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ И ОКЕАНОТЕХНИКА, предусматривал параллельное изучение фундаментальных и специальных дисциплин в рамках бакалавриата и интегрированное наращивание фундаментальных знаний в случае продолжения обучения в магистратуре. Такой подход позволяет исключить недостатки варианта инженерного образования, связанные с трудностями использованием полученных на первых курсах фундаментальных знаний при изучении специальных дисциплин на последних и оптимизировать их объем применительно к особенностям специализации. В отличие от инженера традиционного варианта подготовки, бакалавр должен уметь самостоятельно выполнять простейшие сварочные операции, пользоваться газорезательным оборудованием, в случаях необходимости выполнять разметочные операции и эскизирование деталей, а также оценивать эффективность тех, или иных технологий, используемых при строительстве судов. При этом данные навыки будут подкреплены хорошим знанием теоретических основ самих процессов. Получение перечисленных практических навыков сегодня невозможно реализовать только на основе использования существующей в высших учебных заведениях лабораторной базы. Сегодня полностью меняются принципы организации производственной практики в период обучения и на летних каникулах. Определенное варьирование уровня подготовки специалистов в рамках универсального пакета знаний существующая программа подготовки бакалавров в настоящее время в состоянии обеспечивать за счет имеющегося в ней раздела факультативной подготовки. Тем не менее, очевидно, что основные настроенные профессиональные знания бакалавр все равно будет получать непосредственно на рабочем месте в процессе своей будущей практической деятельности. Делать это он сможет в рамках «самостоятельной программы подготовки». При таком подходе успех в ее освоении будет обеспечивать ему должностной рост и увеличение заработной платы. В случае же необходимости совершенствования профессиональной подготовки выпускник кафедры сможет продолжить свое обучение в магистратуре. При этом направление подготовки может определяться исходя из потребностей предприятий.
Произошедшее объединение кафедр теории и конструкции судовых ДВС и судостроения было обусловлено, с одной стороны, тем, что прежние названия объединяющихся кафедр не отражали широкого спектра дисциплин, читаемых преподавателями кафедр и сферы научных интересов преподавателей и аспирантов кафедр, которая охватывает не только конструкцию корпуса судна, судовые дизели, элементы судовых систем, но и другие актуальные вопросы судостроения и судовой энергетики.
С другой стороны, переход на образовательные стандарты нового поколения предполагает сохранение в ГУМРФ двух специализаций подготовки бакалавров («Кораблестроение» и «Судовые машины и механизмы») и единой программы магистратуры по направлению «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» требует рациональной унификации учебных планов и рабочих программ дисциплин, координации подготовки бакалавров и магистров.
Научно-педагогическая школа объединенной кафедры судостроения и энергетических установок на основании имеющегося опыта нацелена на решение триединой задачи:
– формирование высококвалифицированного кадрового состава и совершенствование учебно-научной базы;
– подготовку квалифицированных специалистов в области проектирования и эксплуатации объектов речного флота;
– проведения научных исследований в интересах развития водного транспорта.
Это позволяет обеспечивать подготовку высококвалифицированных специалистов в области кораблестроения, океанотехники и системотехники объектов морской инфраструктуры, которые после окончания университета получают интересную, высокооплачиваемую работу в научно-исследовательских институтах, проектных бюро, на судо- и дизелестроительных заводах, в судоходных компаниях Санкт-Петербурга и в других регионах России.
Традиции, сформировавшиеся на протяжении почти векового существования двух кафедр, а также профессионализм сотрудников кафедры позволяют быть уверенными, что подготовка специалистов в области проектирования объектов морской и речной техники, проектирования, производства и эксплуатации главных и вспомогательных элементов судовых энергетических установок и энергетических установок объектов береговой инфраструктуры предприятий водного транспорта будет осуществляться на традиционном высоком уровне и будет соответствовать современным требованиям, предъявляемым предприятиями отрасли к выпускникам кафедры.
Кафедра поддерживает и развивает научное и методическое сотрудничество с коллегами из Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, МГТУ им. Н.Э.Баумана, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Волжского государственного университета водного транспорта, Астраханского государственного технического университета, Керченского государственного морского технологического университета, Ярославского государственного технического университета, Севастопольского государственного университета и ряда других университетов. Выпускники кафедры успешно работают на многих предприятиях отрасли, среди которых можно отметить Российский Речной Регистр, Российский морской регистр судоходства, АО «ЦНИИМФ», Средне-Невский судостроительный завод, Канонерский судоремонтный завод, ОАО «Инженерный центр судостроения», группа компаний «Морская техника», судоходная компания «Навигаторъ».
С этими и другими предприятиями отрасли, занимающимися проектированием, строительством и эксплуатацией судов кафедра активно сотрудничает по различным направлениям.
Подготовка бакалавров по направлению «Кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры» сертифицирована Институтом морских инженеров, науки и технологии (IMarEST, Великобритания).
Получение международной аккредитации – это признание высокого уровня подготовки по указанным программам в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, их соответствия международным стандартам подготовки. Для обучающихся по данным программам подготовки открываются дополнительные возможности в трудоустройстве, повышается конкурентоспособность выпускников, и открываются возможности дальнейшего обучения и построении карьеры, особенно в интернациональных и международных компаниях, поскольку работодатели могут быть уверены в высоком уровне подготовки выпускников ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, освоивших аккредитованные программы.