Кафедра двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок

Кафедра двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок

Заведующий кафедрой
Иванченко Александр Андреевич
д.т.н., профессор, действительный член Академии транспорта РФ
E-mail: IvanchenkoAA@gumrf.ru

22-я Линия Васильевского острова, д. 9, ауд. 40,
тел.: (812) 321-37-34

Межевой канал, д. 4, каб. 20,
тел./факс: (812) 748-96-60, м.т. 706

E-mail: cattc@mail.ru, kaf_dvs@gumrf.ru


Историческая справка

Кафедра Двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок в действующем составе образована 1 ноября 2016 года в результате слияния преподавательского состава кафедр «Судовых энергетических установок, технических средств и технологий» (СЭУ, ТС и Т) и «Двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок» (ДВС и АСЭУ) в ходе оптимизации структуры ФГБОУ ВО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.

Заведующим кафедрой после объединения избран выпускник 1978 г. судомеханического факультета ЛИВТа доктор технических наук, профессор Иванченко Александр Андреевич.

Кафедры ДВС и АСЭУ образована в 1954г. Кафедра «СЭУ, ТС и Т» образована в 1930г. одновременно с созданием ЛИИВТа. Обе кафедры за время своего существования неоднократно подвергались реорганизации и меняли название в зависимости от приоритетов отрасли и задач, стоящих перед Вузами согласно ниже следующей исторической справке.

Кафедра «СЭУ, ТС и Т» с момента образования и до 1931 года носила название – «Паровых котлов». Руководил кафедрой известный ученый в области котлостроения профессор В.Я. Долголенко. В 1931- произошло ее первое объединение с кафедрой «Паровых машин» с соответствующим переименованием в кафедру «Паровых котлов и машин». С 1934 по 1944 – «Паровых установок», 1944-1946гг. - «Паровых машин, термодинамики, теплопередачи и двигателей внутреннего сгорания» (ПМТТДВС). Руководил кафедрой с 1931 по 1946 гг. выдающийся организатор морского образования профессор К.А. Стриж. В 1947г.  на базе кафедры были образованы две кафедры: кафедра «Судовых поровых машин и турбин» и кафедра «Термодинамики и паровых котлов». Кафедрой «Судовых поровых машин и турбин» в разные годы руководили к.т.н. доценты П.П. Акимов (1947-1949), С.А. Смирнов (1949-1954), д.т.н., профессор И.А. Чиняев (1954-1959). Кафедру «Термодинамики и паровых котлов» возглавлял известный ученый д.т.н., профессор Л.В. Арнольд (1947-1959). В 1959 году обе кафедры снова были объединены в единую кафедру «Судовых силовых установок» (ССУ) под руководством известного ученого в области двигателей внутреннего сгорания д.т.н. профессора З.А. Хандова. Одновременно из числа преподавателей кафедры была образована кафедра «Судовых вспомогательных механизмов» (СВМ) под руководством д.т.н. профессора И.А. Чиняева.

История кафедры «ДВС и автоматики СЭУ» берет начало с 1954 г., когда в ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова была образована кафедра «ДВС и ССУ».  Первым начальником кафедры был назначен известный ученый в области двигателей внутреннего сгорания д.т.н. профессор Д.Б. Танатар. В 1957 году кафедра «ДВС и ССУ» была объединена с кафедрой «Комплексные судовые двигатели». Новая кафедра получила название «Судовые двигатели внутреннего сгорания и комплексные установки». Начальником кафедры с момента образования до 1958г. был назначен известный ученый в области двигателей внутреннего сгорания д.т.н. профессор Н.В. Петровский.  С 1958 по 1962 г. кафедру вновь возглавлял д.т.н., профессор Д.Б. Танатар. С 1962 по 1963г. кафедрой руководил к.т.н., доцент В.П. Шмелев. С 1963 по 1969г. кафедру вновь возглавлял д.т.н., профессор Н.В. Петровский. В 1969 году кафедру возглавил выпускник 1951г. судомеханического факультета ЛВИМУ д.т.н., профессор С.В. Камкин. В этот период научная деятельность кафедры была направлена на оптимизацию рабочих процессов судовых дизелей, техническое обеспечение безопасности судов, разработку теоретических методов повышения эффективности эксплуатации судовых дизельных установок.

Продолжилась реорганизация и в ЛИИВТе. В связи с интенсивным внедрением на флоте ДВС и развитием в стране двигателестроения в 1962 г. произошло разделение кафедры «ССУ» на две кафедры: «Судовых двигателей внутреннего сгорания» (СДВС) под руководством д.т.н., профессора З.А. Хандова и «Судовых силовых установок и технической эксплуатации флота» (ССУ и ТЭФ) под руководством в 1962 -1963гг. к.т.н., доцента С.К. Брыкова, в 1969 г. к.т.н., доцента Ф.Д. Урланга, в 1969-1979гг.  д.т.н. профессора Б.В. Васильева. На кафедру «ССУ и ТЭФ» была возложена функция головной организации отрасли по созданию, внедрению и совершенствованию судовых энергетических установок. В связи с приоритетностью задачи совершенствования в отрасли системы технической эксплуатации флота в 1973г. кафедра была переименована и стала называться «Технической эксплуатации флота и судовых энергетических установок». В 1979 году произошло слияние кафедры «ТЭФ и СЭУ» и кафедры «СВМ» с переименованием объединенной кафедры в кафедру «Судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов» (СЭУ и ВМ) под руководством в 1979-1986гг. д.т.н. профессора И.А. Чиняева, в 1986-1990гг. д.т.н., профессора И.С. Полипанова, в 1990-1992гг.  д.т.н., профессора П.А. Малого, в 1992-1995гг. д.т.н., профессора Б.Д. Худякова.

При внедрении в СПГУВК (ЛИВТ) ГОС ВПО первого поколения в 1995г. была предпринята попытка разделить сферы ответственности кафедры «СЭУ и ВМ» для чего она была разделена на кафедру «Эксплуатации СЭУ» (ЭСЭУ) и кафедру «Судового энергетического оборудования» (СЭО), которая впоследствии была объединена с кафедрой «Теплотехники» с переименованием в кафедру «Теплофизики и вспомогательных механизмов» (ТФ и ВМ).  Однако в 1997г. все вновь образованные кафедры снова была слиты в единую кафедру – «Судовых энергетических установок» (СЭУ), под руководством в 1997-1999гг. д.т.н. профессора А.С. Баева, с 1999 – до реорганизации в 2016г. д.т.н., профессора А.А. Иванченко.

В этот же период в 1996 году кафедра «Судовые двигатели внутреннего сгорания и комплексные установки» ЛВИМУ имени С.О. Макарова была объединена с кафедрой «Судовые турбинные установки и автоматизация СЭУ», которая также была образована в 1968 году на Судомеханическом факультете в результате реорганизации кафедры «Судовые паровые двигатели и вспомогательные механизмы» в кафедру “Судовые турбинные установки». Ее первым начальником был назначен д.т.н., профессор В.А Семека. В 1983 году кафедра была переименована в кафедру «Судовых турбинных установок и автоматизации СЭУ». Начальником кафедры назначен к.т.н., доцент Л.А. Самсонов, впоследствии успешно защитивший диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. После объединения новая кафедра получила название кафедры «Двигатели внутреннего сгорания и АСЭУ». Ее начальником был назначен выпускник 1975г. ЛВИМУ к.т.н., доцент А.Л. Лемещенко, возглавляющий ее до реорганизации в 2016г.

В процессе внедрения в СПГУВК требований Конвенции ПДНВ в 2008г. к кафедре «СЭУ» с целью усиления подготовки судовых механиков к выполнению функции Эксплуатация судового электрооборудования была присоединена переданная на Судомеханический факультет кафедра «Эксплуатации судового электрооборудования и средств автоматики» (ЭСЭ СА) с переименованием в кафедру «Судовых энергетических установок, технических средств и технологий». У истоков создания этой кафедры стояли д.т.н, профессор В.В. Тихомиров, д.т.н., профессор К.В. Недялков, к.т.н., доцент Приходько В.М.

В соответствии с имеющейся материально-технической базой и кадровым обеспечением с момента основания и до реорганизации кафедра СЭУ, ТС и Т сохранила два направления работы. Первое - это подготовка морских инженеров для проектных организаций, судостроительных и судоремонтных предприятий, проведение научно-исследовательских работ по новому судостроению. Второе – это подготовка инженеров-механиков эксплуатационного профиля, проведение научно-исследовательских работ по совершенствованию технической эксплуатации эксплуатирующегося флота, повышению эффективности энергетических судов.  

Соответственно в структуре университета до реорганизации кафедра «СЭУ, ТС и Т»  занимала положение выпускающей кафедры отвечающей за выпуск специалистов по специальности  26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок» и 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также участвующей в выпуске бакалавров по направлению 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры» по профилю «Судовые энергетические установки» и участвующей в подготовке бакалавров: по профилю «Кораблестроение» направления 26.03.02  «Кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры», по направлению 26.03.01 «Управление водным транспортом и гидротехническое обеспечение судоходства», магистров по направлению 26.04.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры».

Соответственно набор профильных специальных дисциплин, читаемых преподавателями кафедры СЭУ, ТС и Т до реорганизации насчитывал 43 дисциплины из блока специальных дисциплин и дисциплин специализаций.

Преподаватели, вошедшие в состав образованной кафедры, читали и участвовали в подготовке студентов по дисциплинам:

 

  • по направлению 26.03.02 “Кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры”: - по профилю Кораблестроение - “Судовые энергетические установки”; - по профилю “Судовые энергетические установки” - “Судовые энергетические установки”, “Судовое вспомогательное энергетическое оборудование”, “Основы экологической безопасности судовой энергетики” и “Автоматизация СЭУ”;
  • по специальности 26.05.05 “Судовождение”: “Судовые энергетические установки”;
  • по специальности  26.05.06 “Эксплуатация судовых энергетических установок”: “Судовые энергетические установки”, “Основы теории надежности и диагностики”, “Автоматизированные системы управления СЭУ”, “Эксплуатация СЭУ”, “Организация службы на судах”, “Техническое обеспечение безопасности мореплавания”, “Техническая эксплуатация флота и судов”, “Вахтенное обслуживание СЭУ”,  “Безопасная эксплуатация судов и предотвращение загрязнения окружающей среды”, “Начальная подготовка по вопросам безопасности”, “Борьба с пожаром по расширенной программе”, ”Управление шлюпкой”;
  • по специальности 26.05.07 “Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики”:  «Основы судовой автоматики”, «Основы судовой электромеханики”, “Судовые информационно-измерительные системы”, “Эксплуатация СЭУ”, “Организация службы на судах”, “Техническое обеспечение безопасности мореплавания”, “Техническая эксплуатация флота и судов”, “Вахтенное обслуживание ЭЭС СЭУ”, “Безопасная эксплуатация судов и предотвращение загрязнения окружающей среды”, “Начальная подготовка по вопросам безопасности”, “Борьба с пожаром по расширенной программе”, ”Управление шлюпкой”;
  • специальность 190701.65 “Управление водным транспортом и гидротехническое обеспечение судоходства” и “Технология транспортных процессов” – “Транспортная энергетика”.

 

Преподавательский состав кафедра «ДВС и АСЭУ» с момента реорганизации в структуре факультета Судовой энергетики в университете занимает положение одной из выпускающих кафедр по специальности 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок» с набором профильных специальных дисциплин по ФГОС 3 поколения: «Судовые двигатели внутреннего сгорания», “Эксплуатация СДВС”, “Основы автоматики и теории управления ТС”, “Автоматизированные системы управления СЭУ”, “Диагностирование СУ СЭУ”, “Вахтенное обслуживание СЭУ” и др.

В составе кафедры СЭУ, ТС и Т кроме специалистов, указанных в исторической справке в разное время работали и оставили свой творческий  след  известные в отрасли и в научном мире специалисты: д.т.н., профессор Акимов А.В., д.т.н.,  профессор Голынский А.В., заслуженный деятель науки, заслуженный работник высей школы д.т.н.,  профессор Венцюлис Л.С., заслуженный деятель науки, д.т.н.,  профессор Мясников Ю.Н., д.т.н., профессор Шишкин В.А., д.м.н. профессор Логунов К.В., а также к.т.н., доцент Нестеров Ю.Ф., к.т.н., доцент Дурманов В.Н, к.т.н., доцент Бочаров В.Н., к.т.н., доцент Маликов Л.В., к.т.н., доцент Еремин А.И., к.т.н., доцент Хандов А.М., к.т.н., доцент Коновалов П.П., к.т.н., доцент Гриценко П.П., к.т.н., доцент Белоусов Е.С., к.т.н. с.н.с. Недошивин А.И., к.т.н., доцент Колесов А.Г., к.т.н., доцент Хлюпин Л.А., к.т.н. доцент Петров А.П., к.т.н. доцент Живлюк Г.Е., к.т.н., доцент Васин П.А., доцент Петрова Т.И., ст. преподаватель Спиряков С.В. и др.

На кафедре «ДВС и АСЭУ» в разное время кроме ранее указанных также работали и оставили свой творческий след известные в отрасли и в научном мире преподаватели: д.т.н., профессор Самсонов Л.А., к.т.н. профессор Возницкий И.В., д.т.н., профессор В.Ф. Сыромятников,  к.т.н., профессор Беляев И.Г.; к.т.н., профессор Пунда А.С., профессор Шадрин А.Б. доцент Осташенков В.Ф.;  к.т.н., доцент Н.Т. Апастолов; к.т.н., доцент В.П. Бусыгин;  к.т.н., доцент Г.А. Попов; к.т.н., доцент Зайцев В.И.; к.т.н., доцент Кутьин Л.И.; к.т.н., доцент Кузнецов В.А.; к.т.н., доцент Басалыгин Г.М.; к.т.н., доцент В.П. Бусыгин; к.т.н., доцент Сысоев В.С.; к.т.н., доцент Фаворский О.Б.; к.т.н., доцент Снытко М.Х.; к.т.н., доцент Веселков Н.А.; к.т.н., к.в.н. доцент Коржук С.Н., к.т.н. доцент Пальтов С.А.,  ст. преподаватель Волочков В.А.; старший преподаватель Ю.С. Климов; старший преподаватель А.Г. Семенов; ст. преподаватель Пилецкий А.Е.; старший преподаватель Ю.С. Климов; старший преподаватель А.Г. Семеков; ассистент Кузнецов В.А.; к.т.н., ассистент Шишкин В.А.; ассистент Михеев Е.Г.; ассистент Смирнов Д.С.; ассистент Бедай А.С.; ассистент Абрамов Д.Н.; ассистент Матях А.В.; ассистент Симаков А.С., ассистент Власов Г.А.; ассистент Трусов О.С.; ассистент Стариков В.С.; ассистент Боричев А.В., и др.

Таким образом вновь образованная кафедра вобрала в себя лучшие традиции кафедры «СЭУ, ТС и Т» ФГБОУ ВО СПГУВК и кафедры «ДВС и автоматики СЭУ» ФГБОУ ВО ГМА имени адмирала С.О. Макарова. 

Кафедра выпускает специалистов по следующей специальности:
 
26.05.06 - Эксплуатация судовых энергетических установок

Каровый состав

Учебный процесс по объединенной кафедре обеспечивается высокопрофессиональным профессорско-преподавательским коллективом, включающим в себя 3 профессоров, два из которых доктора технических наук и 1 кандидат технических наук с большим опытом работы в отрасли; семь доцентов - кандидатов технических наук; одного старшего преподавателя с большим практическим и преподавательским опытом работы в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, работающий над кандидатской диссертацией. Сведения о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы приведены в Таблице 1.

Сведения о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы

ФотоФИО, должность, ученая степень, ученое званиеНаправление подготовки
специальность по образованию,
общий стаж работы,
в т.ч. научно-педагогический
Преподаваемые дисциплиныСведения о повышении квалификации
Иванченко Александр Андреевич, заведующий кафедрой Двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок, д.т.н., ученое звание профессор,
Действительный член Российской Академии транспорта
Инженер–механик,
Судовые машины и механизмы,
Курсы при Управлении Лен. мор. торг. порта по программе "Механик судов МРФ смешанного (река-море) плавания"
Свидетельство № 48/1978; 42/40
43 года / 41 год
1. Судовые ДВС
2. Эксплуатация СДВС
3. Диагностирование АСУ
4. Двухтопливные и традиционные двигательные установки судов.
5. Эксплуатация дизельных энергетических установок
6. Вахтенное обслуживание судовой энергетической установки (тренажёр машинного отделения)
Удостоверение № А22017/0464 от 24. 03. 2017 г., «Подготовка, оценка компетентности и дипломированных моряков», ФГБОУ ВО «ГУМРФ адм. С.О. Макарова», 36ч.
Удостоверение № 484 от 06. 12. 2017 г о повышении квалификации "Практическое использование компонентов информационно образовательной среды в образовательном процессе» ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова», 16 ч.
Свидетельство № ТТТ285/19S от 26 апреля 2019г. "Подготовка инструктора тренажерной подготовки и экзаменатора" ФГБОУ ВО «ГУМРФ адм. С.О. Макарова»
Cвидетельство 7827 00304300, 2019 г, Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Актуальные проблемы морской энергетики. Технические, экономические и технологические аспекты», СПбГМТУ, 42 ч.
Венцюлис Леонард Станиславович, профессор кафедры Двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок, д.т.н., ученое звание профессор,
Действительный член Российской Академии транспорта, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР
Инженер-механик,
Корабельные паросиловые установки,
ОЛ ВМА по специальности “Корабельные энергетические установки”
72 года / 54 года
1. Транспортная энергетика
2. Энергетические установки судов вспомогательного флота и их эксплуатация
3. Технология обработки воды на судах
4. Энергетическое обеспечение перевозок
Диплом П №635544 от 27.06. 1964г. ОЛ ВМА имени адмирала Н. Кузнецова по специальности “Корабельные энергетические установки”
Удостоверение № А22017/0603 от 20.10.2017 г., «Подготовка, оценка компетентности и дипломированных моряков», ФГБОУ ВО «ГУМРФ адм. С.О. Макарова», 36ч.
Петров Александр Павлович, профессор кафедры Двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок, к.т.н., ученое звание доцентИнженер-электромеханик,
Автоматика и телемеханика
53 года / 47 лет
1. Основы автоматики и теории управления техническими системами
2. Автоматизированные системы управления СЭУ
3. Диагностирование АСУ
4. Элементы и устройства автоматизации СЭУ
5. Перспективные системы управления и обслуживания дизельных установок
Удостоверение № 283 от 18.03. 2016г повышения квалификации. ФПК ФГБОУ ВО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 16 ч по программе: «Использование иновационно образовательных технологий в учебном процессе»»
Удостоверение №А22017/0473 от 24. 03. 2017 г. о повышении квалификации «Подготовка, оценка компетентности и дипломирование моряков» ФГБОУ ВО ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 36ч.
Удостоверение ERSIOT2015101607 от 16. 10.2015г – о повышении квалификации «Операционный курс Инструктора ERS TechSim», 40ч.
Удостоверение № 0491 от 06. 12. 2017 г., о повышении квалификации "Практическое использование компонентов информационнообразовательной среды в образовательном процессе» ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова», 16 ч.
Cвидетельство 7827 00304323, 2019 год, Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Актуальные проблемы морской энергетики. Технические, экономические и технологические аспекты», СПбГМТУ, 42 ч.
Коржук Сергей Николаевич, доцент кафедры Двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок, к.в.н., ученое звание отсутствуетИнженер-механик,
Эксплуатация энергетических установок
44 года / 13 лет
1. Судовые двигатели внутреннего сгорания
2. Эксплуатация судовых ДВС
3. Вахтенное обслуживание СЭУ (Тренажер машинного отделения)
4. Эксплуатация дизельных энергетических установок
5. Технология обработки воды на судах
6. Применение топлив и масел на судах
Удостоверение № 10 от 23. 03. 2017 г., «Использование инновационных технологий в учебном процессе»,72 часа, ГУМРФ
Удостоверение ERSIOT2015101605 от 16. 10.2015г о повышении квалификации «Операционный курс Инструктора ERS TechSim», 40ч.
ФПК ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2016г. по программе: «Основы работы с МS Windos 7 и MS Ofisse 2010» 80ч.
Удостоверение № 10 от 23. 03. 2017 о повышении квалификации «Использование инновационных технологий в учебном процессе»», ФГБОУ ВО ««ГУМРФ адм. С.О. Макарова», 40ч.
Удостоверение № А22017/0606 от 20.10.2017 г., «Подготовка, оценка компетентности и дипломированных моряков», ФГБОУ ВО «ГУМРФ адм. С.О. Макарова», 36ч.
Свидетельство № ТТТ287/19S от 26 апреля 2019г. "Подготовка инструктора тренажерной подготовки и экзаменатора" ФГБОУ ВО «ГУМРФ адм. С.О. Макарова».
Сертификат 2020RUSSIMLCSH1108 от 20.11. 2020г. о повышении квалификации «Операционный курс Инструктора тренажера LCHS 5000 TechSim»
Живлюк Григорий Евгеньевич, доцент кафедры Двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок, к.т.н., ученое звание доцентИнженер - механик,
Двигатели внутреннего сгорания
39 лет / 13 лет
1. Транспортная энергетика
2. Вахтенное обслуживание СЭУ (Тренажер машинного отделения)
3. Основы автоматики и теории управления техническими системами
4. Судовые двигатели внутреннего сгорания
5. Измерение параметров рабочих процессов в СЭУ и контрольно-измерительные приборы
6. Энергетическое обеспечение перевозок
Свидетельство № А22017/0449 от 24. 03. 2017 г о повышении квалификации «Подготовка, оценка компетентности и дипломирование моряков», ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова
Удостоверение 7827 00062732 от 14. 04. 2017. «Гармонизация образовательных и профессиональных стандартов при подготовке специалистов в области кораблестроения и океанотехники» ФГБОУ ВО СПбГМТУ.
Cвидетельство №7827 00304339, от 2019 г, Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Актуальные проблемы морской энергетики. Технические, экономические и технологические аспекты», СПбГМТУ, 42 ч.
Сертификат 2020RUSSIMLCSH1102 от 20.11. 2020г. о повышении квалификации «Операционный курс Инструктора тренажера LCHS 5000 TechSim»
Окунев Василий Николаевич, доцент кафедры Двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок, к.т.н., ученое звание доцентМорской инженер,
Судовые энергетические установки
20 лет / 16 лет
1. Вахтенное обслуживание СЭУ (Тренажер машинного отделения)
2. Двухтопливные и традиционные двигательные установки судов.
3. Энергетические установки судов вспомогательного флота и их эксплуатация
Удостоверение № 492 от 06. 12. 2017 г о повышении квалификации" Практическое использование компонентов информационно-образовательной среды в образовательном процессе» ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова», 16 ч.
Свидетельство №0001/2016 ТТР от 18.03. 2016 г. Курсы инструкторов учебнотренажерных центров судов и береговых учебнотренажерных центров по подготовке моряков (грузобалластный тренажер), Учебнотренажерный центр Санкт-Петербургского Морского технического колледжа
Свидетельство №001/2015 TWE от 31. 07.2015 г. Курсы инструкторов УТЦ судов и береговых УТЦ по подготовке моряков (тренажер машинного отделения), Учебнотренажерный центр СанктПетербургского Морского технического колледжа
Сертификат ERSIOT2015083105 Вводный курс «Обучение по работе тренажером ERS 5000 TechSim», ООО «Транзас Навигатор»
Удостоверение №0065/15ТБ от 16. 04. 2015 г. Курс повышения квалификации «Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъектах транспортной инфраструктуры водного транспорта», ЧОУ ДПО Учебнотренажерный центр «Совкомфлот»»
Свидетельство № ТТТ29_/20 от 24 апреля 2020г. "Подготовка инструктора в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и с учетом типового курса ИМО6/09" при ФГБОУ ВО «ГУМРФ адм. С.О. Макарова»
Недошивин Андрей Иванович, доцент кафедры Двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок, к.т.н., ученое звание с.н.с.Инженер-механик,
Судовые силовые установки
60 лет / 45 лет
1. Транспортная энергетика
2. Судовые двигатели внутреннего сгорания
3. Технология обработки воды на судах
4. Применение топлив и масел на судах
5. Энергетическое обеспечение перевозок
Удостоверение № А22017/0609 от 20.10.2017 г., «Подготовка, оценка компетентности и дипломированных моряков», ФГБОУ ВО «ГУМРФ адм. С.О. Макарова», 36ч.
Удостоверение № 0490 от 06. 12. 2017 г. о повышении квалификации "Практическое использование компонентов информационнообразовательной среды в образовательном процессе» ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова», 16 ч..
Мартьянов Владимир Васильевич, доцент кафедры Двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок, к.т.н., ученое звание отсутствуютМорской инженер,
Судовые энергетические установки
17 лет / 15 лет
1. Вахтенное обслуживание СЭУ (Тренажер машинного отделения)
2. Эксплуатация Судовых ДВС
3. Энергетические установки судов вспомогательного флота и их эксплуатация
4. Эксплуатация дизельных энергетических установок.
5. Двухтопливные и традиционные двигательные установки судов.
6. Процедуры управления и технического обеспечения безопасности речных судов
Удостоверение № А22017/0608 от 20.10.2017 г., «Подготовка, оценка компетентности и дипломированных моряков», ФГБОУ ВО «ГУМРФ адм. С.О. Макарова», 36ч.
Удостоверение № 493 от 06. 12. 2017 г. о повышении квалификации "Практическое использование компонентов информационнообразовательной среды в образовательном процессе» ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова», 16 ч.
Свидетельство № ТТТ292/19S от 26 апреля 2019г. "Подготовка инструктора тренажерной подготовки и экзаменатора" при ФГБОУ ВО «ГУМРФ адм. С.О. Макарова»,
Сертификат 2020RUSSIMLCSH1103 от 20.11. 2020г. о повышении квалификации «Операционный курс Инструктора тренажера LCHS 5000 TechSim»
Пальтов Сергей Алексеевич, доцент кафедры Двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок, к.т.н., ученое звание отсутствуетИнженер-механик
15 лет / 13 лет
1. Судовые двигатели внутреннего сгорания.
2. Вахтенное обслуживание СЭУ (Тренажер машинного отделения)
3. Энергетические установки судов вспомогательного флота и их эксплуатация
4. Двухтопливные и традиционные двигательные установки судов.
Удостоверение № ERS IOT – 2015101610 от 16. 10.2015 г., о прохождении стажировки по курсу «ERS TechSim – «Операционный курс инструктора», ФГБОУ ВО ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова 40ч.
Удостоверение № 488 от 06. 12. 2017 г. о повышении квалификации "Практическое использование компонентов информационнообразовательной среды в образовательном процессе» ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова», 16 ч.
Сертификат 2020RUSSIMLCSH1107 от 20.11. 2020г. о повышении квалификации «Операционный курс Инструктора тренажера LCHS 5000 TechSim» при ФГБОУ ВО «ГУМРФ адм. С.О. Макарова»
Свидетельство № ТТТ292/20 от 24 апреля 2020г. "Подготовка инструктора в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и с учетом типового курса ИМО6/09" при ФГБОУ ВО «ГУМРФ адм. С.О. Макарова»
Шарик Владимир Валентинович, доцент кафедры Двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок, к.т.н., ученое звание доцент,
Действующий механик морских судов 1 разряда
Инженер-механик,
Эксплуатация судовых силовых установок
30 лет / 11 лет
1. Вахтенное обслуживание СЭУ (Тренажер машинного отделения)
2. Эксплуатация дизельных энергетических установок
3. Технология обработки воды на судах
4. Применение топлив и масел на судах
Свидетельство № ТТТ399/20S от 20 марта 2020г. "Подготовка инструктора тренажерной подготовки и экзаменатора в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ с поправками (Разделы А1/6 и А1/12 Кодекса ПДНВ) и с учетом и с учетом типовых курсов ИМО 6. 09 и 6. 10" при ФГБОУ ВО «ГУМРФ адм. С.О. Макарова»
Пилецкий Андрей Евгеньевич, старший преподаватель кафедры Двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок, ученая степень отсутствует, ученое звание отсутствует,
Действующий механик морских судов II разряда
Инженер-механик,
Эксплуатация судовых силовых установок
31 год / 28 лет
1. Эксплуатация дизельных энергетических установок
2. Технология обработки воды на судах
3. Применение топлив и масел на судах
4. Вахтенное обслуживание СЭУ (Тренажер машинного отделения)
Свидетельство ERSIOT2015101609 от 16. 10.2015г. о повышении квалификации «Операционный курс Инструктора ERS TechSim» 40 ч., МУТЦ ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова
Удостоверение №А22017/0475 от 24. 03. 2017 г., курсы повышения квалификации «Подготовка, оценка компетентности и дипломированных моряков», ФГБОУ ВО ««ГУМРФ адм. С.О. Макарова», 36ч.
Удостоверение № 494 от 06. 12. 2017 г. о повышении квалификации " Практическое использование компонентов информационнообразовательной среды в образовательном процессе» ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова», 16 ч.
Свидетельство № ТТТ397/20S от 20 марта 2020г. "Подготовка инструктора тренажерной подготовки и экзаменатора в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ с поправками (Разделы А1/6 и А1/12 Кодекса ПДНВ) и с учетом и с учетом типовых курсов ИМО 6. 09 и 6. 10" при ФГБОУ ВО «ГУМРФ адм. С.О. Макарова»

Сведения о представителях работодателей, участвующих в учебном процессе

Фото ФИО, должность
Преподаваемые дисциплины Основное место работы
Окунев Василий Николаевич,
доцент, к.т.н., доцент
1. Вахтенное обслуживание СЭУ (Тренажер машинного отделения)
2. Двухтопливные и традиционные двигательные установки судов
3. Энергетические установки судов вспомогательного флота и их эксплуатация
ООО «СКФ Арктика» (группа компаний «Совкомфлот»), руководитель административно-хозяйственной группы
Венцюлис Леонард Станиславович,
профессор: д.т.н., профессор
1. Транспортная энергетика
2. Энергетические установки судов вспомогательного флота и их эксплуатация
3. Технология обработки воды на судах
ФГБНУ АН РФ «Научный центр экологической безопасности», главный научный сотрудник – заместитель директора центра
Шарик Владимир Валентинович,
доцент, к.т.н., доцент, механик морских судов 1 разряда
1. Вахтенное обслуживание СЭУ (Тренажер машинного отделения)
2. Эксплуатация дизельных энергетических установок
3. Технология обработки воды на судах
4. Применение топлив и масел на судах
Старший механик морского судна
Пилецкий Андрей Евгеньевич,
ст. преподаватель
1. Эксплуатация дизельных энергетических установок
2. Технология обработки воды на судах
3. Применение топлив и масел на судах
4. Вахтенное обслуживание СЭУ (Тренажер машинного отделения)
2-ой механик ОАО “Совкомфлот”

 

Сведения о соответствии установленным нормам количества преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий, учреждений, задействованных в образовательном процессе

Кадровое обеспечение основной профессиональной образовательной программы
Всего чел. С базовым образование, соответствующим профилю преподаваемой дисциплины С учёными степенями и званиями
чел. % чел. %
11 11 100 10 91

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Cведения об учебно-методическом и информационном обеспечении преподаваемых дисциплин

Преподавательский состав кафедры имеет большой опыт практической и научной работы, представлен в различных научных и общественных организациях отрасли, привлекается экспертами при расследовании аварий и судебных споров, связанных с ними.

Зав. кафедрой д.т.н., профессор Иванченко Александр Андреевич имеет большой опыт преподавательской и научной работы.

В рамках научной деятельности выполнял обязанности ответственного исполнителя, руководителя раздела, руководителя темы более чем 30 НИР, выполняемых по тематическому плану Минтранса РФ, а также в рамках координационного плана ГКНТ СССР по решению проблем, направленных на создание и освоение двигателей внутреннего сгорания с увеличенной топливной экономичностью и увеличенным ресурсом (программа 0.13.07), на защиту воздушного бассейна от загрязнения вредными веществами (программа 0.85.030, на расширение ресурсов топлив для двигателей внутреннего сгорания (программа ОЦ-0.45), создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения (ФЦП "Национальная технологическая база"), а также по договорам с предприятиями отрасли.

Параллельно с основной работой д.т.н. профессор Иванченко А.А. входит в состав:

  • Президиума НТС Российского Морского Регистра судоходства
  • Научно-технического совета Морского Регистра судоходства (в качестве председателя секции судовых механических установок, систем, валопроводов и движителей и члена секции охраны окружающей среды);
  • Научно-технического совета Речного регистра (в научно- технической секции механических установок);
  • Секции технической политики Российского Союза Судовладельцев;
  • Секции энергетики ДОМА УЧЕНЫХ им. Горького Российской Академии наук;
  • Докторского диссертационного совета НГМУ им. Ф.Ф. Ушакова по специальности «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)» и «Эксплуатация водного транспорта»;
  • Докторского диссертационного совета ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова по специальности «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)» и «Технология судостроения и судоремонта»
  • Докторского диссертационного совета СПбГМТУ по специальности «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)» и «Судовое электрооборудование и приводы»
  • Учебно-методического объединения по образованию в области водного транспорта и кораблестроения при ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова
  • Редколлегии признанного ВАК межотраслевого научно-технического журнала “Двигателестроение”.
  • Редколлегии признанного ВАК научно-технического журнала Российского морского регистра судоходства.

В соответствии с приказом Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования Российской Федерации и распоряжением Минобразования неоднократно привлекался экспертом при проведении аттестационной экспертизы состояния подготовки специалистов в Санкт-Петербургском Морском техническом университете, Северном арктическом федеральном университете, Волжском университете водного транспорта, Новороссийского морского университета и др.

Профессор кафедры д.т.н, профессор Венцюлис Леонард Станиславович имеет большой опыт преподавательской и научной работы, является заслуженным деятелем науки и техники РФ, заслуженным работником высшей школы. Имеет огромный опыт руководства НИР по заказам Управления кораблестроения МО РФ, Комитета по охране природы, Правительства Санкт-Петербурга, входит в состав диссертационного совета ФГБОУ ВО ВМА имени адмирала Кузнецова.

Профессор кафедры Петров Александр Павлович имеет большой опыт преподавательской и научной работы. Длительное время работал в Центральном научно-исследовательском дизельном институте на уровне заведующего лабораторией и начальника отдела, принимал участие в создании систем управления судовых дизельных установок на базе отечественных дизелей.

Доцент кафедры Живлюк Григорий Евгеньевич имеет большой опыт преподавательской и научной работы научной работы. Длительное время работал в Центральном научно-исследовательском дизельном институте на уровне заведующего лабораторией перспективных двигателей, принимал участие в создании отечественных судовых дизелей.

Доцент Коржук Сергей Николаевич имеет большой опыт преподавательской и научной работы. Длительное время занимался эксплуатацией дизельных установок на кораблях военно-морского флота и отвечал за их техническую эксплуатацию.

Доцент Мартьянов Владимир Васильевич имеет большой опыт эксплуатации дизельных установок на пассажирских судах, а также управления их безопасностью. В рамках научной работы занимался крутильными колебаниями судовых валопроводов и прогнозированием вибрации корпусных конструкций, вызываемой валопроводом в их переборках. В период навигации на водоемах Северо-Западного региона работает в руководстве судоходных компаний, а также механиком на пассажирских судах.

Доцент Окунев Василий Николаевич имеет опыт технической эксплуатации дизельных установок на судах СЗБФ ФГУП «РОСМОРПОРТ», где длительное время работал начальником отдела учета и планирования работы флота (служба флота). В настоящее время работает в административно-хозяйственной группе ООО «СКФ Арктика» (группа компаний «Совкомфлот»).

Доцент кафедры к.т.н., с.н.с. Недошивин Андрей Иванович имеет большой опыт преподавательской и научной работы, является специалистом в области эксплуатации дизельных установок судов речного и река-море плавания. Длительное время занимал должность начальника НИО Судовые ДВС ЛИВТА. Выполнял обязанности ответственного исполнителя, руководителя раздела, руководителя темы более чем 20 НИР, выполняемых по тематическому плану Минтранса РФ, а также в рамках координационного плана ГКНТ СССР по решению проблем, направленных на создание и освоение двигателей внутреннего сгорания с увеличенной топливной экономичностью и увеличенным ресурсом (программа 0.13.07), на расширение ресурсов топлив для двигателей внутреннего сгорания (программа ОЦ-0.45), а также по договорам с предприятиями отрасли.

Доцент кафедры Пальтов Сергей Алексеевич имеет большой опыт модернизации дизельных установок судов путем замены в них главных и вспомогательных двигателей устаревших конструкций на современные. В рамках диссертационного исследования занимался проблемами диагностирования судовых дизелей.  В настоящее время работает в инженерном центре компании Catterpillar»

Доцент кафедры Шарик Владимир Валентинович имеет большой опыт эксплуатации дизельных установок крупнотоннажных нефтеналивных судов в качестве старшего механика.  В рамках диссертационного исследования занимался проблемами надежности и диагностирования судовых дизелей. В настоящее время продолжает работать на морском флоте в качестве старшего механика нефтеналивного судна.

Старший преподаватель Пилецкий Андрей Евгеньевич имеет большой опыт эксплуатации дизельных установок транспортных морских судов ПАО «СОВКОМФЛОТ», выполняя обязанности 2-го механика.

Образовательная деятельность

В соответствии с имеющейся материально-технической базой, и кадровым обеспечением с момента основания в зависимости от потребностей отрасли в разные годы кафедра ведет работу в двух направлениях.

Это подготовка морских инженеров для проектных организаций, судостроительных и судоремонтных предприятий по направлению подготовки специалистов “Кораблестроение и океанотехника” по специальности - “Судовые энергетические установки”, проведение научно-исследовательских работ по новому судостроению.

И второе – это подготовка инженеров-механиков эксплуатационного профиля по специальности “Эксплуатация судовых энергетических установок”, проведение научно-исследовательских работ по совершенствованию технической эксплуатации эксплуатирующегося флота, повышению эффективности энергетических установок судов.

Подготовка научно - педагогических кадров кафедрой ведется кафедрой через аспирантуру по номенклатуре специальностей научных работников: 05.08.05 - «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)».

Учебная, методическая и воспитательная работа кафедры направлена на подготовку выпускников, обладающих высокими нравственными качествами и теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями ФГОС (ГОС) высшего профессионального и послевузовского образования, и программ дополнительного профессионального образования плавсостава водного транспорта “Второй и старший механик морского судна”, “Механик и Капитан - механик речных судов”, “Восстановительная программа для судовых механиков” и др.;

Результатом труда ученых кафедры являются: более 8000 инженеров- механиков, доведенные до высокого уровня надежности судовые двигатели в процессе подконтрольной эксплуатации головных судов, а также широкое отражение деятельности специалистов кафедры в целой серии учебников.

Научно-исследовательская деятельность

Научная работа преподавательского состава кафедры СЭУ, ТС и Т с момента образования и до настоящего времени направлена на оказание услуг в области судостроения и технической эксплуатации морского и речного флота. Специалисты кафедры в течение последних десятилетий занимали ведущие позиции в судостроении, морском и речном транспортах по целому ряду направлений и имеют опыт решения ниже следующих задач:

  • Создание новых типов судовых энергетических установок и комплектующего оборудования;
  • Разработка методов, моделей и выработка рекомендаций по оптимизации вариантов комплектации, компоновки и расположения СЭУ;
  • Подконтрольная эксплуатация нового судового энергетического оборудования, экспертиза причин отказов и аварий;
  • Разработка, согласование с Регистром и сопровождение системы технической эксплуатации флота на основе разумного сочетания различных видов технического обслуживания (по регламенту, по состоянию с использованием средств диагностики) для судоходных компаний и фирм, обеспечивающих технический менеджмент;
  • Диагностика судового оборудования, разработка рекомендаций по переводу его на эксплуатацию с удлиненными межремонтными сроками;
  • Разработка новых и подбор диагностических приборов и экспертных систем для определения технического состояния оборудования дизельных установок;
  • Согласование характеристик и поставка комплекса автоматической диагностики дизельных установок (портативного), включающего в себя диагностику рабочего процесса, топливной аппаратуры, деталей ЦПГ, системы наддува, системы выпуска;
  • Нормирование расходов топлива, масел и смазок с учетом условий эксплуатации флота;
  • Создание судов газоходов и их энергетических установок;
  • Решение задач по применению газообразных топлив в энергетических установках эксплуатирующихся судов, разработка рекомендаций по их модернизации;
  • Замена импортных топлив, масел, смазок и элементов соответствующих судовых систем отечественными и более качественными аналогами;
  • Расширение номенклатуры применяемых топлив, разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности применения в дизельных установках судов новых топлив;
  • Разработка техники и технологий для утилизации тепла в транспортных и стационарных энергетических установках;
  • Разработка и модернизация систем автоматизированного управления СЭУ, разработка и поставка типовых микропроцессорных и пневматических (низкого давления) систем ДАУ, разработка и поставка микропроцессорных систем управления дизель - генераторами;
  • Контроль и снижение выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизельных установок судов;
  • Разработка техники и технологий для нейтрализации выбросов вредных веществ с отработавшими газами судовых дизелей на выпуске.

Основными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры ДВС и АСЭУ с момента ее основания были:

  • Совершенствование технической эксплуатации судовых ДВС, моделирование их эксплуатационных режимов работы;
  • Оптимизация рабочих процессов судовых дизелей;
  • Комплексное программное обеспечение оптимизации и диагностики рабочих процессов судовых дизелей;
  • Техническое обеспечение безопасности судов, создание исследовательской аппаратуры для испытаний главных дизелей судов БМП, ЧМП, ММП;
  • Совершенствование систем наддува, исследование и совершенствованием мероприятий по борьбе с пожарами, исследованием интенсивности износов ДВС;
  • Разработка средств судовой автоматизации и требований к ним по договорам с ЦНИИМФ, Регистром, НПО “Аврора”.

Соответственно в состав кафедры в разные годы входили научно-исследовательские лаборатории: Судовых ДВС; Автоматизации ССУ; Воды, топлива и масла; Охраны окружающей среды; Надежности; Организации ТЭФ; Сектор перспективного развития ССУ и др. Практически по всем направлениям на кафедре подготовлены и защищены ряд кандидатских и докторских диссертаций.

Разработка учебно-методического обеспечения

Учебная, методическая и воспитательная работа кафедры направлена на подготовку выпускников, обладающих высокими нравственными качествами, теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в соответствии требованиями Конвенции ПДНВ и ФГОС высшего и послевузовского образования.

Материальная база

В состав кафедры входит учебный лабораторный комплексе, включающий в себя лаборатории: Судовых двигателей внутреннего сгорания, Судовых энергетических установок, Автоматизированных систем управления СЭУ, компьютерный класс и целый ряд тренажеров Машинного отделения судна. Лабораторный комплекс возглавляет заведующий лабораторией, который непосредственно подчиняется заведующему кафедрой.

Имеющиеся в распоряжении кафедры учебные компьютерные классы, лаборатории и тренажеры позволяют успешно решать следующие задачи:

  • обеспечение связи теории и практики, закрепление теоретических знаний, полученных студентами и курсантами на лекциях;
  • обеспечение выполнения лабораторных работ и практических занятий в соответствии с рабочими программами дисциплин кафедры;
  • привитие навыков соблюдения правил техники безопасности всеми лицами, работающими на лабораторном оборудовании;
  • развитие необходимых умений и совершенствование практических навыков у студентов и курсантами по дисциплинам кафедры;
  • обеспечение тренажерной подготовки выпускников;
  • развитие у студентов и курсантов инициативы, самостоятельности и умения принимать управленческие и технические решения в процессе выполнения лабораторных и учебно-исследовательских работ;
  • обеспечение научных исследований профессорско-преподавательским составом, аспирантами, курсантами и студентами;
  • обеспечение постановки экспериментов в порядке выполнения студентами и курсантами учебно-исследовательских, курсовых и дипломных проектов (работ).